Надежда Павлиновна Карачарова
Проект «Мы играем круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность применения игровых технологий на прогулке с детьми раннего возраста заключается в том, что игра – любимое занятие детей, приносящее радость. В игре ребенок отражает какое-либо явление, берет определенную роль, перерабатывает все свои социальные функции, какие ему известны и тем самым готовится к следующему этапу жизни. Игра предопределяет развитие ребенка, формирует его способности и личные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155) направлен на «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры» [1,с. 1}.
Публикация «Проект „Мы играем круглый год“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Игры для детей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети играя, двигаются, познают самого себя, других и окружающий мир. Задача педагога создать комфортные условия, благоприятную атмосферу на прогулке и стать связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.
Цель: обогащение игрового опыта детей раннего возраста на прогулке.
Задачи:
Учить ребенка управлять собой, своим поведением соблюдая, правила игры;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
Укреплять физическое и психическое здоровье;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к дугу;
Развивать игровые навыки ребенка, познавательную активность, творческие способности, образное мышление;
Создавать условия для детских игр на прогулке при взаимодействии детей, педагогов и родителей.
Методы и приемы игровой технологии при организации прогулки с детьми раннего возраста
Игровая технология состоит из отдельных игр и игровых элементов, включающих обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В работе с детьми в течение всей прогулки постоянно используем разнообразные игровые методы и приемы, которые стимулируют интерес детей к действиям и деятельности, будят их воображение, активизируют творческие проявления, побуждают к сопереживанию, заставляют думать, анализировать, сравнивать и обобщать, двигаться. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой, обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Дети учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации, начинают управлять собственными движениями.
Методы и приемы:
Поощрение словом;
Показ, личный пример; зрительный образ;
Сюрпризный момент; сюжетный момент;
Художественное слово; звукоподражание;
Игровая мотивация;
Эмоции; имитация движений;
Выразительность, интонация речи;
Повтор, напоминание, подсказка, обобщение; диалогическая беседа;
Воображение, побуждение;
Моделирование проблемной ситуации, поиска, результата.
Мы играем круглый год
Рассмотрим игры детей раннего возраста на прогулке в разное время года.
Осенью повторяем с детьми знакомые стихи А. Барто и обыгрываем их, выполняя имитационные движения, подражая знакомому персонажу («Самолет», «Лошадка»). Подвижные игры берем с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке». Малыши вместе с взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке. Устраиваем игры - перебежки детей: «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру). Используем в работе игры, где дети учатся играть, не мешая друг другу такие, как «Собери шарики».
Обыгрывание потешек является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Например: «Кто у нас хороший», «Петушок, петушок».
Особое внимание уделяем играм в парах с использованием фольклорного жанра. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении, развитию согласованности движений. Например: игры «Радуга – дуга», «Солнышко – ведрышко».
Игра - закличка «Радуга - дуга»
Цель: выполнение со словами ритмичных движений, действовать согласованно в паре, вызывать положительные эмоции.
Описание игры:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Колоколышка! [9, с. 1]
Дети стоят парами, взявшись за руки, раскачиваются на широких ножках - 1, 2 строчки. Прыгают на двух ногах, хлопают в ладоши – 3, 4 строчки. Игра повторяется несколько раз, воспитатель хвалит детей.
Совместные игры - ситуации с несколькими партнёрами — эти игры помогает детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников. Рассмотрим следующую игру.
Сюжетная игра-ситуация «Поможем Зайке перейти дорогу»
Цель: формирование представлений у детей о пешеходном переходе.
Задачи: закреплять знания о пешеходном переходе, светофоре; прививать навыки правил поведения на дороге; развивать речевую активность;
Описание игры
Воспитатель предлагает ребенку покататься на машине в зоне пешеходного перехода. Затем подзывает детей и показывает игрушку Зайки, говорит, что он спешит к маме, но не знает, как перейти дорогу, едут машины. Как помочь Зайке (непроизвольные ответы детей) Где можно переходить дорогу? Дети: по пешеходному переходу. Воспитатель: давайте покажем Зайке пешеходный переход и перейдем вместе с ним дорогу.
