Сотникова Екатерина Федоровна
Проект «Использование камешков марблс для развития сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Название проекта «Использование камешков марблс для развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста»
Автор – разработчик Сотникова Е. Ф., воспитатель
Исполнители проекта Воспитатель, родители, дети ранней группы
База реализации проекта МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Рябинка»
Сроки проведения сентябрь 2021 – май 2022
Возраст детей Дети 2 группы раннего возраста
Публикация «Проект „Использование камешков марблс для развития сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Общее количество детей: 21,
из них мальчиков – 15, девочек -6
Вид проекта Долгосрочный
Тип проекта Игровой, творческий
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
Цель проекта Формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр с камешками Марблс.
Задачи
Педагоги:
Создать необходимые условия для реализации проекта
Дети:
Воспитывающая - воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм с камешками марблс.
Обучающая - дать представления о камешках марблс и их применении в дидактических играх и упражнениях
Развивающая - развивать сенсорное и сенсомоторное восприятие; развивать общую и мелкую моторику рук; развитие творческих возможностей ребенка, развивать творческое мышление, фантазию, развивать познавательную деятельность
Родители:
Познакомить с нетрадиционной технологией использования камешков марблс в развитии детей раннего возраста.
Актуальность Актуальность данной инновационной технологии заключается в том, что целенаправленная работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, стимулируют познавательное развитие.
Ожидаемые результаты
1. Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр с камешками марблс, проведение дидактических игр;
2. Повышение уровня сенсорного развития детей;
3. Пополнение уголка дидактическими играми и пособиями для игр с камешками марблс.
4. Повышение знаний у родителей о применении камешек марблс в дидактических играх.
Продукт проектной деятельности
1. Картотека по экспериментированию с камнями.
2. Картотека игр и упражнений с камешками
«Марблс»
3. Картотека шаблонов для выкладывания камешками Марблс.
4. Консультации для родителей
5. Конспекты занятий.
6. Развивающие пособия для игр с камешками
Оригинальность проекта Игры проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Практическая значимость проекта Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах; Разработка дидактического материала и дидактических игр; Разработка методических рекомендаций для родителей
Риски проекта и способы их коррекции
1. Вероятность недостаточной подготовки ресурсной базы для реализации отдельных направлений и мероприятий.
Преодоление: Своевременный анализ достаточности ресурсной базы для реализации мероприятий проекта и определение комплекса мер по преодолению недостатков.
2. Отсутствие у родителей желания сотрудничать в рамках проекта, не видят перспективы.
Преодоление: Провести мастер – класс, освещать этапы работы по проекту.
3. Недостаточный уровень знаний у детей
Преодоление: использовать инновационные технологии.
Материально -техническая база К созданию проекта привлечены внебюджетные средства.
Акция для родителей «Принеси интересный камень в детский сад».
Пояснительная записка
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков Марблс. Камешки Марблс – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
Проект предназначен для детей второй группы раннего возраста. Игры и упражнения с камешками Марблс соответствуют требованиям ФГОС к предметно – развивающей среде: поддерживают инициативу детей; формируют познавательные интересы; обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.
Проект рассчитан на учебный год (сентябрь – мая). Целью проекта является формирование и развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр с камешками Марблс.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 9 месяцев (сентябрь - май):
1 этап – подготовительный (сентябрь)
2 этап – основной (октябрь – апрель)
3 этап – заключительный (май)
1. Организационный этап (сентябрь):
Задачи этапа: создать необходимые условия для реализации данного проекта; составить план проведения мероприятий.
1 этап включает: Изучение литературы по теме проекта; составление перспективного плана работы; разработка консультаций для родителей; создание условий для эффективного использования игр; подбор дидактического материала и игр; диагностика сенсорного развития детей в группе.
Диагностика оценки уровня сформированности умений по результатам
выполнения заданий включала следующие критерии:
• высокий уровень-3 балла;
• средний уровень-2 балла;
• низкий уровень- 1 балл;
• умение не сформировано-0 баллов.
Задание № 1
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой, называть их (красный, желтый, зеленый, синий). Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку
помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же
цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания
ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все
бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу,
называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны
быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.
Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери”
(показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу
педагога.
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу,
называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не
назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет
ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3 Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой –
маленький, больше - меньше, различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая:
“Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала
надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое
маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а
пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка: 3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая
свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил
правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал
наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога
исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью
педагога не справился с заданием.
Диагностика проводится на базе МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад
«Рябинка» во 2 группе раннего возраста.
2 этап – Основной (октябрь – апрель)
Задачи основного этапа: ознакомление детей с дидактическими играми с камешками Марблс; ознакомление родителей с применением камешками Марблс; формирование у детей умение различать и называть цвет и форму; воспитывать умение у детей группировать камешки по форме, цвету.
