ольга митюкова
Исследовательско-творческий проект «Сказку вырастим сами!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект Исследовательско - творческий «Сказку вырастим сами!»
Развитие познавательной сферы дошкольников, формирование навыков экспериментирования. Реализация полученных умений и навыков в продуктивной деятельности
Разработчики проекта :
Воспитатели: Новосёлова Ирина Вячеславовна
Митюкова Ольга Валентиновна
2022 г.
Паспорт проекта
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Сказку вырастим сами!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Название проекта : «Сказку вырастим сами»
Кадры: Педагоги ДОУ; дошкольники; родители (законные представители)
Основание для разработки проекта : Развитие познавательной сферы дошкольников, формирование навыков экспериментирования. Реализация полученных умений и навыков в продуктивной деятельности
Вид, тип проекта : Исследовательско – творческий, долгосрочный – 6 месяцев (апрель - сентябрь) 2022г.
Основная идея проекта : Формирование интереса к исследовательской деятельности через элементарное экспериментирование и утверждение своих предположений опытным путем в практической деятельности.
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов, формирование исследовательских навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
В сфере работы с детьми:
1. Создать условия для формирования исследовательских навыков и творческих способностей детей в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса в триаде «дети - педагоги - родители».
2. Расширять и обогащать знания дошкольников об особенностях выращивания овощных культур, помещенных в разные условия произрастания.
3. Способствовать развитию у воспитанников трудовых навыков в процессе ухода за растениями, и преемственности между детьми среднего и старшего возраста.
4. Воспитывать у детей положительные нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость и взаимопомощь.
5. Развитие основ функциональной грамотности: элементарных естественно - научных знаний.
6. Использовать STEM технологии в продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста: «Робототехника» и «Мультстудия»
В сфере работы педагогов:
1. Повысить компетентность педагогов в вопросах Дополни-тельного образования по STEM технологиям
2. Обеспечить методическое сопровождение и
организацию мероприятий в рамках проектной деятельности с дошкольниками в направлении исследовательско - творческого развития.
3. Создать условия для совместной исследовательской деятельности детей и взрослых, способствующих сближению всех участников образовательного процесса в ДОУ.
4. Совершенствовать творческую активность и проявление креативности с использованием STEM технологий педагогами ДОУ.
В сфере работы с родителями (законными представителями)
1. Способствовать созданию единого образовательного про-транства «детский сад – семья».
2. Приобщать родителей к проектно-творческой деятельно-ти.
3. Заинтересовать родителей в активном участии при изготовлении поделок и атрибутов в продуктивной деятельности.
На кого рассчитан проект : Дошкольники, педагоги ДОУ, родители (законные представители)
Количество участников: Дошкольники ДОУ средней и подготовительной группы
Возраст детей: Дошкольники 5 - 7 лет
Форма проведения: Дневная.
Мини - огород на территории ДОУ. Специально организованные мероприятия по агротехническим умениям и навыкам, тематические мероприятия с использованием STEM технологии.
Эффективность проекта : Повышение компетентности и пополнение опыта работы в направлении экспериментально - творческого развития и проектной деятельности в триаде «дети - педагоги - родители»
Приоритетные направления проектной деятельности с детьми:
1. Опытно - экспериментальное развитие
2. Познавательное развитие
3. Развитие творческой активности
Основные этапы проект-ной деятельности :
1. Организационно – подготовительный этап (создание условий для реализации проектной деятельности)
2. Практический этап (активно – творческий)
3. Оценочно – рефлексивный этап
Ожидаемые результаты: Системная реализация всех этапов проекта, создание оптимальных условий для активного взаимодействия всех участников проектной деятельности позволит обогатить жизненный опыт детей, научит их делать выводы и умозаключения, наполнит жизнь воспитанников яркими впечатлениями, сделает ее содержательной и познавательной, активной и творческой.
Сроки реализации: Долгосрочный, рассчитан на 6 месяцев (апрель - сентябрь) 2022 года.
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребёнка и формируются элементарные естественно - научные знания, которые целесообразно применять в дидактических играх, упражнениях, проектной деятельности. Используя различные методы и приёмы работы по экологическому воспитанию дошкольников среднего и старшего возраста, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и изменения определённых качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, формированию эстетических представлений и стремлению облагораживать своё окружение.
Актуальность проблемы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребенка с объектами природы, это «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у де-ей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул к идее создания этого проекта.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду - это труд на свежем воздухе, способствующий сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных интересов, формирование исследовательских навыков и творческих способностей детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта в сфере работы с детьми
1. Создать условия для формирования исследовательских навыков и творческих способностей детей в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса в триаде «дети - педагоги - родители».
2. Расширять и обогащать знания дошкольников об особенностях выращивания овощных культур, помещенных в разные условия произрастания.
3. Способствовать развитию у воспитанников трудовых навыков в процессе ухода за растениями, и преемственности между детьми среднего и старшего возраста.
4. Воспитывать у детей положительные нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость и взаимопомощь.
5. Развитие основ функциональной грамотности: элементарных естественно - научных знаний.
