Наталья Бокова
Проект по использованию мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего возраста с ТНР
▼ Скачать
ОДО филиала МБОУ»Коробицынская СОШ» в п. Красносельское
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Выполнила: БОКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
2014год
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть:
1.1 Что такое мнемотехника.
Публикация «Проект по использованию мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми старшего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
1.2 Цель и задачи проекта.
1.3 Ожидаемые результаты.
2. Практическая часть.
3. Список использованных источников.
4. Приложение.
I
Введение
Можем ли мы прожить без поэзии хоть один день? Можем, но какая это будет жизнь? Серая, скучная, однообразная.
Ребёнок ещё лежит в колыбели, а мама уже читает ему ритмичные стихи Агнии Барто, потешки, прибаутки, поёт колыбельные песенки. Когда малыш подрастёт, этот заложенный в подсознании первый опыт облегчит ему сознательный подход к процессу заучивания, к восприятию и воспроизведению художественных произведений.
Кроме стихотворений, которые дети заучивают на занятиях, в жизни детского сада ещё много моментов, где требуется заучивание стихотворных текстов. Это и стихи к праздникам, утренникам, развлечениям, тексты песен, понравившийся ребёнку стишок, который он непременно хочет выучить и рассказать маме. И это замечательно, так как установка мобилизует память, внимание, ребёнок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, память, формируется культурный уровень ребёнка. Каждое стихотворение, усвоенное малышом, обогащает его словарный запас, что в свою очередь формирует речь дошкольника.
Чем больше ребёнок будет учить наизусть, тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.
Дети по-разному запоминают текст стихотворений : кто-то быстрее, кто-то медленнее, один ребёнок запоминает текст надолго, другой быстро его забывает. Особенно трудно запоминать стихотворения детям с ОНР. Ведь у них: «При относительно сохранной смысловой, логической памяти…заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). Заучивая стихи, эти дети часто забывают слова, переставляют их местами, подолгу не могут вспомнить, что же дальше. Поэтому дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Такая работа вызывает у них быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Как же сделать, чтобы непосильный труд превратился в привлекательный и интересный для детей вид деятельности. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания,
II
сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить текст.
Использование мнемотаблиц – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Особенность методики – применение изображения не предметов, а их символов (весна – буква «В», птица – галочка и др.).
Научные исследования и практика, подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. и др.) .
Следовательно актуальность использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование мнемотаблиц вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания стихотворного текста, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
- в-третьих, применяя мнемотаблицы, мы учим видеть детей главное в стихотворении систематизировать полученные знания.
Создавая (под руководством воспитателя) мнемотаблицу, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Поэтому наряду с традиционными методами и приёмами, используемыми при заучивании
стихотворений, очень эффективны приёмы мнемотехники.
III
Наличие зрительного плана-схемы делает воспроизведение детьми стихотворных текстов чёткими, связными и последовательными. А неприятная, утомительная работа превращается в любимый детьми вид деятельности – увлекательную игру.
IV
Теоретическая часть
Правильная организация обучения детей с ОВЗ – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей.
Поэтому, наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.
Практика работы в логопедических группах показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н. э.).
Искусство запоминания назвали словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86 – 82 г. г. до н. э. и принадлежат перу Цицерона, а также Квинталиану.
Современный энциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехнике :
- мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций;
- мнемотехника :
1) то же, что мнемоника;
2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат, имён). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
V
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику :
- мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась, как в теоретическом, так и в техническом плане, и делает возможным, не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не- запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придётся применять сформированный навык запоминания – последовательность определённых мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Качество запоминания, которое даёт мнемотехника, можно сравнить с перемещением по папкам в компьютере. Но, к сожалению, в каждой «мнемонической папке» может быть записано не так много информации – от одного до нескольких десятков телефонных номеров, например. Запомненные сведения могут быть точно воспроизведены как в прямом, так и в обратном порядке, а также выборочно, без перебора всей, имеющейся в памяти информации.
Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путём запоминания на их места новых сведений.
VI
Мнемотехника значительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность не отставать от технического прогресса.
Итак, что же такое современная мнемотехника?
Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придётся учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами (В. К. Воробьёва, предметно-схематическими моделями (Т. А. Ткаченко, блоками-квадратами (В. П. Глухова, схемой составления рассказа (Л. Н. Ефименко).
Использование мнемотехники занимает большое место в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего детства определённые навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Они отображают, например, алгоритмы процессов умывания, одевания на прогулку, правила пользования спортивным уголком и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко запоминает и воспроизводит текстовую информацию.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Таким образом, перед нами встали следующие задачи:
VII
Цель проекта : Повышение эффективности заучивания стихов и малых фольклорных форм
дошкольниками старшего возраста с ОНР.
Задачи проекта : 1) Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме;
2) Формирование у детей практических умений по использованию
мнемотаблиц при заучивании стихов :
а) умение выделять основное смысловое содержание стихотворения;
б) умение устанавливать причинно-следственную связь;
в) умение пользоваться приёмами мнемотехники;
г) умение классифицировать и обобщать.
