Папки-передвижки

Проект «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Елена Жалыбина
Проект «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В соответствии с ФГОС ДО дошкольного образовательного учреждения является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В связи с этим педагогический поиск эффективных форм, способов и средств для полноценного развития дошкольника не прекращается.

Уникальным развивающим эффектом обладает математика «Царица всех наук!»

Публикация «Проект „ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах

Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является – игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. В практике работы при формировании элементарных математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения.

Теоретические основы применения дидактических игр в математике

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Для достижения поставленной цели определила задачи:

-расширять представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

-формировать навыки счёта, вычисления, измерения, классификации, сравнения, обобщения;

-овладение математической терминологией.

Образовательно-воспитательный процесс по ФЭМП выстраивается с учётом следующих принципов:

1. Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

2. Непрерывность – сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность – формирование у детей, старшего дошкольного возраста, целостного представления о математике.

4. Научность.

5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

6. Преемственность – обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методы и приёмы:

- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

- сравнение;

- метод моделирования и конструирования;

- решение логических задач;

- экспериментирование и опыты;

- воссоздание и преобразование;

- сюжетно – ролевая игра;

- игра – драматизация;

- информационно-коммуникативные технологии;

-здоровье-сберегающие технологии (пальчиковые игры, динамические паузы, физкультминутки).

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с детьми проводится в различных формах:

- организованная детская деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентации, тематические досуги).

-демонстрационные опыты.

- сенсорные праздники на основе народного календаря.

- театрализация с математическим содержанием.

- обучение в повседневных бытовых ситуациях;

- беседы;

- самостоятельная деятельность в развивающей среде;

- индивидуально – творческая деятельность.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной развивающей среды во всех возрастных группах. ПРС должна быть:

1. Содержательно – насыщенной.

2. Трансформируемой (изменялась).

3. Вариативной (наличие различных пространств для игры).

4. Доступной.

5. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Для определения эффективности работы проводится диагностика формирования элементарных математических представлений с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста. Проведённая диагностика показывает, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, что требует ФГОС, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию дидактических игр и упражнений, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

Виды математических дидактических игр

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры на ориентировку в пространстве

3. Игры с геометрическими фигурами

4. Игры-путешествия во времени

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание детям предлагается в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Знакомство с образованием всех чисел в пределах 10 проходит с помощью сравнивания равных и неравных предметов. Широко используются такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало”, «Белочки и орешки», «Рассели животных в дома»; «широкий – узкий», «короткий – длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов (дидактические игры «Покажи дорогу Гному»).

Во вторую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Третья группа – это геометрические игры: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Посмотри вокруг».

Четвертая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Применяются следующие дидактические игры: «Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Назови скорее», «Дни недели, стройтесь» и другие.

Дидактическая игра ходилка- бродилка “Казачок”

Актуальность: Игра-ходилка — одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение, Настольная игра помогает осваивать и систематизировать свои знания в различных областях ФЭМП, экология, народная культура и быт.

В процессе игры у детей развиваются мелкая моторика, речевой аппарат, ориентировка в пространстве, внимание, коммуникативные навыки и. т. д.

Описание: Игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.

Игра разрабатывалась на листе ватмана и рисовалась вручную гуашью. Изготовления фишек и кубика, если кубика нет в наличии.

В игре отражаются следующие составляющие Казачьего образа жизни: подвижный образ жизни, ремесла.

Игра простая в освоении, поэтому при необходимости детям под силу самим разобраться в правилах.

Материал для изготовления игры смотреть в приложении 1

Цель игры: Провести казака от начала игры до финала,при этом выполнить все хозяйственные дела предложенные в игре,преодолев все препятствия.

Задачи:

o Систематизировать знания о порядковом счете

o Систематизировать знания в умении называть последующее и предыдущее число

o Систематизировать знания в умении прибавлении к числу число 2 и уменьшении числа на 2

o Систематизировать умения ориентирования на листе бумаги

o Способствовать к приобщению к Кубанской культуре и быту.

Требуемые знания и умения ребенка:

o Умение считать в прямом и обратном порядке

o Умение прибавлять и вычитать из числа число 2

o Умение называть последующее и предыдущее число ;

o Умение двигаться на листе бумаги вперед и назад.

Ожидаемые результаты:

o Легко ориентируется на листе бумаги

o Знает и называет последующие и предыдущие числа

o Знает часть кубанского быта

o Продолжает интересоваться Кубанской культурой и бытом

Правила игры: В игре участвуют от 2 до 5 игроков. Воспитатель предлагает детям отправиться вместе с казаком по дороге с препятствиями, преодолеть их, выполнить все хозяйственные дела.

o Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. Можно договориться, можно тянуть листочки с цифрами для определения очерёдности и. т. д.

o В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.

o Если фишка останавливается на круге зеленого цвета,то ход продолжается на 1 вперед,если круг красного цвета,то ход на один назад :если фишка попадает на круг со стрелкой то ход переносится по стрелке на несколько шагов назад,или на несколько шагов вперед; камень, ход пропускается; если фишка попадает на если изображено гончарное дело, то ход переходит на круг с готовым гончарным изделием ; если фишка попадает на круг с изображением казачки,плетущей лапти,то ход переходит на круг с готовым изделием. При этом игрок должен пояснить, данное действие куда попал и,что это за ремесло.

o Если игрок не смог дать пояснение, то его фишка возвращается на линию старта, а пояснения дают другие игроки.

o Побеждает игрок, который первый доберётся до финиша.

Игровое поле в свёрнутом виде.

(Можно использовать готовые фишки, а можно сделать из конструктора или бумаги)

Заключение

Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.

В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что – то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Список используемой литературы

1 Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2 З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»

3 Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4 И. А. Помораева В. А. Позина «Занятия поФЭМП»

5. Новикова В. П. «Математика в детском саду». Мазаика-Синтез, 2015.

6. Колесникова Е. В. «Математические ступеньки». Издательство: Сфера, 2016.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 21:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жалыбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД