mashenkayakovleva
Проект исследовательской деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект исследовательской деятельности на тему «Волшебница вода»
ПРОЕКТ
Средней группы №6
на тему:«Волшебница вода».
Воспитатель Яковлева М. В
Цель проекта :
• расширять представления о явлениях окружающего мира;
• дать основные знания о природной стихии – вода;
• развивать интерес к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды;
Публикация «Проект исследовательской деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• помочь увидеть необычное, новое в привычном и обыденном.
Задачи проекта :
• познакомить детей с основными свойствами воды опытным путем;
• расширять представления детей о формах проявления воды в природе;
• дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
• дать представление о значении воды для всего живого;
• воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу
Участники проекта :
Дети, воспитатели и родители группы «Звездочка»
Развивающая среда:
• глобус;
• материалы для экспериментирования;
• атрибуты для игр (водяная мельница, воронки, надувные игрушки и т. д.);
• иллюстрации с изображением различных агрегатных состояний воды;
• панно «Кто дружит с водой»;
• игра «Где спряталась вода?»
Этапы работы над проектом
Сентябрь.
Наблюдения:
- Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
- На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.
- Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Опыты:
1. Уточнить представления детей о внешних признаках воды на ощупь, на вкус, по цвету.
2. Какая бывает вода (свойства воды).
3. От чего зависит цвет луж?
4. Как меняется вода в зависимости от температуры.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром:
«Вода, вода, кругом вода».
Дидактические игры:
«Кому нужна вода»;
«Что было бы, если бы исчезла вода?»;
«Спрячь игрушку в воде».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, повторение правил гигиены, уход за комнатными растениями, мытье игрушек, стирка кукольной одежды.
Сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Кафе – бар».
Октябрь.
Наблюдения:
- Налейте в стакан с ложкой воду, и пусть малыш посмотрит на него сбоку. Он увидит там «сломанную» ложку!
- Вырежьте из светлого картона несколько бутылок и расположите их на столе. Одну строго вертикально, другую - под небольшим углом, третью - горизонтально. Пусть ребенок нарисует фломастером, как будет выглядеть вода в этих бутылках. Потом налейте воду в настоящую бутылку и проверьте (уровень воды всегда будет горизонтальным).
- Очень интересно наблюдать за поверхностью воды. Молекулы здесь держаться друг за друга так крепко, что образуют тонкую упругую пленку. Увидеть ее можно, если наполнить стакан водой до краев.
- Наблюдение за лужами. Во время дождя маленькие лужи сливаются в одну большую лужу – вода жидкая, она течет. На солнце лужи высыхают – от нагревания вода превращаются в пар, появляется туман.
- Наблюдение за облаками. Облака состоят из капелек воды. Облака плывут быстро, медленно. На что похожи облака?
Опыты:
1. Исчезновение воды.
2. Появление воды из воздуха:
3. Круговорот воды в природе.
4. Вода бывает теплая и холодная.
Дидактические игры:
«Кому нужна вода?»;
«Найди воду на картинке»;
«Маленькие человечки»
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, уход за обитателями аквариума (почему рыбам нужна вода, какая вода им нужна, как улучшить условия их жизни, повторение правил гигиены (беседа; «Зачем полоскать рот после еды?»).
Чтение сказок: «Путешествие капельки», «Маленькие человечки».
Чтение рассказа Светланы Добрицкой «Рассказ о круговороте воды в природу для детей».
Ноябрь.
Наблюдения:
- Наблюдение за лужами. Обратить внимание детей на то, что по утрам на лужах появляется корочка льда, а на ветках деревьев – иней. Предложить детям высказать свои предположения о том, что это такое.
- Обратить внимание детей на то, что во время заморозков песок становится твердым. Почему?
- Продолжать учить детей правильному поливу комнатных растений. Рассказать о том, что с наступлением холодов, растениям необходимо меньше воды. Почему?
- Наблюдение за рыбками и черепахой. Нужна ли черепахе вода?
Опыты:
1. Лед и иней – это замерзшая вода.
2. Что помогает песку стать твердым?
3. Что такое айсберг?
4. Смешивание.
Дидактические игры:
«Хорошая – плохая вода»;
«Найди на картинке воду»;
«Какая вода».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, закрепление правил гигиены, уборка в группе (моем игрушки и цветы, чтение рассказов и сказок о воде, знакомство с пословицами о воде.
