Мария Журавлёва
Проект игры-эксперименты с водой «Волшебная водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Игры-эксперименты с водой : «Волшебная водичка».
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования -наблюдая,
ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то
знания в готовом виде.
А. И. Савенко
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта : воспитатели, воспитанники и родители
Публикация «Проект игры-эксперименты с водой „Волшебная водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Руководитель проекта : воспитатель М. Р. Журавлева
Автор проекта : воспитатель Татьяна Ивановна Чухарева
Гипотеза: Если люди научатся проводить наблюдения и опыты, то они приобретут способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
Актуальность: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Педагог, работая в дошкольном учреждение всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Детское экспериментирование является одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является
Профессор - академик Н. Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные
Итак, вода… Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства. Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес.
Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу.
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление.
Ведущая роль в реализации экологического проекта отводится экспериментированию, значение которого велико для психического развития детей.
Цель проекта :
Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания воды.
Перед педагогом была поставлена цель: разработать комплексно-тематический план «опытно-исследовательская деятельность», рассчитанный на два месяца. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Изучить литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме.
Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.
Систематизировать научно-методическую базу (дидактические материалы, пособия, конспекты занятий).
Провести педагогическую диагностику (педагогическое наблюдение) на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью.
Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию.
Создавать в группе условия для развития познавательной деятельности.
Задачи, которые были поставлены перед педагогом и детьми:
Формировать представления о воде, ее состояниях.
Развивать навыки и качества, характерные для исследователя, и умения использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Осваивать навыки экологически грамотного поведения на водоемах, экономного использования воды.
Основные принципы реализации:
Создание предметно-развивающей среды
«Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр.
Партнерство ребенка и взрослого в опытно-экспериментальной деятельности
При планировании игр-экспериментов с водой следует учитывать принципы (дидактические) научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности, психологического комфорта.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
У детей появится исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем, научаться фиксировать наблюдения).
Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Вся работа по решению поставленных задач была разбита на этапы и рассчитана на два месяца.
Алгоритм работы над исследовательским проектом состоит из трех этапов.
1этап-подготовительный: интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, постановка детей в определенные условия. Постановка цели проекта, его мотивация, планирование деятельности детьми при участии взрослого как партнера.
Накануне выбора темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают о предлагаемой им теме. В беседе взрослые могут услышать сообщения своих воспитанников о том, что составляет мир их мыслей увлечений, уловить то, что может быть интересным и важным для познавательного развития детей. Особенно удачно проходит беседа с использованием проблемных ситуаций, которые позволяют выдвигать и проверять множество идей и предложений. Например, воспитатель задает вопрос: «На чем можно отправиться в путешествие по воде (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др. ?» В результате обсуждения вместе с детьми формулируются цели и задачи иссле-довательской деятельности, разрабатывается план действий: схема после-довательности этапов работы.
2этап-исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. Второй этап складывается из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение развивающей среды.
Экспериментальная часть проекта начинается с инструктирования детей, закрепления правил работы с тем или иным материалом, проговариванием приемов безопасной организации труда. Во время работы в лаборатории целесообразно надевать белые халаты и прикреплять на груди опознавательные значки. Далее дети самостоятельно и вместе с педагогом вырабатывали разные гипотезы. «Очистка грязной воды» - выдвижение гипотезы, опыт. «Тонет - не тонет?»- рассуждения, опыты. Затем дети предлагают возможные варианты поиска решения и сбор материала (можно спросить у взрослых, посмотреть в книге, найти информацию дома в компьютере, провести опыт). Следующий шаг — решение проблемы через экспериментирование. Дети проводят опыты в лаборатории «Хочу все знать!». В процессе этой деятельности обобщаются полученные результаты. Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Что нового я узнал о воде?», «Что будет, если?»и т. д.).
Гипотезу, а также способы ее проверки дети формулируют и выбирают сами ( использование методов и приемов ТРИЗ: мозгового штурма, решения проблемных ситуаций).
Экспериментирование организуется как активная деятельность детей (в Центре воды и песка, мини лаборатории, на прогулке, дома с родителями).