6. Использовать STEM технологии в продуктивной деятельности с детьми стар-шего дошкольного возраста: «Робототехника» и «Мультстудия»
Задачи проекта в сфере работы педагогов ДОУ
1. Повысить компетентность педагогов в вопросах Дополнительного образования по STEM технологиям
2. Обеспечить методическое сопровождение и
организацию мероприятий в рамках проектной деятельности с дошкольниками в направлении исследовательско - творческого развития.
3. Создать условия для совместной исследовательской деятельности детей и взрослых, способствующих сближению всех участников образовательного процесса в ДОУ.
4. Совершенствовать творческую активность и проявление креативности с использованием STEM технологий педагогами ДОУ.
Задачи проекта в сфере работы с родителями
1. Способствовать созданию единого образовательного пространства «детский сад – семья».
2. Приобщать родителей к проектно-творческой деятельности.
3. Заинтересовать родителей в активном участии при изготовлении поделок и атрибутов в продуктивной деятельности.
Создание условий проекта
Важнейшим условием для реализации проекта является мотивация всех участников проекта, осознание возможности повысить познавательные способности ребенка, включая его в исследовательско-творческую деятельность. Совместная исследовательско-творческая деятельность детей и взрослых – основа психологического благополучия ребенка и его успешной адаптации и социализации. В основе проекта осуществлялись требования ФГОС о создании благоприятной предметно – пространственной развивающей среды.
Чтобы создать условия для реализации проекта, необходимо:
1. Создание предметно – пространственной среды на территории ДОУ, как средство достижения целевых ориентиров.
2. Разработать перспективный план проведения проектной деятельности.
3. Обеспечить необходимый материал и оборудование, время и место для про-ведения творческих мероприятий.
4. Активное привлечение родителей к осуществлению проектной деятельности.
Создание предметно – пространственной среды, как средство достижения це-левых ориентиров основное требование ФГОС ДО. Организуя в ДОУ условия, для осуществления проектной деятельности, совместно с родителями, была создана доступная предметно – пространственная среда на территории сада, включающая: территорию для мини-огорода, изготовленные деревянные формы под грядки, за-сыпанные удобренной землей; экспозиция «дед» и «баба», композиция «птичий двор», включающая собачью будку и плоскостные фигурки собаки и домашних птиц; таблички с изображением овощей; набор леечек для детей, совочки; иллюстрации и набор семян.
Работа по проектной деятельности строится с учетом основных принципов:
- принцип организации личностно – ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей дошкольников;
- принцип принятия и поддержки индивидуальности, интересов и потребностей воспитанников, забота об эмоциональном благополучии;
- принцип координации деятельности педагогов ДОУ в рамках проектной деятельности;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
- принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Реализация целенаправленной работы по проектной деятельности в триаде «дети – педагоги – родители», предусматривает 3 этапа:
На первом организационно - подготовительном этапе
По проекту работа направлена на:
- создание условий для реализации проектной деятельности;
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды: разбивка ого-рода на участке, подготовка почвы к посадке, приобретение семян, изготовление табличек-указателей с названием растений;
-изучение литературы по проектной деятельности : подбор художественной ли-ературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи;
- разработку мероприятий в ходе проектной деятельности;
- мотивацию всех участников проектной деятельности :
• средняя группа: вырастить овощи на огороде своими руками;
• подготовительная группа: вырастить тыкву для сказки «Золушка».
На втором основном – практическом этапе
По проекту работа направлена на:
- работу с посадочным материалом: рассматривание семян, помещение семян в разные условия прорастания (замачивание, посадка в торфяные горшочки);
- формирование основ функциональной грамотности: элементарных естественно - научных знаний.
- опытно-экспериментальную деятельность с учетом возрастных особенностей детей:
• средняя группа: посадка семян гороха, моркови, кабачков, свеклы, огурцов на заранее подготовленные грядки: экспериментальные – где укрывной материал находится под слоем почвы и обычные гряды.
• подготовительная группа: экспериментальная посадка семян тыквы, находящихся на разных стадиях прорастания в три лунки (сухие семена, заранее замоченные и уже пророщенные на рассаду) для дальнейшего наблюдения: в какой лунке тыква даст больше урожая с учетом, что все семена находятся в одинаковых условиях произрастания и ухода;
- занятия с детьми, направленные на развитие познавательных и творческих способностей детей; проведение дидактических игр; чтение художественной литературы, разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах; изобразительная деятельность; рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей; беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
- трудовое воспитание детей: прополка, рыхление, полив овощных культур, сбор урожая.
На заключительном - оценочно – рефлексивном эта
по проекту работа направлена на:
- обобщение и актуализацию знаний у дошкольников по проектной деятельности, при формировании основ естественно - научных знаний и умений.
- исследовательско-творческую активность, практическую деятельность:
• сравнительный анализ произрастания овощных культур, помещенных в разные условия произрастания.
• подведение итогов в ходе экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей:
• создание творческой продуктивной деятельности с учетом возрастных особенностей детей:
Средняя группа:
1. Подведение итогов по проектной деятельности;
2. Проведение итогового мероприятия: инсценировка сказки «Овощи»;
3. Привлечение родителей к участию в выставке «Огородное чудо».
