Тамара Степаненко
НОД по обучению грамоте «Волшебный сундучок Деда Грамотея»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Образовательные:
- учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
- развивать интонационную выразительность;
- развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
- закрепить знание гласных и согласных звуков;
-упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом;
-закрепить умение делить слово на слоги.
Коррекционные:
Публикация «НОД по обучению грамоте „Волшебный сундучок Деда Грамотея“» размещена в разделах
- развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь;
- исправлять недостатки произношения детей в процессе работы способом
«по - подражанию».
Оборудование:
- украшенный буквами сундучок;
- письма с ключами, на которых написаны загадки;
- картинки с рисунками замков;
- необходимые предметы по содержанию: зеркало, книга, аквариум, строительные кирпичики, мяч.
Предварительная работа:
- изготовление ключей из картона;
- НОД «Гласные – согласные»;
- рисование на тему «Волшебный сундучок»;
- загадывание загадок по теме;
- разучивание текста к физкультминутке;
- изготовление пригласительных для малышей;
- рассматривание картинок в азбуке;
- работа в прописях;
- артикуляционная гимнастика.
Воспитатель:
Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри. (Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Сундучок-то не простой! С семью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы! Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ.
Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!» Дед грамотей.
Воспитатель:
Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? (Ответы детей). А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в 1 загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже. (Это зеркало! Надо искать там, где зеркало) (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала).
Воспитатель:
А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель:
Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок? (Мак). Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук? (М-м-м) Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает? (Губы). Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? (Согласный). Правильно! Какой второй звук в слове Мак? (М-аааа-к! Звук А). Давайте попробуем пропеть этот звук. (А-а-а). Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук? (Гласный). (Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.)
Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ! (Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок»). Слушайте следующую подсказку, где искать ключ, 2 загадка:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита. (Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1. Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
2. Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота (гол)
4. Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
5. Где обедал воробей?
В зоопарке у (зверей)
6. У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
7. Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему (поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Вот 3 загадка от Деда Грамотея :
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы. (Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №3.
Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша, Ма – ри – на, Та – ня, На – та - ша, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
- Как девочка звала своих подруг?
- Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
- Почему девочка именно так звала своих подруг? (так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приё мов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
Воспитатель:
Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физкультминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель:
Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем 4 загадку:
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом. (Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши)
Задание №4.
Воспитатель:
Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и прописью (или тетрадью, можно дать картинки, которые дети должны заштриховать). (Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
5 загадка:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель:
Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель:
Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
5 загадка:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель:
Шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» : молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом. После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что здесь лежит! (Это Печенье! Оно в форме букв). Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!