Наталья Миронова
Проект для разновозрастной группы «Играем в театр»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Играем в театр» (Предполагается уточнение и систематизация представлений детей о театре, как зрелищном виде искусства, объединяющем литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное и другие искусства.)
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через знакомство с театром, как синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.
Задачи:
Публикация «Проект для разновозрастной группы „Играем в театр“» размещена в разделах
1. Познавательное развитие: обобщить и систематизировать представления детей о театре, его историей, видами, театральными профессиями, приобщать детей к театральной культуре.
2. Социально-коммуникативное развитие: формировать эстетический вкус, развивать коммуникативные качества личности ребёнка (обучать вербальным и невербальным видам общения, воспитывать волю, инициативность, создавать положительный эмоциональный настрой, снимать напряжённость, формировать умение решать конфликтные ситуации через игру, содействовать нравственному воспитанию.
3. Речевое развитие: развивать интерес детей к чтению художественной литературы, сопереживанию персонажам произведений; развивать речевую активность детей, расширять словарь, монологическую и диалогическую речь, память, выразительность речи.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать воображение, фантазию, художественно-творческие способности; совершенствовать чувства композиции; показывать значение декораций, костюмов и грима для восприятия театрального действия.
5. Физическое развитие: развивать у детей координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к театральному искусству, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Актуальность проекта:
Значение и специфика театрального искусства заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с художественным образование и воспитанием детей, формированием у них эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Театральные игры позволяют в полной мере интегрировать все области развития, способствуя формированию личности ребёнка.
В ходе работы над проектом театр предстанет перед детьми как результат работы большого количества людей, иначе говоря, целого сплочённого коллектива, где каждый вносит свою лепту в конечный результат. У них формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра и т. д. Детям придёт осознание, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, выказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Этапы работы
Начальный (сентябрь - октябрь).
Определение участников проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, логопед, социальные партнеры (сотрудники детской библиотеки, Русского музея)
Понимание значимости и актуальности данной темы в рамках всестороннего развития детей.
Составление перспективного плана мероприятий.
Уточнение имеющейся информации по теме.
Планирование (октябрь).
Доведение до участников проекта важности данной темы.
Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театральной деятельности, материалов для продуктивной работы, иллюстраций.
Подбор художественной литературы, пословиц, поговорок, рассказов и сказок по данной теме.
Изучение методической литературы, просмотр видеоматериалов, подбор музыкальных произведений, репродукций картин художников.
Подбор подвижных игр, ритмических гимнастик.
Выполнение(октябрь - ноябрь).
Беседы и образовательные ситуации:
«Знакомство с театром», «История театра», «Виды театра»
Чтение художественной литературы: И. Солнышко «В театре», А. Барто «Квартет», С. Маршак «В театре для детей», А. Толстой «Золотой ключик», чтение загадок, пословиц.
Рассматривание книг, репродукций картин, иллюстраций, фото, презентаций по теме.
Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
Дидактические игры:
• «Угадай настроение»
• «Разные лица»
• «Назови по-разному»
• «Угадай, из какой сказки»
Сюжетно-ролевая игра «В гардеробе», «В театре».
Музыка: слушание музыкальных произведений, пение песен.
Художественное творчество:
• Рисование «Театр»
• Аппликация «Балерина»
• Лепка «В цирке»
Выставка поделок, выполненных детьми совместно с родителями из природного материала «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!»
Мастер-класс для родителей «Чудесные превращения»
Экскурсии в кукольный театр.
Декабрь - февраль
Беседы:
• «Как устроен театр?»
• «Театральные профессии»
• «Для чего нужен антракт»
Чтение художественной литературы: Туве Янссон "Опасное лето", А. Соя "Ёжкин театр", Илзе Лиепа «Театральные сказки», Н. Дурова «Театр зверей дедушки Дурова»
Рассматривание репродукций Э. Дега
Подвижные игры:
• Этюды «Цветок», «Кошечка»
• Игровые упражнения
• Физминутки
Дидактические игры:
• «Чья тень»
• «На что похоже облако»
• «Найди отражение»
Художественное творчество:
• Рисование «Герой сказки»
• Лепка «Там на неведомых дорожках»
• Аппликация «Костюм для героя»
• Конструирование «Декорации к сказке»
Экскурсия в музей театрального и музыкального искусства.
Мастер-класс для родителей по изготовлению масок.
Развлечение игра- драматизация «Красная шапочка», «Маша и Медведь»
Итоговое НОД «Мы расскажем и покажем» (Театрализация сказки)
Март - май
Беседы:
• «Театр начинается с вешалки»
• «Для чего нужны декорации»
Чтение художественной литературы: Мария Шаляпина и ее дочка Лиза "Музыка" и "Театр", Детская энциклопедия балета. История, музыка и волшебство классического танца, "Опера. Маленькая музыкальная энциклопедия"
Рассматривание репродукций, фото с изображением афиш, декораций, костюмов к различным спектаклям
Дидактические игры:
• «Что забыл нарисовать художник?»
• «Разрезные картинки»
• «Парные картинки»
• «Найди отличия»
Художественное творчество:
• Рисование «Афиша»
• Аппликация «Изготовление пригласительных билетов»
• Конструирование атрибутов к спектаклю
Музыка: слушание аудиосказок, слушание музыкальных произведений.
Экскурсии в музей кукол.
Викторина «Что за прелесть – эти сказки»
Создание альбома с рассказами детей «Я в театре»
Защита проекта (май).
Выставка детского творчества
Открытое мероприятие.
Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:
1. Расширение знаний детей о театре, его истории и видах, театральных профессиях.
2. Организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с театром в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению интереса детей и формированию у них эстетического вкуса, развитию коммуникативных качеств, инициативность.
3. Формирование у детей основ театральной культуры, умения решать конфликтные ситуации через игру.
4. Повышение экологической грамотности детей, заинтересованности в бережном отношении к природе и её обитателям
5. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.
6. Знания о причинах пожаров на природе и в быту и правилах поведения во время пожара. Умение правильно реагировать и действовать в экстремальной ситуации.
7. Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
8. Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам художественно-эстетического воспитания.
Продукт проектной деятельности
Изготовление совместно с родителями альбома «Виды театра»
Выпуск с детьми стенгазеты «Я в театре»
Выставка поделок из природного материала «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!»
Список использованной литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
2. Антипова Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. ТЦ «Сфера», М, 2006
3. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб: КАРО, 2006.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
5. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. №2.
6. Ерофеева Т. И., Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
7. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. М., 2002.
8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
9. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г
10. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Избранные психол. труды: В 2т. – М., 1986. – Т. 1.
11. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. – М., 1983.
12. Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников. М., 1972.
13. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000.
14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. №11.
15. Маханёва М. В. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», М., 2007
16. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. №12.
17. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.
18. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской. М. : Академия, 2002.