Результаты экспериментирования фиксируются в схемах, рисунках моделях и обязательно самостоятельно.
В дальнейшем, приобретая навыки экспериментирования, дети получают возможность самостоятельно выбирать из предложенного оборудования то, что пригодится в эксперименте.
3этап-заключительный: обобщение результатов, их анализ, фор-мулировка выводов. На этом этапе важно обсудить с детьми результаты выяснить причины успехов и возможных неудач и, главное, сформулировать общий вывод по эксперименту. Например, в результате проведенной совместно с детьми деятельности «Может ли вода изменять форму?» были опровергнуты две гипотезы: «Вода не может изменить форму» и «Мы не можем изменить форму воды, потому что она не предмет». Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Можно изменить цвет воды, вода может двигать предметы, может быть холодной и теплой». Дети уяснили для себя, что без воды не будет жизни на земле, вода есть жизнь.
В ходе беседы дети могли выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?»
Результаты педагогического наблюдения (мониторинга) познавательного развития детей в старшей группе подтвердили успешность проведенной работы:
1. Они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, аргументировать свои действия, делать умозаключения;
2. Для решения проблемных задач используют разнообразные приемы исследовательской деятельности;
3. Освоили умение целенаправленно осуществлять интеллектуальную и практическую деятельность.
Реализованные мероприятия в рамках исследовательского проекта
Виды
деятельности
Взаимодействие с
педагогом в разных видах
деятельности Взаимодействие
со сверстниками Работа с родителями
Коммуникативная Беседы о воде, ее роль в жизни человека, животных и растений.
Чтение худ. литературы: М. Пришвина «Сытые пузыри», «Живительный дождик»
Отгадывание загадок, разучивание стихов.
Прослушивание звуков природы. Рассматривание иллюстраций, альбомов. Обсуждение. Анкетирование «Экспериментируем
вместе с ребёнком».
Продуктивная Рисование «Обитатели морей и океанов», «Где живёт вода». Рисование «Аквариум», «Капелька». Оформление экологической газеты
«Предметы неживой природы» и «Картотеки опытов».
Игровая Д/игры
«Хорошо – плохо?», «Тонет не тонет», «Кому нужна вода» «Разрезные картинки» и т д. Сюжетно – ролевые игры : «Спасатели», «Водолазы», «Пароход».
Познавательно - исследовательская Опыты
«Помощница вода», «Вода жидкость», «Есть ли форма, запах, цвет».
Игры забавы с водой. «Экспериментируем
вместе с ребёнком дома»
Двигательная «Игра - массаж», «Дыхательная гимнастика с платочками»,
«Рече –двигательное упражнения». Игра «Море волнуется» Совместные игры
Работа с родителями:
Решение задач экологического образования невозможно без непосредственного участия семьи. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» окончательно утвердил ведущую роль родителей в воспитании ребенка. К детской проектной деятельности с удовольствием подключилась семья, возникло настоящее деловое сотрудничество с родителями. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, сообщения, плакаты.
Проектная деятельность дает им новые темы для разговоров и совместной деятельности.
В нашей группе есть картотека опытов по разным тематикам, которые предлагаются родителям для проведения опытов дома.
Есть такие опыты, которые нельзя технически выполнить в группе (например, нельзя увидеть конденсацию пара при закипании воды). В таком случае семье предлагались карточки с описанием опыта для домашнего экспериментирования.
Развивающая предметно-пространственная среда
Совместная деятельность с педагогом Совместная деятельность детей
1. Картотека опытов, экспериментов
2. Картотека проблемных вопросов
3. Картотека подвижных игр по лексическим темам
4. Презентации созданные педагогом
5. Игры-викторины
Работа в уголке экспериментирования, природы
6. Изготовление макетов, поделок из различных материалов
7. Чтение книг, энциклопедий 1. Уголок экспериментирования
2. Коллекции
3. Игры-путешествия, лото
4. Книги, энциклопедии
5. Рассматривание альбомов «Что было до…» (истории возникновения различных предметов)
Итог проекта :
Итак, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.