3) Обогащение предметно-развивающей среды по теме «Весна»
Ожидаемые результаты:
1) Повышение собственной профессиональной компетенции;
формирование практических умений по использованию мнемотаблиц
при заучивании стихотворений детьми старшего дошкольного
возраста с ОНР.
2) Развитие у детей интереса к заучиванию стихотворений и малых фольклорных форм.
3) Расширение представлений детей о характерных особенностях предметов и явлений окружающей жизни.
4) Преодоление у детей робости, стеснительности при публичном выступлении.
VIII
Практическая чаcть
Свою педагогическую деятельность я начала в восьмидесятых годах прошлого века. В то время не было такого обилия информации, как сейчас. Телевизионных каналов было всего два или три, мультфильмы показывали один раз в день, в строго отведённые 30 минут, детские иллюстрированные книги являлись огромным дефицитом, о видеопроигрывателях ещё мало кто слышал, а компьютеров и DVD и в помине не было. Этим я могу объяснить огромный интерес детей того времени к чтению им книг, слушанию сказок, заучиванию стихотворений.
Но время идёт, новые информационные технологии входят в нашу жизнь, головы наших детей часто забиваются информационным мусором и былого интереса к таким строчкам, как: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…», уже нет.
Наша задача, как педагогов, открыть детям красоту поэзии, заманить их в этот чарующий мир слов и сравнений, научить отличать истинное богатство от наносного мусора.
Заучивание стихотворений всегда вызывало трудности у некоторых детей. С ними проводилась индивидуальная работа, и этого было достаточно.
Начав работать в логопедической группе, я столкнулась с тем, что заучивание стихотворения вызывает трудности почти у всех детей, так как у дошкольников с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. При подготовке к праздничным утренникам работали не только над отличным знанием текста стихотворения, но и над выразительностью, регулированием силы голоса и было очень обидно когда ребёнок волнуясь, забывал строчки, и тут ему уже было не до выразительности и громкости. Многодневная работа шла насмарку. Ребёнок не получал удовлетворения от своего выступления, терял веру в свои силы.
Случайно прочитанные слова К. Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» подтолкнули меня использовать приёмы мнемотехники при заучивании стихотворений.
Начала работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводила работу над словом. Например, давала детям слово «девочка», его символическое обозначение. Когда дети начинали понимать, что значит зашифровать слово, предлагала упражнение на самостоятельное
IX
кодирование слов по своим условным обозначениям. На этом этапе проводила игры: «Подбери слово», «Что бы это значило?» Их суть заключается в том, чтобы к нарисованным символам подобрать соответствующие обозначения. Например, к символу – лицо Деда Мороза, дети подобрали такие слова как «мороз», «стужа», «холод».
Когда воспитанники освоят игру со словом, перехожу к поэтапному кодированию сочетания слов. Например, «большой дом». Научившись называть сочетания слов, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например: «Дети строят дом».
Последовательно перехожу к мнемодорожкам и продолжаю работать с детьми над небольшими стихотворениями, несложными загадками. Например: «Висит груша, нельзя скушать».
После этого перехожу к мнемотаблицам. В мнемотаблицах изображаю то, что считаю нужным, но придерживаясь таких требований:
- модель должна отражать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к заучиваемому стихотворению.
Этапы работы с мнемотаблицей
1 этап. Рассматривание таблицы и того, что на ней изображено.
2 этап. Перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы) т. е. отработка метода запоминания.
Стихотворение заучиваем целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
От детей нельзя требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего запоминания меняем форму повторения: читаем по ролям, повторяем стихи при подходящих обстоятельствах. После заучивания стихотворений
X
мнемотаблицу не убираю несколько дней, желающие дети свободно подходят к ней, припоминают стихотворение. Затем мнемотаблицу помещаем в альбом заученных стихов. Там же находятся иллюстрации, рисунки детей на тему этих стихотворений. Такие альбомы хранятся у нас в книжном уголке, дети время от времени их рассматривают, вспоминают уже знакомые стихотворения.
Копии мнемотаблиц мы разрезаем на квадраты-картинки и играем в следующие игры:
1. «Сложи стихотворение» (восстановление последовательности мнемотаблицы по памяти).
2. «Какие картинки из этого стихотворения?» (смешать разрезанные картинки и отбирать среди них те, которые относятся к названному воспитателем стихотворению).
3. «Найди место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других).
4. «Найди лишнюю картинку» (среди картинок мнемотаблицы на одно стихотворение «заблудилась» картинка из другого стихотворения).
5. «Найди ошибку» (найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста).
6. «Путаница» (распутать два стихотворения – предъявленные вперемешку две мнемотаблицы).
7. «Не зевай, нужную картинку поднимай» (воспитатель читает отрывок текста, а ребёнок находит картинку).
Таким образом, при наблюдении за детьми выявились следующие результаты:
- у детей появился интерес к заучиванию стихотворений и малых фольклорных форм не только на занятиях, но и в повседневной жизни;
- увеличился круг знаний об окружающем мире, активизировался словарный запас;
- в результате отличного знания текста стихотворений, дети стали увереннее держаться перед аудиторией, преодолевают робость, стеснительность.