Воспитатель:
Человек шагает смело -
По полоскам чёрно – белым. []
Зайка благодарит детей и убегает, воспитатель хвалит детей и предлагает им походить по пешеходному переходу.
Детям очень нравится играть с осенними листочками, шишками в такие игры, как «Листопад», «Поймай листок», «Сдуй листок с ладошки», «Собери букет», «Собери шишки».
Подвижная игра «листопад»
Цель: формирование знаний детей о цвете, величине осенних листьев, понятие «листопад». Описание игры.
Все дети берут много осенних листьев.
Воспитатель:
Листопад, листопад, листья желтые летят.
(Дети бросают листочки и приседают).
Воспитатель хвалит детей. игра продолжается.
Вот и пришла холодная зима. Птицам не хватает корма, они могут погибнуть, поэтому помощь человека необходима. Создание благоприятных условий для формирования у детей заботливого отношения о птицах, желания кормить птиц помогут такие игры, как сюжетная игра – ситуация «У кормушки».
Сюжетная игра – ситуация «У кормушки»
Цель: воспитание заботливого отношения к птицам.
Задачи: учить детей имитировать движения птиц; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Описание игры
Воспитатель показывает детям игрушечную птичку. Птичка очень грустная, так как она хочет поесть. Как помочь птичке? (накормить, дать хлебных крошек, семечек). Воспитатель обращает внимание на кормушку. Дети кладут корм, кормят игрушечную птичку. Птичка благодарит детей и улетает, но обещает вернуться к детям со своими подружками. Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям показать, как клевала птичка хлебные крошки.
«На прогулку мы ходили,
Птичкам семечки носили.
Птички ждут нас каждый раз,
Птички очень любят нас». Е. Груданов [14, с. 2]
Встреча с Новым годом всегда радостное событие, полное хлопот. Игра – путешествие «В гости к Елочке» подготавливает детей к встрече с Новым годом.
Игра – путешествие «В гости к Елочке»
Цель: формирование элементарных представлений о елочка.
Задачи: формировать элементарные представления о елочке; развивать воображение, активную речь, эмоциональную отзывчивость; воспитывать бережное отношение к елочке.
Описание игры.
В группе изготавливаем новогодние украшения для елочки и начинаем сочинять сказку «Жила была Елочка, приближался праздник, но у нее не было нарядного платья». Идем на прогулку и отправляемся в гости к Елочке, украшаем елочку. Елочка благодарит детей за красивый наряд. Приглашает в хоровод.
Зима – замечательное время прогулок и игр на свежем воздухе. В зимний период постройки из снега позволяют создать неповторимую предметно-пространственную развивающую среду на участке детского сада, в которой дети играют и укрепляют свое здоровье, развивают эмоциональную отзывчивость. Мы стараемся, чтобы дети получили радость от зимы. Сначала сгребаем снег в кучи, дети помогают в меру своих возможностей, нося снег в лопатках. Кучам придаем различную форму, скульптуры начинают «оживать». Затем принаряжаем наших «Снежных гостей». Используем крышки пластиковых бутылок, одноразовые тарелки, шишки и другой бросовый материал. Малыши радуются «Снежным гостям» и с удовольствие с ними играют. Дети катаются на ледянках с горки, по тропинке - лабиринту путешествуют в гости к колобку и медведю. Вместе обыгрываем снежные фигуры при помощи подвижных, народных игр с речевым сопровождением, например, народная игра «Курочка и цыплята».
Народная игра «Курочка и цыплята»
Цель: формирование у детей согласованных действий в кругу.
Задачи: учить детей выполнять согласованно движения, подражая педагогу; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Описание игры
Дети и воспитатель ходят по кругу, взявшись за руки вокруг снежной фигуры «курицы». Воспитатель произносит стихи и показывает детям движения. 1,2, 3 строки – ходят по кругу, 4. 5 – приседают, разгребают и берут снег, 6.7 – встают, подходят к «снежной курице» и показывают снег на варежках.
Желтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать.
Себе зернышки искать,
Чтобы мама показать
- Мама! Мама! Посмотри!
Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! [13,с. 1]
Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все цыплятушки молодцы, зернышки нашли и маме принесли, играли хорошо».