Содержание работы: Совместная образовательная деятельность педагога с
детьми; подбор и изготовление дидактических игр.
Работа с родителями
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорное развитие и почему его так важно развивать?»;
Консультации для родителей: «Камешки марблс и их применение», «Использование камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»
Буклеты для родителей: «Волшебные камешки Марблс»
Мастер – класс для родителей «Использование игр и игровых упражнений с камешками Марблс с детьми раннего возраста»
Акция для родителей: «Принеси интересный камень в детский сад».
Работа с детьми
Методы: наглядные (методы иллюстраций и метод демонстраций, словесные (чтении художественных произведений, практические (игры и упражнения, экспериментирование с камнями, рисование, лепка).
Формы работы: Подгрупповая, парная, индивидуальная.
Календарно - тематический план реализации проекта
на 2021-2022 учебный год во второй группе раннего возраста
Октябрь «Знакомство с камешками Марблс»
Дать детям представления о свойствах камней
(тяжелый - легкий, большой - маленький, стучит громко - тихо) Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки «Марблс».
Упражнение «Знакомство»
Упражнение «Переложи камешки в тарелочку»
Упражнение «Найди фигурку на ощупь»
Дид. игра «Сухой бассейн»
Дид. игра «Покорми меня»
Ноябрь «Домики для камешков»
Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые).
Дид. игра «Сортируй по размеру»
Игра «Золушка»
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Клад»
Упражнение «Помоги»
Игра «Пиратские сокровища
Декабрь «Камешки Марблс для праздника»
С помощью камешек познакомить детей с праздником Новый Год
Упражнение «Выложи елку с помощью шаблона»
Придумай картину по теме «Новый Год»
Упражнение «Змейка»
Упражнение «Укрась камешками елку из пластилина» (либо подарок)
Дидактическая игра «Найди круглые камешки»
Январь «Разноцветные камешки»
Развивать сенсорные навыки: распознавать камешки по цвету. Счет с помощью камешков: один - много.
Геометрические фигуры с помощью камешков: круг, треугольник, квадрат. Упражнение на соотношение «Один – много»
Игра «Построй дорожку»
Упражнение «Выложи фигуру»
«Построй дорожку»
«Цветовая гамма»
Игра «Разноцветные дорожки»
«Собери в корзину только камушки определенного цвета» «Перенеси камешки определенного цвета из одной корзиночки в другую»
Февраль «Камешки Марблс»
Выкладывать камешками картинки. Выкладывание камешков по образцу. Дидактическая игра с шаблонами «Заполни картинку»
«Собери по образцу»
«Выложи по заданию»
«Кто быстрее начинит колбаску»
Упражнение «Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке» (дети называют слова: желтое – солнышко красный – шарик синий флажок зеленый листик).
«Выложи картинку»
Март «Путешествие по сказкам, по временам года»
Учить выкладывать из камешков Марблс дорожки: широкую - узкую, длинную - короткую.
«Поможем сказочному герою добраться до домика или до персонажа» Детям нужно заполнить пропуски камешками в сюжетных картинках
Дидактическая игра «Короткая - длинная дорожка»
«Широкая - узкая дорожка»
«Заполни картинку»
«Выложи по контуру»
«Гирлянда»
«Придумай картинку по теме: сказка Колобок»
Апрель «Камешки Марблс в космосе»
Продолжить объединять накопленные знания с помощью камешков Марблс Дидактическая игра «Выложи планеты по контуру»
«Раскрась космическую страну»
Дети заполняют пробелы в космических рисунках камешками марблс.
«Перенесем камешки определенного цвета с одной планеты на другую»
«Игра разноцветные дорожки»
«Заполни картинку»
предлагается заполнить картинку, которая имеет пустые кружки.
«Сюжетные картинки: игрушки, домашние животные, транспорт, овощи и фрукты».
«Выложи по контуру» Дидактическая игра
«Сортировщик»
«Лабиринты»
«Остров сокровищ» «Рисование стеклянными камешками»
Заключительный этап (май)
Задачи: закрепить знания к дидактическим играм с камешками.
Содержание работы:
1. Квест – игра для детей раннего дошкольного возраста «Поможем камешку отыскать его друзей»
2. Диагностика сенсорного развития детей в группе раннего возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательная работа с детьми, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, не утомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод обучения. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр с камешками марблс, апробированы дидактические игры. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации. Пополнена развивающая предметно – пространственная среда пособиями по развитию сенсорно-моторных навыков. Проведены дидактические игры и игры – занятия.
Перспективы развития проекта:
Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов в младшей группе;
Разработка картотеки дидактическими играми и материалами в младшей группе;
Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;
Ознакомление с опытом работы педагогов, коллег.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности необходимо в педагогическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.