Игнатьева Ольга
Проект «Играем со словами»
▼ Скачать + Заказать документы
В проекте «Играем со словами» представлен материал из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по реализации задач направления «Речевое развитие» посредством использования пособия «Логошашки» (комплект состоит из 2 частей: I часть. Автоматизация и дифференциация звуков; II часть. Обогащение и активизация словаря) в индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности).
Данный материал может быть использован в практике дошкольного образования: в дошкольных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, выборочно в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Публикация «Проект „Играем со словами“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Пособие «Логошашки» может быть рекомендовано при обучении иностранному языку/национальному как неродному в старших группах ДОО и начальных классах СОШ.
• Содержание проекта
Проект «Игры со словом» направлен на коррекцию речевого развития.
Представленный проект актуализирован целями и задачами, которые ставит перед собой учитель-логопед в процессе коррекции речевого развития посредством логопедического пособия «Логошашки».
Объект изучения: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Предмет изучения: использование пособия «Логошашки» как условие развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Участники проекта: учитель-логопед, обучающиеся (воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители
Продолжительность: проект реализуется с 2014 года по настоящее время.
Актуальность
Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования.
В ФГОС ДО обозначены требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО:
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Поэтому целью проекта «Играем со словами» (Использование пособия «Логошашки» в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР») является создание условий для речевого развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Одним из условий коррекции речевого развития в рамках данного проекта выступает игровая деятельность детей на индивидуальных коррекционных занятиях, а средством коррекции является пособие «Логошашки».
Задачи проекта:
Для педагога:
Разработать перспективный план по внедрению пособия «Логошашки» в коррекционный процесс
Разработать и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме
Обогатить предметно-развивающую среду в логопедической группе
Для обучающихся (воспитанников):
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные с уменьшительными суффиксами
Закреплять умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным
Совершенствовать фонематические представления, навыки звукового анализа: умение выделять первый и последний звук в слове
Активизировать зрительное и речевое внимание детей
Воспитывать культуру речевого общения: умение отвечать на вопросы полным предложением
Способствовать снятию психологического напряжения в процессе коммуникации с взрослыми и сверстниками
Для родителей:
Повысить заинтересованность родителей в коррекции недостатков речевого развития
Познакомить родителей с программным содержанием направления «Речевое развитие» и работой педагогов при решении данной задачи
Обучить родителей игровым приёмам в работе с детьми
Данный материал разработан и апробирован Игнатьевой О. А., учителем-логопедом МБДОУ «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» г. Чебоксары. Проект доказывает эффективность применения системно-деятельностного подхода в коррекции речевого развития.
За основу проекта «Играем со словами» взята «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» /Под ред. профессора Л. В. Лопатиной (далее «Программа»).
Разработанное пособие «Логошашки» отличается наличием оригинальной авторской концепции, которая заключается в сочетании классической игры и разнообразных логопедических и педагогических приемов.
Проект отражает алгоритм использование пособия «Логошашки» в различных направлениях речевого развития, построен с учетом основных принципов игровых технологий:
-Принцип деятельности. Игровая атмосфера деятельности позволяет ребенку многократно и ненавязчиво осуществлять повторение слов из различных тематических групп, акцентируя внимание на отрабатываемых звуках
-Принцип обратной связи. В процессе игры ребенок раскрепощается, взрослый же получает возможность оценить качество коррекционной работы, уровень слухового контроля самого ребенка за поставленными звуками и спланировать дальнейшую коррекционную работу;
-Свобода выбора. Логопедическая игра «Логошашки» разработана в соответствии с современными требованиями ФГОС дошкольного образования. Включение логопедической игры в образовательную и самостоятельную деятельность дошкольников позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и сделать его субъектом образования, удовлетворив потребность в активном и самостоятельном выборе содержания своего образования.
-Принцип идеальности. Высокая результативность коррекционного процесса при минимальных затратах (временных, материальных).
Характеристики, значимые для разработки и реализации проекта
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Содержание работы по проекту
Основой планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является комплексно-тематический подход, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с нарушениями речи, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Для обеспечения разностороннего развития детей с ТНР игра «Логошашки тематические (Часть II)» включает в себя 24 лексические темы: Транспорт, Дикие животные, Домашние животные, Школьные принадлежности, Игрушки, Фрукты-ягоды, Овощи, Профессии, Одежда, обувь, головные уборы; Животные жарких стран, Животные Севера, Перелетные и зимующие птицы, Обитатели водоемов, Бытовая техника, Музыкальные инструменты, Инструменты, садовый инвентарь, Мебель, Хлебобулочные изделия, Насекомые, Цветы, Виды спорта, Спортивный инвентарь, Лес, Посуда/ столовые приборы, Образование сложных слов (дополнительное поле).