Все дети очень любят зимушку - зиму, каждый день она готовит ребенку новое открытие. Зимой большие возможности игр и творчества ребят, но яркие и положительные впечатления у детей во многом зависит от нас взрослых. Поддерживая стремления детей к творчеству, обыгрываем ситуацию, эмоционально комментируя, используя художественное слово.
Мы снежную бабу слепили на славу.
На славу, на славу, себе на забаву.
На нас она черными смотрит глазами,
Как будто смеется двумя угольками. (А. Бродский) [12, с. 1]
Такой метод позволяет заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создавать необходимые эмоции, настрой и положительный мотив творческой деятельности. Отметим игры с элементами продуктивной деятельности, например, «Снеговик», «Укрась печку», Красивая шубка для кота Васьки».
Следует отметить самостоятельные игры детей со снегом «Построю дом для Белочки», «Пирожное для Зайки», «Куличики», «Расчищу дорожку для Куклы Кати» и другие. Дети самостоятельно могут организовать игру «Едем машине», «покупаться» в снегу.
Весной, когда просыпается природа, хороши хороводные игры.
Хороводная игра «Ай, да березка!» (Музыка Т. Попатенко. Слова Ж Агаджановой)
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод.
Радостно и звонко
Каждый запоет.
Припев:
Ай, да березка,
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
2. К вечеру мы дружно,
Скажем ей: «Прощай!»
Ты без нас, березка,
В поле не скучай.
Припев. [10, с. 1]
Первый куплет. Воспитатель и дети поют, стоя вокруг березки, взявшись за руки, любуясь березкой.
Припев. Взявшись за руки, идут по кругу.
Второй куплет. Поют, стоя в кругу, слегка помахивая руками, приседают.
Припев. Взявшись за руки, идут по кругу. Воспитатель хвалит детей, дети машут березке.
Весна – время уборки и высадки рассады в клумбы. Можно организовать на прогулке с детьми игры с элементами труда.
Сюжетная игра – ситуация с элементами труда
«В гости Маша к нам пришла»
В гости Маша к нам пришла
И цветочки принесла.
Мы цветы сажали,
Землю украшали.
Цель: формирование у детей простейших практических навыков посадки цветов на клумбу.
Задачи: воспитывать бережное отношение к цветам, дружеские отношения друг к другу; в процессе совместного труда ребенка и взрослого формировать простейшие практические навыки посадки цветов на клумбу, развивать интерес к труду, эмоциональную отзывчивость.
Описание игры. Воспитатель показывает детям куклу Машу из бросового материала и говорит: В гости Маша к нам пришла и цветочки принесла.
Дети рассматривают цветы, любуются куклой Машей. Кукла предлагает посадить цветы на клумбу, чтоб все лето дети могли любоваться цветами. Воспитатель берет цветы и просит детей помочь. Воспитатель и ребенок трудятся совместно, остальные дети наблюдают. Воспитатель: «Мы цветы сажали, землю украшали».
Воспитатель хвалит детей и предлагает поводить хоровод. Кукла Маша в центре дети встают в круг. Воспитатель произносит стихотворение:
В гости Маша к нам пришла
И цветочки принесла.
Мы цветы сажали,
Землю украшали.
1.2 строчка - дети идут по кругу, 3 строчка - приседают, 4 строчка - встают и разводят руки перед собой. Дети благодарят Машу, воспитатель хвалит детей.
Дети бережно относятся к цветам, не рвут их. Малышам. нравиться поливают растения и любоваться красивыми цветами и просто разговаривать с куклой Машей.
В летний период в играх на прогулке используются большие возможности игр – экспериментирование с песком и водой, бросовым и природным материалом. Отметим игры с водой: «Водопад», «Волны», «Лейся, лейся», «Водичка течет», «Дождик», «Лодочка и ветерок», «Тонет – не тонет», «Кораблики», «Достань сокровища».
Пускание мыльных пузырей – незатейливая, весёлая детская забава. Конечно, лучше всего эта затея подходит для прогулок на свежем воздухе: ветерок помогает выдувать и отправлять в путешествие разноцветные мыльные шарики. Дети очень любят играть с мыльными пузырями, например, в игре «Поймай пузырь» одни дети надувают пузыри, а другие ловят.
