Елена Левенкова
Проект «Формирование у младших дошкольников элементарных представлений о книжной графике на примере иллюстраций Ю. Васнецова»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Тема: Формирование у детей 2 младшей группы интереса и элементарных представлений о книжной графике на примере иллюстраций Юрия Васнецова.
Проблема: У детей нет представлений о книжной графике. Они не имели возможности приобщиться к творчеству одного из лучших детских художников-иллюстраторов, так как сейчас мало издается книг с иллюстрациями Ю. Васнецова. Детские книги в настоящее время издаются с рисунками современных художников и с компьютерными иллюстрациями. Дети пришли из дома. Родители недостаточно использовали книги с иллюстрациями Юрия Васнецова, потому что не в каждой семье есть такие книги.
Публикация «Проект „Формирование у младших дошкольников элементарных представлений о книжной графике на примере иллюстраций Ю, Васнецова“» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Каким же образом сформировать у детей трех лет интерес к иллюстрациям Юрия Васнецова и представления о книжной графике.
Гипотеза. Систематическое ознакомление детей с иллюстрациями Юрия Васнецова к детским потешкам и сказкам позволит сформировать интерес и элементарные представления о творчестве художника и книжной графике как виде изобразительного искусства.
Цель. Формирование элементарных представлений о книжной графике и ее средствах выразительности у детей 3-4 лет (на примере творчества Ю. Васнецова).
Задачи.
1. Выявить наличие иллюстративного материала в семьях воспитанников.
2. Систематизировать и эстетично оформить имеющиеся в группе иллюстрации художника.
3. Обогатить развивающую предметно пространственную среду в группе уголок книги книгами с иллюстрациями Ю. Васнецова.
4. Разработать цикл занятий по ознакомлению детей с иллюстрациями известного графика.
5. Внедрить разработанный цикл занятий в работу с детьми группы.
Тип проекта. Образовательный, краткосрочный, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта : октябрь-ноябрь 2014 года.
Участники проекта : воспитатель, родители, дети.
Актуальность проекта.
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте : (4.6) ребенок к 3 годам проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. Формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие эстетического отношения к произведениям искусства являются одними из основных задач развития личности ребенка.
Ожидаемые результаты.
Широкий выбор и качество иллюстраций Юрия Васнецова вызовут интерес у детей к его творчеству, позволят познакомить малышей с особенностями его творческой манеры создания художественного образа. Дети лучше поймут содержание потешек и характеры героев сказок. Разработка и внедрение цикла занятий по ознакомлению детей с творчеством Ю. Васнецова помогут детям увидеть элементарные средства выразительности в книжной графике.
В результате бесед при рассматривании иллюстраций расширится словарный запас, будет успешно развиваться связная речь малышей.
2. Реализация проекта
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный
1. Опрос родителей о наличии в семье книг с иллюстрациями Ю. Васнецова.
2. Изучение литературы о художнике Ю. Васнецове и его творчестве.
II этап. Основной
1. Систематизация и красочное оформление имеющихся в группе иллюстраций художника.
2. Организация тематической книжной выставки в группе.
3. Разработка цикла занятий по ознакомлению детей 2 младшей группы с иллюстрациями Ю. Васнецова
III этап. Заключительный
1. Внедрение разработанного цикла занятий по ознакомлению с творчеством художника в работу с детьми 2 младшей группы № 9
3. Заключение
В результате работы над проектом был собран хороший красочный наглядный материал для ознакомления детей с иллюстрациями Ю. Васнецова. С помощью родителей в группе была организована книжная выставка, которая привлекла внимание детей своей яркостью, красочностью, разнообразием. Дети с удовольствием рассматривали картинки в книжках, просили прочитать их, сами рассказывали знакомые потешки и сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитателем был разработан цикл занятий по ознакомлению детей с книжной графикой на примере иллюстраций Ю. Васнецова к детским потешкам и сказкам.
Специальные занятия помогли детям увидеть, понять и запомнить некоторые отличительные манеры художника иллюстратора Ю. Васнецова.
Проведённая работа способствовала развитию у детей интереса к книге, развитию речи малышей в целом.
Тематика цикла занятий по ознакомлению детей второй младшей группы с книжной графикой на примере иллюстраций Ю. Васнецова
№ п/п Тема Программное содержание
1 Интегрированное занятие по художественно-эстетическому и речевому развитию
(чтение художественной литературы и ознакомление с искусством)
1.1 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Учить эмоционально воспринимать сказку и иллюстрации к ней. Расширять представление детей о творчестве Ю. Васнецова. Знакомить с элементарными средствами выразительности в книжной графике на примере иллюстраций Ю. Васнецова. Воспитывать умение понимать содержание произведений изобразительного искусства. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
1.2 Рассказывание русской народной сказки «Три медведя»
1.3 Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
1.4 Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»
1.5 Заучивание русской народной потешки «Мыши водят хоровод» («Огуречик-огуречик») Помочь детям заучить наизусть потешку. Учить детей рассматривать иллюстрацию. Знакомить с элементарными средствами выразительности.
1.6 Знакомство с потешками Познакомить с жанром потешки, научить интонационно выразительно исполнять знакомые потешки. Познакомить с иллюстрациями Ю. Васнецова к потешкам.
1.7 Игра-инсценировка «У матрешки новоселье». Чтение потешки
«Как у нашей у Матрешеньки…» Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на книжную иллюстрацию. Способствовать формированию диалогической формы речи.
2 Специальное занятие по художественно-эстетическому развитию
(ознакомление с искусством)
2.1 «Картинка в книжке» Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах, рассматривать их. Учить соотносить картинку с текстом, закреплять умения различать и называть цвета. Подвести детей к восприятию стиля иллюстрации Ю. А. Васнецова (Маслова С. Г., Соколова Н. Д. «Мы входим в мир прекрасного» СПб. 2000)
2.2 «Дымковские игрушки и их цвета с книжной иллюстрацией Ю. А. Васнецова» Дать возможность почувствовать эмоциональность и декоративность цвета, его яркость, чистоту красок, насыщенность фона. Показать детям стилистическую связь дымковской игрушки и иллюстрации Ю. Васнецова
2.3 Книжная графика Ввести понятия : «книжная иллюстрация», «художник-иллюстратор». Учить выявлять характерные особенности творческой манеры Ю. А. Васнецова. Развивать интерес к книжной иллюстрации