Ольга Клименко
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для воспитателей и муз. руководителей
Развитие эмоциональной отзывчивости
на музыку у детей младшей группы
Педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать. Слушание - один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Здесь большое значение имеет развитие восприятие и эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость неразрывно связана с чувствами и переживаниями. Особенностью эмоциональной отзывчивости является радость, душевное волнение, сопереживание. Работа над этим сложным вопросом начинается с групп раннего возраста. Уже в первой младшей группе необходимо привлекать детей к определению - кукла танцует под веселую быструю музыку и засыпает под медленную, нежную, спокойную мелодию. По тембру звучания музыки дети могут определить прыгает зайка (музыка легкая, звуки высокие) или идет косолапый мишка (аккорды в нижнем регистре). Характер музыки помогает детям эмоционально передавать движения того или иного образа.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для детей этого возраста в разделе «Слушание» включена в основном вокальная музыка, чтобы дети понимали ее содержание. Огромное значение имеет выразительное чтению текста, показ игрушки, пояснение, о чем поется в песни. Например, после прослушивания «Осенней песенки» м. Александрова необходимо обратить внимание детей на то, что : «Это музыка тихая, спокойная, дети гуляют в садике и собирают осенние листочки». Показать большой букет листочков в вазе. После такой беседы повторно послушать произведения. Затем предложить детям спокойно погулять
по залу, под музыку и собирать разбросанные по ковру листья, подпевая песню.
Инструментальную музыку малышам понять сложнее. Здесь помогают наблюдения, иллюстрации, выразительное слово. Такая работа над каждым музыкальным произведением младшей группы дает хорошую подготовку к развитию восприятия и музыкальной отзывчивости детей на пьесу. Слушая пьесу «Дождик» м. Лобачева, дети показывали пальчиком, как капают капельки, проговаривая «кап-кап» и радовались, когда я говорила, что дождик закончился и выглянуло солнышко. Раскрыв перед малышами музыкальный образ, мы обращаем внимание на те, или иные особенности музыки, от которых зависит определенный характер исполнения песни или движения. Например, в маленькой сюжетной игре под песню «Мишка» м. Тиличеевой, мы обращаем внимание детей на не торопливый, спокойный характер музыки и глухое низкое звучание аккордов на слова «мишка громко зарычал». После такого объяснения, дети более осмысленно согласовывают движения с музыкой, стараются подражать мишке. Игра доставляет им удовольствие. Когда я приношу на занятие птичку, дети радуются и с удовольствием исполняют песню, показывают, как кормят птичку зернышком, как она клюет (стучат пальчиком по ладошке). Затем предлагаю вместе с ней полетать под музыку. Они звонко чирикают, бегают на носочках и машут ручками- крылышками. Им очень нравиться этот образ. По окончанию встречи дети спрашивают, когда еще прилетит к ним в гости птичка. Необходимо отметить, что воспитывая эмоциональное отношение к музыке, мы стремимся к тому, что бы ребята вновь хотели встретиться с тем или иным образом.