Летом дети много играют самостоятельно, следует отметить, такие игры, как «Напоим цветок» (с элементами труда, «Едем на машине», игры с мячом. Привлекаем старших дошкольников к играм с детьми раннего возраста. Малыши с удовольствием играют в подвижные и народные игры такие, как подвижная игра «Солнышко и дождик», народная «Как у дедушки Егора…».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развитие умения управлять своим поведением.
Задачи: совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Описание игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Солнышко и дождик», выбирается ребенок на роль дождика Дети вместе с дождиком ходят по кругу, взявшись за руки, произносят слова вместе с воспитателем: «Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”[9, с. 1]
Дети останавливаются, держась за руки, их раскачивают:
«Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще.
Кто под дождик попадет,
Тот сейчас домой пойдет [9, с. 1].
Ребенок «дождик догоняет детей». Воспитатель раскрывает зонт, и дети прячутся под зонтом. Воспитатель хвалит детей, говорит, что дождик прошел, снова выглянуло солнышко.
Народная игра «Как у дедушки Егора…»Цель: выполнение детьми движений в кругу.
Задачи: учить выполнять движения в кругу, вызывать у детей радостные эмоции, воспитывать доброжелательное отношение к взрослому, сверстнику, старшему дошкольнику.
Описание игры:
Как у дедушки Егора,
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на дедушку глядели,
Разом делала вот так. [15, с. 2]
Игра сопровождается словами. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В кругу стоит ребенок «дедушка». При словах «разом делали вот так» «дедушка» показывает движения, дети повторяют за ним. Воспитатель хвалит детей, игра повторяется с другим «дедушкой».
Взаимодействие с родителями
Педагогическое просвещение родителей
Консультация: «Играйте вместе с детьми».
Беседа «Игры детей раннего возраста на прогулке».
Включение родителей в деятельность группы
Изготовление атрибутов и обогащения РППС на участке (оформление прогулочной веранды по временам года, центров развития детей на участка);
Помощь в уборке снега, листвы на участке;
Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц, снежных фигур;
Участие в акциях «Осенний субботник», «Сделаем наш детский сад самым красивым»;
Совместные игры родителей детьми на свежем воздухе.
Результативность
Обогащение игрового опыта детей раннего возраста.
Ребенок эмоционально откликается на игру, предложенную педагогом.
Взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками способствует накоплению опыта доброжелательных отношений.
Играя на прогулке, ребенок развивает познавательную активность, творческие способности, укрепляет здоровья.
Объединение детского сада и семьи играет большую роль в формировании игровых навыков и умений ребенка.
Перспективность: продолжать применять игровую технологию при организации прогулки детей раннего возраста.
Заключение
Взаимодействие педагога и детей в игре на прогулке - эффективный метод приобретения ребенком социального опыта доброжелательного общения, проявления нравственных качеств и чувств.
В игре на прогулке дети укрепляют физическое и психическое здоровье, учатся управлять собой, соблюдая правила игры, развивают эмоциональную отзывчивость, игровые навыки, познавательную активность, творческие способности.
Объединение усилий детского сада и семьи для развития личности ребенка в игре на прогулке создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Список методической литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013гю № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности дошкольников. Для занятий с детьми с 2-7 лет. -М. : МОЗАНКА-СИНТЕЗ, 2015г.
3. Вераксы Н. Е. ,Комаровой Т. С. Васильевой, М. А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». – М., 2014г.
4. Гербова В. В., Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. – М. ,2014г.
5. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под ред. С. Н. Теплюк. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
7. Соломенникова о,А. Ознакомление с природой в детском саду. 1 младшая группа. -М. ,2014г.
8. Теплюк,С. Н. Игры-занятия не прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
9. Заклички для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki/262-dly1.
10. Ай, да березка! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pesenok.ru/18/Tema-Derevya-Bereza/tekst-pesni-Ay-da-berezka-instrum.
12 Стихи про снеговика для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narodstory.net/stihi_pro_snegovika.php.
13. Игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200100204.
14. Организация наблюдений в группе и на прогулке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s162165t5.html.
15. Фольклорный праздник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://86gmz-sov.edusite.ru/DswMedia/otkzanyatieposidelkiyanvar-.pdf.