Елена Жалыбина
Проект «ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В соответствии с ФГОС ДО дошкольного образовательного учреждения является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. В связи с этим педагогический поиск эффективных форм, способов и средств для полноценного развития дошкольника не прекращается.
Уникальным развивающим эффектом обладает математика «Царица всех наук!»
Публикация «Проект „ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является – игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребёнку, помогает в развитии познавательных способностей дошкольника. В практике работы при формировании элементарных математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения.
Теоретические основы применения дидактических игр в математике
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную мыслительную, поисковую деятельность, стремиться достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Для достижения поставленной цели определила задачи:
-расширять представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
-формировать навыки счёта, вычисления, измерения, классификации, сравнения, обобщения;
-овладение математической терминологией.
Образовательно-воспитательный процесс по ФЭМП выстраивается с учётом следующих принципов:
1. Доступность – соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
2. Непрерывность – сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.
3. Целостность – формирование у детей, старшего дошкольного возраста, целостного представления о математике.
4. Научность.
5. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
6. Преемственность – обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методы и приёмы:
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты;
- воссоздание и преобразование;
- сюжетно – ролевая игра;
- игра – драматизация;
- информационно-коммуникативные технологии;
-здоровье-сберегающие технологии (пальчиковые игры, динамические паузы, физкультминутки).
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательная деятельность с детьми проводится в различных формах:
- организованная детская деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив, интеллектуальный марафон, викторина, КВН, презентации, тематические досуги).
-демонстрационные опыты.
- сенсорные праздники на основе народного календаря.
- театрализация с математическим содержанием.
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде;
- индивидуально – творческая деятельность.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной развивающей среды во всех возрастных группах. ПРС должна быть:
1. Содержательно – насыщенной.
2. Трансформируемой (изменялась).
3. Вариативной (наличие различных пространств для игры).
4. Доступной.
5. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования).
Для определения эффективности работы проводится диагностика формирования элементарных математических представлений с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста. Проведённая диагностика показывает, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, что требует ФГОС, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию дидактических игр и упражнений, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.
Виды математических дидактических игр
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры на ориентировку в пространстве
3. Игры с геометрическими фигурами
4. Игры-путешествия во времени
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание детям предлагается в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
К первой группе игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Знакомство с образованием всех чисел в пределах 10 проходит с помощью сравнивания равных и неравных предметов. Широко используются такие дидактические игры как: «Путаница», «Назови соседей», «Кто первый назовёт», «Какой цифры не стало”, «Белочки и орешки», «Рассели животных в дома»; «широкий – узкий», «короткий – длинный», используя приемы наложения и сравнения двух групп предметов (дидактические игры «Покажи дорогу Гному»).
Во вторую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Дети учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
Третья группа – это геометрические игры: «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Посмотри вокруг».
Четвертая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. Применяются следующие дидактические игры: «Живая неделя», «Двенадцать месяцев», «Круглый год», «Назови скорее», «Дни недели, стройтесь» и другие.
Дидактическая игра ходилка- бродилка “Казачок”
Актуальность: Игра-ходилка — одна из старейших настольных игр, имеющая не только развлекательное, но и образовательное значение, Настольная игра помогает осваивать и систематизировать свои знания в различных областях ФЭМП, экология, народная культура и быт.
В процессе игры у детей развиваются мелкая моторика, речевой аппарат, ориентировка в пространстве, внимание, коммуникативные навыки и. т. д.
Описание: Игра предназначена для детей 5-7 лет и может быть использована в совместной деятельности детей, детей и воспитателя, детей и родителей.
Игра разрабатывалась на листе ватмана и рисовалась вручную гуашью. Изготовления фишек и кубика, если кубика нет в наличии.
В игре отражаются следующие составляющие Казачьего образа жизни: подвижный образ жизни, ремесла.
Игра простая в освоении, поэтому при необходимости детям под силу самим разобраться в правилах.
Материал для изготовления игры смотреть в приложении 1
Цель игры: Провести казака от начала игры до финала,при этом выполнить все хозяйственные дела предложенные в игре,преодолев все препятствия.
Задачи:
o Систематизировать знания о порядковом счете
o Систематизировать знания в умении называть последующее и предыдущее число
o Систематизировать знания в умении прибавлении к числу число 2 и уменьшении числа на 2
o Систематизировать умения ориентирования на листе бумаги
o Способствовать к приобщению к Кубанской культуре и быту.
Требуемые знания и умения ребенка:
o Умение считать в прямом и обратном порядке
o Умение прибавлять и вычитать из числа число 2
o Умение называть последующее и предыдущее число ;
o Умение двигаться на листе бумаги вперед и назад.
Ожидаемые результаты:
o Легко ориентируется на листе бумаги
o Знает и называет последующие и предыдущие числа
o Знает часть кубанского быта
o Продолжает интересоваться Кубанской культурой и бытом
Правила игры: В игре участвуют от 2 до 5 игроков. Воспитатель предлагает детям отправиться вместе с казаком по дороге с препятствиями, преодолеть их, выполнить все хозяйственные дела.
o Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. Можно договориться, можно тянуть листочки с цифрами для определения очерёдности и. т. д.
o В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
o Если фишка останавливается на круге зеленого цвета,то ход продолжается на 1 вперед,если круг красного цвета,то ход на один назад :если фишка попадает на круг со стрелкой то ход переносится по стрелке на несколько шагов назад,или на несколько шагов вперед; камень, ход пропускается; если фишка попадает на если изображено гончарное дело, то ход переходит на круг с готовым гончарным изделием ; если фишка попадает на круг с изображением казачки,плетущей лапти,то ход переходит на круг с готовым изделием. При этом игрок должен пояснить, данное действие куда попал и,что это за ремесло.
o Если игрок не смог дать пояснение, то его фишка возвращается на линию старта, а пояснения дают другие игроки.
o Побеждает игрок, который первый доберётся до финиша.
Игровое поле в свёрнутом виде.
(Можно использовать готовые фишки, а можно сделать из конструктора или бумаги)
Заключение
Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.
В заключении можно сделать следующие выводы: развитие познавательных способностей и познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребёнок, которому интересно узнавать что – то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнавать ещё больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Список используемой литературы
1 Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2 З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»
3 Т. М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4 И. А. Помораева В. А. Позина «Занятия поФЭМП»
5. Новикова В. П. «Математика в детском саду». Мазаика-Синтез, 2015.
6. Колесникова Е. В. «Математические ступеньки». Издательство: Сфера, 2016.