Игра «Логошашки Часть I. Автоматизация и дифференциация звуков» ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение звукопроизношения и находящихся на стадии автоматизации или дифференциации звуков в словах. Игра состоит из 10 шахматных досок, на черных полях находятся изображения, сгруппированные по автоматизируемым звукам: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, ТЬ. Картинки подобраны таким образом, чтобы ребенок в течение игры имел возможность проговорить автоматизируемый/дифференцируемый звук в различных позициях: от звука в начале слова до слов со стечением согласных звуков.
Работа с родителями в рамках проекта «Играем со словами»:
Участие в совместных мероприятиях.
Посещение родителями индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
Проведение консультаций для родителей «Правильно слышишь - грамотно пишешь», «Учимся, играя», «Логошашки в коррекционной работе учителя-логопеда»
Работа с педагогами:
Мастер-класс «Логошашки в индивидуальной коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда»
Круглый стол «Использование «Логошашек» в свободной деятельности детей как средства их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей»
Реализация национально-регионального компонента посредством использования авторского игрового пособия «Логошашки»
Чувашская Республика - поликультурный регион, поэтому региональная направленность является одной из составляющих представленной разработки.
Использование потенциала национально-регионального компонента в коррекционно-образовательной деятельности стимулирует познавательно-речевое развитие ребенка, повышает не только речевую активность, но и формирует у детей этику межнациональных отношений, помогает сохранить народные традиции.
Игровое пособие «Логошашки тематические (Часть II, используемое в повседневной жизни и в самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном учреждении, поможет раскрыть цель обучения чувашскому языку в единстве четырех взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.
Воспитательный компонент цели заключается:
в формировании интереса и положительного отношения к чувашскому языку, к культуре чувашского народа;
в воспитании культуры общения;
в поддержании интереса к изучению и формированию познавательной активности.
Развивающий компонент цели заключается:
в развитии у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также готовности к общению;
в развитии способности воспринимать своеобразие звучания чувашской речи, чувствовать ее красоту;
в развитии элементарных умений и навыков слушания, понимания чувашской устной речи и говорения на основе имитации и автоматизации определенных речевых образцов в игровых ситуациях по различным темам.
Образовательный компонент цели заключается:
в расширении общеобразовательного кругозора дошкольников;
в формировании обобщенных представлений о родном городе, его истории, своеобразии архитектуры, основных достопримечательностях, знакомстве с известными людьми, прославившими республику: К. В. Иванов, В. И. Чапаев, И. Я. Яковлев, А. Г. Николаев;
в формировании обобщающих представлений о столице России-Москве, ее исторических памятниках;
в расширении знаний о государственной символике России и Чувашии.
Практический компонент цели предполагает овладение различными структурными компонентами чувашского языка: лексикой, грамматическим строем речи с последующим выходом на конкретные коммуникативные умения.
Включение пособия «Логошашки» в самостоятельную деятельность обеспечит наряду с повторением и систематизацией ранее изученного материала формирование прочных лексико-грамматических навыков по темам пособия. Игровая подача материала позволяет интенсифицировать учебный процесс, сделать его более эффективным и привлекательным, помогающим педагогу поддерживать у обучающихся высокий уровень мотивации к изучению иноязычной культуры.
Для реализации национально-регионального компонента посредством использования авторского игрового пособия «Логошашки» в игру вводится дополнительная шашка с символом «Чувашский флаг». Образовательный компонент реализуется при организации игры на тематическом поле «Моя Родина».
Эффективность реализации проекта[/i]
Исследования в динамике показали, что в результате проведенного обучения отмечается улучшение показателей по всем направлениям речевого развития, что свидетельствует о продуктивности проекта.
Использование учебного наглядного пособия «Логошашки» позволило расширить объем импрессивной и экспрессивной речи, уточнить предметный (существительные, предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей, способствовало формированию навыков употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей с параллельной коррекцией произносительной стороны речи.
Перспективы и возможности использования опыта
Проект «Играем со словами» может быть интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, а также родителям.
Наглядные игровые приемы могут успешно использоваться на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях по развитию лексико-грамматических сторон речи с детьми 5-7 лет.
Данный материал может быть использован при ознакомлении дошкольников и младших школьников с иностранными языками или национальными как неродными.
Пособие можно выборочно использовать в дошкольных группах для детей с задержкой психического развития.
В 2017 году учебное наглядное пособие по коррекции речевого развития "Логошашки" рассмотрено на заседании научно-методического совета г. Чебоксары и одобрено к использованию в образовательном процессе образовательных организаций ЧР и в регионах с компактным проживанием чувашского населения.
Опыт работы над проектом получил широкое распространение не только в городе Чебоксары, но и за пределами Чувашии: был представлен в рамках заседания методических сообществ учителей-логопедов и учителей-дефектологов г. Чебоксары, освещался г. Йошкар-Ола на Межрегиональном семинаре-практикуме «Внедрение современных технологий в практику ДО», в был опубликован во всероссийском журнале «Логопед в детском саду».