Лучший педагог года

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников» (4 фото)

Наталья Андреева
Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников.

1. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности : познавательно – игровой.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

2. Актуальность проблемы

Публикация «Проект „Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников“» размещена в разделах

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, затруднены процессы запоминания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, развивать воображение и память.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, таких, например, как использование приёмов мнемотехники. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями и схемами, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире; эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно - развитие речи.

Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

• Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

• Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

3. Цель проекта : Развитие памяти и связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

4. Задачи проектной деятельности :

1. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; учить запоминать стихотворения с помощью мнемотаблиц.

2. Развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом изображении.

3. Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по правилам, по инструкции.

4. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

5. Способствовать развитию связной речи, обогащению и активизации словарного запаса. Учить перекодированию информации, т. е. преобразовывать абстрактные символы в образы, а образы в символы.

6. Воспитывать потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

7. Обеспечивать взаимодействие с родителями по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

5. Участники проекта :

Дети старшего дошкольного возраста, родители.

6. Предполагаемый результат:

1. Сформированные коммуникативные навыки общения;

2. Повышения уровня мотивации к занятиям;

3. Развитие памяти и логического мышления.

Гипотеза: использование мнемотехники будет способствовать расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, памяти, связной речи воспитанников.

Предварительный итог работы:

Разработан методический продукт по развитию речи с использованием мнемотехники : мнемотаблицы для использования мнемотехники в ДОУ, конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники.

У дошкольников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи (см. диагностика 1).

Повысилась речевая активность детей (см. диагностика 2).

Дети научились преобразовывать абстрактные символы и образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции (см. работы детей).

В результате

Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с детьми дошкольного возраста способствовало расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя, памяти, связной речи воспитанников.

Перспективный план выполнения проекта.

Срок Виды деятельности

Сентябрь 1. Заучивание «Дуб» И. Токмакова.

2. Беседа об осени (составление рассказа детьми)

Октябрь 1. Заучивание «Осенью» А. Плещеев.

2. Составление рассказа по картине «Белка»

Ноябрь 1. Заучивание К. Бальмонт «Осень»

2. Познавательное занятие «Хлеб всему голова»

Декабрь

1. Заучивание «Зима» И. Суриков.

2. Познавательное занятие «Продукты питания»

3. Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (№12 художественная литература)

Январь 1. Заучивание «Мороз – воевода» Н. Некрасов.

2. Беседа о зиме. (составление рассказов детьми)

Февраль 1. Заучивание «Песня о ёлке» С. Марщак.

2. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Март 1. Заучивание «8 марта» В. Берестов.

2. Беседа о весне

3. Познавательное занятие «Времена года»

Апрель 1. Заучивание «Посидим в тишине» Е. Благинина

2. Составление описательного рассказа на тему: «Увидел скворца – знай, весна у крыльца».

Май 1. Заучивание «Сельская песня» А. Плещеев

2. Беседа о лете

3. Пересказ «Хотела галка пить».

Выполнение проекта :

Заучивание

стихотворений И. Токмакова «Дуб» Приложение 1

А. Плещеев «Осенью» Приложение 2

К. Бальмонт «Осень» Приложение 3

И. Суриков «Зима» Приложение 4

Н. Некрасов «Мороз – воевода» Приложение 5

С. Маршак «Песня о ёлке» Приложение 6

В. Берестов «8 марта» Приложение 7

Е. Благинина «Посидим в тишине» Приложение 8

А. Плещеев «Сельская песня» Приложение 9

Описательные рассказы, описание игрушек, связный рассказ по картине Беседа об осени. Приложение 10

Составление рассказа по картине «Белочка» Приложение 11

Беседа о зиме. Приложение 12

Составление рассказа по картине «Лиса и лисятами»

Приложение 13

Беседа о весне. Приложение 14

Описательный рассказ «Увидел скворца – знай: весна у крыльца». Приложение 15

Беседа о лете. Приложение 16

Режимные моменты Последовательность одевания и раздевания. Приложение 17

Заучивание считалок для игровой деятельности. Приложение 18

Гимнастика Приложение 19

Дежурство по столовой. Приложение 20

Умывание Приложение 21

Игры, загадки «Отгадай-ка!» - вечернее развлечение.

Приложение 22

Пересказ Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Приложение 23

Пересказ «Хотела галка пить» Приложение 24

Интеграция элементов мнемотехники в занятия познавательного цикла Познавательное занятие «Хлеб всему голова» Приложение 25

Познавательное занятие «Продукты питания» Приложение 26

Познавательное занятие «Времена года»

Приложение 27

Продуктивная деятельность (ИЗО, аппликация, лепка) Мнемотаблицы по ИЗО 28

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада». М. : Мозайка-Синтез, 1999

2. Большова, Т. В. «Учимся по сказке». «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. «Использование опорных схем в работе с детьми» Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения № 1, 2008, с. 16

4. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» М., 1985 — с. 92

5. Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

6. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» 2009.

7. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников» Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

8. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

9. Чохонелидзе Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»
Фото «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»
Проект - фото
Фото №1 Использование приёмов
Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи Доклад к презентации для воспитателей и родителей. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, для детей младшего возраста».

Использование мнемотехники в развитии памяти и речи дошкольников 1 СЛАЙД Прежде, чем мы начнем говорить о мнемотехнике, хочется немного сказать о памяти. Память - это основа психической жизни, основа нашего.

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

Опыт работы «Развитие памяти и связной речи у детей средствами мнемотехники» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать о своей работе по самообразованию Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

Проект «Использование метода мнемотехники в развитии старших дошкольников» Цель проекта • Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотехники. Тип.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»
Опубликовано: 9 октября 2018 в 19:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД