Надежда Чиркунова
Проект «Патриотическое воспитание подрастающего поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Публикация «Проект „Патриотическое воспитание подрастающего поколения“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У Симонова есть такие строчки:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно человек связывает свое чувство любви к Родине с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где провел много времени с друзьями.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно наполнить душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Цель:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи:
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты;
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Задачи проекта :
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.
8. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Аудитория проекта : - дети дошкольного возраста, родители, воспитатели, ветераны.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- методические разработки;
- интеграции со специалистами детского сада.
Ожидаемый результат:
Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза: Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература)
Методы проекта :
• разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
• чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
• рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;
• прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;
• рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Реализация проекта :
1. Познавательная деятельность
• - Образовательная деятельность «Наша армия родная»
• - Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Защитники Отечества»
• - Рассматривание армейских альбомов, фотографий
• - Рассматривание картинок о родах войск
• - Рассматривание иллюстрации В. Васнецова «Богатыри»
• - Беседа по книге С. Михалкова «Дядя Степа»
• - Беседа «Мой папа защитник Отечества»
• - Беседа «Животные на службе в Армии»
• - Беседа «Боевая техника»
2. Чтение художественной литературы
• С. Михалков «Дядя Степа»
• - А. Барто «Наши солдаты», «Самолеты», «Флажок», «Кораблик»
• - С. Михалков «Мир»
• - Н. Иванова «Военные профессии»
• - З. Александрова «Дозор»
• - А. Нехода «Летчики»
• - Пословицы, поговорки, загадки, стихи
• Деятельность детей
3. Художественное творчество
• 1. Рисование «Мой папа самый лучший» (портрет)
• 2. Конструирование «Самолеты»
• 3. Лепка «Танк»
• 4. Аппликация «Летящие самолеты» (коллективная работа)
4. Музыка
• Прослушивание песен на военную тему «Катюша», «У солдата выходной», «Первым делом самолеты», «Аты баты
5. Игровой блок
• Дидактические игры:
• «Четвертый лишний», «Профессия военный»
• Подвижные игры:
• «Летчики на аэродроме», «Через болото»
6. Работа с родителями
• Оформление альбомов
• - выставка «Военная техника»
• - выставка «Мы рисуем вместе с папой»
• - ширма «День защитника Отечества»
• - консультации
• - беседы
Формы и методы работы с родителями:
• анкетирование; тестирование;
• консультации;
• творческие мастерские (поделки, книжки – малышки);
• памятки, буклеты;
• народные игры.
7. Работа с социумом
• - клуб «1 Мая»
• - школа
• - библиотека
• - «Каширский центр социального обслуживания «ЗАБОТА»
• - ветераны ВОВ
8. Оснащение пространственно-развивающей среды
• - оформление картотеки загадок о военной технике
• - пополнение картотеки дидактических игр «Профессия военный», «Четвертый лишний»
• - пополнение картотеки стихов к 23 февраля
Тип проекта :
- Групповой;
- Долгосрочный;
- Исследовательско -творческий
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Этапы проекта :
1-й этап: подготовительный
• разработка этапов проектной деятельности;
• создание предметно-развивающей среды (мини-музея «Любимый город») (приложение 1);
• разработка планов, конспектов, совместных мероприятий и экскурсий (приложение 2);
• разработка дидактических игр (приложение 3);
• оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и др. (приложение 4);
• выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Мы городом родным, должны гордиться!» (приложение 5);
• составление информаций, консультаций, рекомендаций для родителей, анкетирование (приложение 6).
2-й этап: основной - «Деятельность педагогов, детей и родителей», «Деятельность педагогов, детей и ветеранов ВОВ»
Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития.
Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; составляют информацию о достопримечательностях, рисуют схемы округа, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. Д.
3-й этап: итоговый
• Презентация путеводителя - развлечение «Я, моя семья, мой город» (приложение 8)
Таким образом, созданные оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности помогают заложить нравственные основы и воспитанию патриотических чувств дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
-М: Мозаика-Синтез,2004.
2Програма «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
-М: Мозаика-Синтоз,2010.
3. Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова Москва 2006г.
4. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» Москва 2010г. (старшая группа)
5. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва2015г.
6. Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» Практическое пособие по патриотическому воспитанию Москва2005г.