Татьяна Тукиш
Игры со звуками и словами
▼ Скачать + Заказать документы
На данном этапе обучения дети знакомятся с буквами, обозначающими гласные звуки, причем вводятся эти буквы парами: а-я, о-е и т. д., закрепляя таким образом те знания, о твердых и мягких согласных, которые дети получили на предыдущем этапе обучения. Знакомим детей с гласными буквами на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слов. При этом в звуковой модели слова все гласные звуки постепенно заменяются буквами, и дети наглядно видят, какие гласные буквы пишутся после твердых, а какие после мягких согласных.
Публикация «Игры со звуками и словами» размещена в разделах
Знакомясь таким образом с гласными буквами, дети узнают законы и правила русского языка – принцип обозначения гласными буквами твердости и мягкости парных согласных звуков. Четкий алгоритм введения гласных букв, неизменно повторяющийся при знакомстве с каждой новой парой, способствует усвоению этих достаточно сложных норм русской письменности.
Игра «Будь внимательным»
Перед каждым ребенком зеленая и синяя фишки – одна под другой. Нужно самостоятельно поставить за зеленой фишкой те гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного, а за синей фишкой – гласные, которые пишутся после твердого согласного звука. Обращаем внимание на то. Чтобы после фишек стояли строчные, не заглавные буквы.
Игра «Есть модель-назови слово»
На доске модель слова из четырех звуков : зеленая фишка, красная, синяя, красная. Каждое названное детьми слово педагог медленно прочитывает по модели, показывая детям, соответствует ли слово заданной модели. Можно устроить соревнование, кто больше подберет слов на заданную модель.
По ходу игры можно менять в модели твердые и мягкие согласные звуки. У педагога обязательно должен быть заготовлен набор слов для оказания помощи детям. Можно также предложить детям отгадать загадки: «Как называется рыжий зверь с пушистым хвостом?», «Какая опасная зубастая рыба плавает в реке?» и т. д.
Игра «У каждой буквы свой домик»
Два наиболее подготовленных ребенка – ведущие. У одного в руках синяя фишка, у другого – зеленая. Все остальные дети держат в руках гласные буквы. Буквы гуляют по комнате. По сигналу логопеда они должны быстро встать к своему домику – к ведущему с соответствующей фишкой. Дети – ведущие проверяют правильно ли встали буквы. Педагог помогает только в случае необходимости.
Игра – упражнение «Что за чем»
Проводится как соревнование: кто быстрее выложит гласные буквы после синей и зеленой фишек. Логопед может показать детям новый для них способ действия: сразу ставить одна под другой пары букв: а-я, о-у, у-ю.
Игра «Цепочка слов»
Построить детей в две колонны, каждый следующий по порядку ребенок называет слово, начинающееся с последнего звука слова. Названного предыдущим ребенком. Логопед подсказывает звук в слове, заканчивающимся на безударный гласный, произнося это слово «орфографически». Выигрывает та, команда, в которой раньше назовет слов стоящий последним ребенок. Логопед контролирует правильность называния слов.
Игра «Самый внимательный»
Логопед следит за тем, чтобы буквы а-я, о-е, э-е, у-ю, ы-и выкладывались парами. Нужно напом-нить об этом до начала упражнения.
Игра с мячом «Твердый- мягкий»
Логопед кидает мяч ребенку и называет слово, которое начинается с любого твердого согласного звука. Ребенок возвращает мяч и отвечает словом, начинающимся с мягкой пары этого звука.