Декабрь.
Наблюдение:
- Познакомить детей с комнатными растениями, требующими умеренного полива. Продолжать учить детей правильно поливать растения. Объяснить, что растение может погибнуть как от недостатка воды, так и от ее избытка.
- Пьет ли растение воду? Поместить цветок в подкрашенную воду. Через некоторое время, стебель и цветок окрасятся под цвет воды. Значит, растению нужна вода.
- Наблюдение за снежинками (форма).
Опыты:
1. Снег – это тоже вода.
2. Свойства льда.
3. Можно ли пить талую воду?
Занятие: «Волшебные превращения воды».
Дидактические игры:
«Какая вода?»;
«Где спряталась вода?»;
«Тонет – не тонет».
Совместная деятельность с детьми :
Игры со льдом, изготовление цветных льдинок, рисование рыбок, изготовление снежинок из природного материала.
Январь.
Наблюдение:
- Наблюдение за падающим снегом. Познакомить с понятиями «метель», «поземка», «вьюга».
- Наблюдение за комнатными растениями. Как долго растение может обходиться без воды? Почему растения зимой требуют меньшего полива?
Опыты:
1. Свойства льда.
2. Иней – это замерзший пар.
3. Свойства снега.
4. Нужна ли растению вода?
5. Смешивание.
Беседа на тему: «Вода в жизни человека»
Дидактические игры:
«Кому нужна вода?»;
«Где спряталась вода?»;
«Загадки о воде».
Совместная деятельность с детьми :
Заучивание стихов о воде, игры со снегом, закрепление правил личной гигиены, рисование различных состояний воды (снег и лед – твердая вода, иней пар и туман – парообразная вода, река, море – жидкая вода).
Февраль.
Наблюдение:
- Как изменяется снег и лед в оттепель? Почему? Что такое «наст»?
- Наблюдение за сосульками. Откуда берутся сосульки? Какого они цвета? Формы? Из чего состоят сосульки? Когда сосульки «плачут»?
Опыты:
1. Можно ли пить талую воду?
2. Все ли вещества растворяются в воде?
3. Фильтрация воды.
Дидактические игры:
«Какой бывает вода»;
«Хорошо – плохо»;
«Тонет – не тонет»
Беседа на тему: «Почему воду необходимо беречь?»
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, отгадывание загадок о воде, подбор иллюстраций на тему «вода», изготовление корабликов для игр.
Март.
Наблюдения:
- Наблюдение за первыми признаками весны: тает снег, капель, ручейки – учить связывать их с повышением температуры воздуха.
- Наблюдение за купающимися птицами. Зачем птицы моются?
- Наблюдение за изменениями, происходящими со снегом.
- Наблюдение за комнатными растениями. Почему с наступлением весны растениям требуется обильный полив?
Опыты:
1. Вода – необходимое условие для роста растений.
2. Как вытолкнуть воду?
3. Откуда берется вода?
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»;
«Хорошая – плохая вода»;
«Тонет – не тонет»
Совместная деятельность :
Рассматривание картины «Купание медвежат», изготовление панно «Воробьи в лужах», подбор картинок для игры «Кто дружит с водой?».
Апрель.
Наблюдения:
- Наблюдение за дождем. Появление радуги. Рассказать о том, что такое радуга. Откуда она появляется?
Опыты:
1. Радуга.
2. Куда исчезла вода?
3. Опыты с давлением.
4. Как передвигается вода в почве?
Занятие по ОБЖ: «Уроки Айболита»,
Занятие по ООМ: «Волшебница вода».
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»;
«Кто дружит с водой?»;
«Хорошо – плохо».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой; выставка работ «Вода бывает разной»; закрепление правил гигиены; чтение стихов, рассказов и сказок о воде; повторение пословиц; отгадывание загадок.
Май.
Наблюдение:
- Наблюдение за водой в окружающей среде и ее применением.
Опыты:
Что мы знаем о воде?
Занятие по ООМ: «Вода – начало всех начал»
Литература: А. И. Иванова "Наблюдения и эксперименты в детском саду" издательство "ТЦ",Москва 2004г.
А. Дитрих, Г. Юршин,Р. Кошурникова "Почемучка", Москва, "Педагогика" 1987г.
Н. Виноградова "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой". Пособие для воспитателей детского сада. Издательство "Просвещение", Москва 1978г.