4. Работа на над мультфильмом «Спор овощей» С. Михалкова в Мультстудии «Я творю мир»;
5. Участие в региональном конкурсе «Юный фермер»;
Подготовительная группа:
1. Подведение итогов по проектной деятельности
2. Изготовление совместно с детьми из выращенной тыквы поделки : «Карета для Золушки» для участия в региональном конкурсе.
3. Участие в региональном конкурсе «Юный фермер»;
4. Привлечение родителей к участию в выставке ( создание поделок из тыквы: «Карета для Золушки») для участия в региональном конкурсе.
5. Участие в конкурсе робототехники «# БлагоРобот» : «Карета для Золушки – от сказки к изобретениям»;
- подведение итогов проектной деятельности в триаде «дети - педагоги-родители»; - презентация опыта работы по проектной деятельности на различных уровнях.
Роль родителей в организации проекта
- Осознание значимости проектной деятельности в развитии познавательной сферы дошкольников, формировании навыков экспериментирования;
- Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми; - Создание в семье благоприятных условий для познавательно-творческого развития ребенка;
- Заинтересовать родителей жизнью ДОУ, вызвать желание участвовать в проектной деятельности;
- Формирование позитивных детско-родительских отношений.
Предполагаемый результат
Системная реализация всех этапов проекта, создание оптимальных условий для активного взаимодействия всех участников проектной деятельности позволит обогатить жизненный опыт детей, научит их делать выводы и умозаключения, наполнит жизнь воспитанников яркими впечатлениями, сделает ее содержательной и познавательной, активной и творческой. Совершенствовать функциональную грамотность естественно - научных знаний и умений у дошкольников среднего и старшего возраста.
Примерный перспективный план исследовательско-творческого проекта «Сказку вырастим сами» в триаде «дети – педагоги – родители» :
- Рассматривание картинок с изображением овощей.
- Беседа «Что растет у нас на огороде»
- Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Вершки и ко-решки», «Доскажи словечко»,
- С. р. игра «Овощной магазин»,
- Посадка огорода на подокон-нике,
Апрель
-Подготовка грядок для посадки
-совместная посадка семян овощей в грядки: горох, кабачок, огурец, морковь, свекла.
-Экспериментальная деятельность: часть семян свеклы и моркови посадить на обычные грядки, а часть – на грядки, под которыми лежит укрывной материал, чтобы не прорастали сорняки.
-Уход и полив растений Май - Подготовка почвы и лунок для посадки тыквы
-Экспериментальная деятельность: в первую лунку посадить сухие семена, во вторую – заранее замоченные, в третью – рассаду тыквы из торфяного горшочка.
- уход и полив растений
- Наблюдение, какие семена быстрее взойдут: сухие или за-моченные
-Уход и полив растений Май
-Прополка сорняков
-Уход (рыхление почвы, полив растений)
-Продолжение наблюдений за ростом растений.
Чтение «Капустный листок» Е. Бехлеров
- Составление альбома «От се-мечка до росточка»
Июнь
-Прополка сорняков
-Уход (рыхление почвы, полив растений)
-Продолжение наблюдений за ростом растений.
-Составление рассказов о тыкве по схеме-модели
-Беседа с просматриванием презентации «Что сначала, что потом»
Июль
-Прополка сорняков
-Уход (рыхление почвы, полив растений)
-Продолжение наблюдений за ростом растений.
-Составление альбома «Тыква – полезный продукт»
-Чтение «Веселая книга о том, что вкусно и полезно»
Август
-Сделать вывод: при каких условиях прорастания овощи лучше растут?
- Проведение итогового мероприятия: инсценировка сказки «Овощи»;
- Привлечение родителей к участию в выставке «Огородное чу-до».
- Участие в региональном кон-курсе «Юный фермер»
-Работа над мультфильмом «Спор овощей» С. Михалкова в Мультстудии «Я творю мир»;
Сентябрь
- Сравнительное наблюдение, подведение итогов: сделать вы-вод, из каких семян (сухих, за-ранее замоченных или выращенных на рассаду) лучше вы-росла тыква?
-Изготовление поделки из тык-вы «Карета для Золушки»
- Привлечение родителей к участию в выставке (создание поделок из тыквы «Карета для Золушки»).
-Участие в региональном кон-курсе «Юный фермер»;
-Участие в региональном кон-курсе робототехники «# Благо-Робот» : «Карета для Золушки – от сказки к изобретениям»;
Список используемой литературы:
1. Гнедова О. Л. «Театрализация сказок в детском саду» - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2007 г
2. Евтюкова Т. Н. 45 занимательных викторин. – М. : Умница, 2000г.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу»- М. 2006г.
4. Киселева Л. С. «Проектный метод в детском саду» - М. : Издательство «АРКТ» 2011г.
5. Пожиленко Е. А. «Энциклопедия развития ребёнка»- Спб. 2006г.
6. Шорыгина Т. А. «Стихи и сказки о родной природе»- М. 2006г.
Ресурсы интернета:
Для воспитателей детских садов- Маам. Ру
Дошколёнок. ру