Наталья Иванова
Проект по приобщению детей дошкольного возраста к марийской национальной культуре «Йозы шундык» («Волшебный сундучок»)
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие семьи и детского сада в обучении детей родному языку
Цель проекта
Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями по обучению марийского языка, объединение их в одну команду
Задачи проекта
-приобщение родителей к марийской национальной культуре, обычаям и традициям родного края;
-приобщение родителей к участию в жизни детского сада, достичь проявления интереса в изучении марийского языка;
-умение вести беседу в ситуациях семейного общения
Основные направления работы
-Папки – передвижки
-Книжки – малышки
Темочки:
-Участие родителей в непосредственной образовательной деятельности
Срок реализации проекта: долгосрочный (апрель-ноябрь 2015 года)
План реализации проекта
Перспективный план мероприятий по проекту
Встреча 1. Апрель
Тема: Организационное.
Задачи: знакомство родителей с реализацией проекта «Йозы шундык».
Содержание: консультация «Марийские народные игры», разучивание слов, совместная игра с родителями.
Предварительная работа: изготовление атрибутов к народным играм, в младших группах перевод пальчиковых игр, оформление книжки -малышки
Встреча 2. Май
Тема: Папин шундыкшы (Бабушкин сундук)
Задачи: знакомство с марийским женским национальным костюмом (тыгыр, запон, шавыр, шокш мычаш, ышты, вочыгач, кем, савыц, воспитывать интерес к марийским традициям, культуре.
Содержание: подбор фоторисунков марийских национальных костюмов для папки-передвижки (принести в распечатанном виде, демонстрация национальных костюмов родителями и детьми, проведение мастер-классов в младшей группе «Украсим платье Айвики»(аппликация, в старшей группе – «Изготовление куклы в национальном костюме» из бумаги, в подготовительной группе – «Изготовление куклы» (ткань)
Предварительная работа: организовать мини-музеи «Народная одежда»,
«Куклы в национальных костюмах», пошив родителями национальной одежды для кукол, для детей
[b]Встреча 3. Июнь[/b]
Тема: «Пеледыш пайрем»(праздник цветов)
Задача: знакомство родителей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа, развивать интерес к быту и культуре марийского народа.
Содержание: проведение праздника цветов, исполнение песен про цветы, стихов на марийском языке, организованные игры с детьми и родителями
Предварительная работа: Индивидуальная работа с детьми - разучивание стихов, песен, танцевальных движений, подвижных марийских народных игр «Пеледыш ылыжеш», изготовление книжки-малышки «Цветы нашей местности», изготовление атрибутов к играм, костюмов цветов.
Встреча 4. Сентябрь
Тема: «Шыжы чиа» (Краски осени)
Задача: расширение представлений детей о деревьях в совместной деятельности с родителями.
Содержание: рассказы детей о деревьях, рассматривание листьев деревьев, дидактическая игра «С какой ветки эти детки», совместное изготовление панно из осенних листьев «Осень».
Предварительная работа: изготовление книжки-малышки «Деревья нашей местности», поиск стихов о деревьях, перевод на марийский язык, сбор осенних листьев.
Встреча 5. Октябрь
Тема: «Шыжы пазар»
Задачи: расширение представлений детей об овощах в совместной деятельности с родителями.
Содержание: выставка семейного творчества “Дары осени”, рассказы детей об овощах. Совместная деятельность детей и взрослых. Театрализация сказки “Репка”.
Предварительная работа: разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, разучивание марийской игры «Коти дон патыл», разучивание марийских частушек.
Встреча 6. Ноябрь
Тема: фестиваль марийских сказок
Задачи: знакомство со сказками, бытом, обычаями марийского народа.
Содержание: театрализация марийских сказок на сцене Ардинского ЦСДК
Предварительная работа: выбор сказки, разучивание ролей, подготовка атрибутов, костюмов, афиш.
Целевая аудитория – проект предназначен для детей дошкольного возраста. Некоторые элементы проекта можно использовать в начальной школе. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.
Социальный эффект:
Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, к родному языку, развитие уважительного отношения к традициям и обычаям народа мари. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе.
Проект даёт возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта:
• музыкальному руководителю поможет повысить свою компетентность в подборе музыкального материала для совместных мероприятий с родителями и детьми;
• воспитателям – развивать творческую фантазию при оформлении созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в выборе форм организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.