Валентина Тимакова
Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, стихотворения, и, конечно, развитие речи.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эффективность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, то запоминание не будет таким эффективным. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- обучать детей правильному звукопроизношению;
-развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки ;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения;
- контрастные рамки и др.
В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании связной речи :
- наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям предметы и их характерные признаки, производимые с ними называть действия;
- создание плана высказывания, важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л. С. Выготский).
В основе мнемотехники лежит работа с графической моделью. Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе представляет;
д) не нужно использовать этот метод без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие :
- высокое развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания;
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.