Поэтому, я считаю, что цель проекта : повышение эффективности заучивания стихов и малых фольклорных форм дошкольниками с ОНР с помощью мнемотаблиц – достигнута. Работу по использованию мнемотаблиц буду продолжать, так как кроме всех названных преимуществ, использование этого метода :
XI
- экономично – используются имеющиеся методческие средства и создаются дидактические средства, не требующие финансовых затрат;
- универсально – может использоваться во всех группах детского сада;
- отличается интегративностью – образовательная деятельность реализуется в нескольких образовательных областях;
- предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка и в самостоятельной деятельности детей не только в непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
XII
Список использованных источников
1. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-64 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие. - М. : Айрис- пресс, 2004.-224 с.
4. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память/ Ребёнок в детском саду. 2004 №2 стр. 59-62
5. Материалы лекций КПК «Технологии развития интеллекта и способностей детей дошкольного возраста».
XIII
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект заучивания стихотворения Н. Найдёновой «Весна» с использованием мнемотаблицы в старшей группе.
Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением.
Задачи:
1. Закрепить умение запоминать и выразительно читать наизусть стихотворение Н. Найдёновой «Весна» с опорой на мнемотаблицу.
2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык.
3. Развивать умение читать стихотворение с различной интонацией (ласково, весело, радостно).
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины весенней природы.
Ход занятия
I
- Ребята, отгадайте загадку!
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По полям шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
-Дети, а каким воробышек был раньше? (ответы детей, затем выкладывается схема развития птенца (яйцо, голенький птенец и т. д.)
-А какие же условия нужны для роста птицы? (корм, вода, свежий воздух, тепло)
-Всё правильно, благодаря этим условиям, птенец постепенно растёт и превращается в большого красивого воробья.
Вывод: оказывается, для развития и роста птенца необходимо тепло, питание, вода, воздух
и любовь близких.
XIV
- А теперь вы рассмотрите по схеме, что нужно для роста и развития птенца (выставляю схему).
-А какой характер у воробьёв? (они весёлые, озорные, шустрые, любят подраться)
-Верно, ребята, воробьи драчливые, особенно по весне. Говорят, если воробьи дерутся, их можно накрыть шапкой, настолько они бывают увлечены дракой, что ничего вокруг не замечают.
-А вы хотите побыть воробушками? Тогда летите ко мне (дети выходят на середину)
Игра – физкультминутка.
-А теперь садитесь в кружок. Мы с вами часто читаем и заучиваем наизусть разные стихотворения. Среди них есть стихи о природе, игрушках, о маме, о дружбе. Если стихи нравятся, их хочется слушать много раз. А что такое стихотворение? (ответы детей).
-Кто пишет стихи?
-Хотите послушать моё любимое стихотворение? (называю автора, читаю).
О весне
Н. Найдёнова
О весне сказали нам
Песни из скворечника.
И серёжки жёлтые
На ветвях орешника
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
XV
Бабочка-крапивница
На лесной проталинке.
Синие подснежники
И сырые валенки.
-Понравилось вам стихотворение?
-Какое настроение оно у вас вызвало?
-Каким голосом надо его рассказывать?
-А какими словами поэт говорит:
об орешниках?
о воробьях?
о вербе?
о ручейках?
о валенках?
-Что такое проталина? (после долгой зимы, под тёплыми солнечными лучами просыпается земля, тает снег, видно чёрную землю).
-А теперь послушайте стихотворение ещё раз, а запомнить его вам поможет таблица для запоминания. Слушайте и смотрите внимательно (чтение стихотворения воспитателем с опорой на мнемотаблицу).
II
Поиграем в «Эхо»
-Я буду говорить начало строчки, а вы добавляйте последнее слово в строке.
-А теперь I часть – говорим шёпотом
II часть – весело
III часть – дружно
XVI
III
- Кто уже запомнил и сам может рассказать это стихотворение?
- Попробуй рассказать его весело (радостно, ласково)
- Мне понравилось, как вы сегодня выучили ещё одно красивое стихотворение о природе.
XVII
СТИХОТВОРЕНИЯ К МНЕМОТАБЛИЦАМ
1. «ВЕСНА» Н. НАЙДЁНОВА
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И серёжки жёлтые
На кустах орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Бабочка-капустница
На лесной проталинке,
Синие подснежники
И сырые валенки.
2. На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат:
«Подснежник, хватит спать!»
З. Александрова
3. Загадка о весне
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой – улей - пчела первый мёд принесла.
На плотные комочки –
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
4. «Весна пришла»
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на листья клёна –
Сколько носиков зелёных!
Т. Дмитриев
5. «Помощники весны»
Лёня с Петей, взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из-под ведра:
- Этак мне придётся скоро
Убираться со двора!
Г. Ладонщиков
6. Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
С. Маршак
7. Ты весна, весна – красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целый воз!
8. Воробей с берёзы
На дорогу прыг.
Больше нет мороза
Чик-чирик!
9. Загадка о весне
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Радостно запели.