Юлия Ильинская Шомникова
Формирование нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы моего выступления по защите дипломной работы.
Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности». Руководитель: Фёдорова Эллен Адельевна. Выбранную тему мы считаем актуальной, поскольку в настоящее время смяты нравственные ориентиры, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку, поэтому мы выбрали следующую проблему исследования: способствует ли внеклассная деятельность формированию нравственных представлений младших школьников? Цель нашего исследования: изучить педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности. Объект исследования – нравственное воспитание. Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности.
Публикация «Формирование нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность проблемы формирования нравственного воспитания младших школьников
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности
3. Изучить уровень сформированности нравственных представлений у младших школьников
4. Организовать внеклассную деятельность младших школьников по формированию нравственных представлений
При решении поставленных задач нами использовались следующие методы:
- теоретические: анализ, сравнение, обобщение
- практические: беседа, анкетирование, рисуночные методики, «незаконченное предложение», методы математико-статистической обработки данных.
При исследовании данной темы мы опирались на ряд основных понятий. Нравственное воспитание –целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Нравственные представления - это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собою.
Внеклассная деятельность— часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживвающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников.
(Гликман И. З.)
В теоретической главе нами рассмотрены следующие вопросы:
1. Сущность нравственного воспитания младших школьников
2. Особенности формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности
При исследовании данных вопросов мы опирались на работы таких отечественных авторов, как А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, Л. А. Матвеев, Л. И. Божович и др. В результате чего мы выяснили, что наиболее эффективными формами внеклассной работы, способствующими формированию нравственных представлений являются : классные часы, экскурсии, этические беседы, викторины. При планировании практической части работы мы опирались на ряд особенностей младших школьников : склонность к игре,
1. невозможность долго заниматься монотонной деятельностью,
2. недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом,
3. может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения,
4. неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками, состоящее в особенности мышления, памяти, восприятия информации, воображения и т. д.
Опытно-практическая работа проводилась на базе общеобразовательной школы северо-восточного административного округа № 254, в 3»А» классе. В классе 24 ученика, из них 9 девочек и 15 мальчиков в возрасте 9-10лет.
Цель опытно-практической работы: изучить педагогические условия формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности.
В данной главе мы рассмотрели следующие вопросы:
1. Диагностика уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников
2. Методика формирования нравственных представлений младших школьников во внеклассной деятельности
Для диагностики уровня сформированности нравственных представлений у детей были выбраны следующие методики:
1. Беседа с учителем
2. «Незаконченное предложение»
3. Анкетирование
4. Рисуночные методики
Диагностика проводилась в два этапа, сначала мы выявили первоначальный уровень сформированности нравственных представлений, а затем провели ряд методик, направленных на совершенствование этих представлений, после чего провели повторную диагностику нравственных представлений.
Проанализировав результаты диагностики мы сделали ряд выводов. Вашему вниманию предлагается анализ результатов проведенной диагностики.
После проведения первичной диагностики мы выяснили, что сфера нравственных представлений недостаточно сформирована : высокий уровень(5,6%, уровень выше среднего(33,3%, средний(27,8, уровень ниже среднего(11,1%,низкий уровень(22,2%)
поэтому наша дальнейшая работа была направлена на формирование нравственных представлений у детей этого класса. Мы провели несколько различных форм внеклассных занятий : классные часы, викторины, беседы, экскурсии после которых сделали вывод, что наиболее действенной формой внеклассной работы по формированию нравственных представлений в этом классе является этическая беседа.
Одно из занятий было посвящено дисциплине, где рассматривались не только понятия, связанные с дисциплинированным поведением детей в школе, но и их поведения вне стен учебного заведения. На данном мероприятии дети были очень активны, размышляли над темой как поступать правильно, а как нет, приводили примеры из жизни. В начале урока раскрывалась суть понятия дисциплина, причем дети сами давали определение этому понятию, сравнивали такие понятия, как «дисциплинированный» и «недисциплинированный». Затем был приведен пример из школьной жизни, о том что значит, невнимательно вести себя на уроке и какие последствия могут за этим последовать. Обсуждались те правила, которые ребята нарушили. Затем, один из ребят прочел стихотворение Агнии Барто «Перемена», и мы вновь обсудили какое правило поведения на уроке нарушил ученик, дети высказывали советы этому ученику. На следующем этапе урока мы поговорили о таком качестве, как дисциплинированность и ответственность. Вновь был приведен пример из жизни школьника, который ответственно относился к поручениям родителей.
Прошло обсуждение, что дает нам дисциплинированность и к чему может привести недисциплинированное поведение в школе и на улице. Очень живо проходило обсуждение пословицы, посвященной дисциплине и последующее перечисление и обсуждение правил поведения на уроках и переменах. В конце занятия дети поделились теми выводами, которые сделали для себя и перечислили наиболее запомнившиеся моменты из урока.
Далее нами была разработана серия бесед на нравственные темы, после проведения которых уровень нравственных представлений значительно повысился: высокий(30%, выше среднего(30%, средний(25%, ниже среднего (10%, низкий(5%)
Помимо полученных положительных результватов, нами были выделены педагогические условия успешного формирования нравственных представлений младших школьников.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых мер, способствующих успешности формирования нравственных представлений младших школьников
Такие как:
- учет особенностей формирования нравственных представлений младших школьников при отборе содержания, форм и средств работы;
- применение наиболее эффективных приемов и методов, направленных на осознание и активное овладение младшими школьниками системой нравственных представлений;
- обеспечение преемственности между семейным, дошкольным и школьным нравственным воспитанием детей;
- создание благоприятного психологического климата в процессе формирования основ нравственных представлений младших школьников.
Таким образом, мы можем считать, что цель нашего исследования достигнута.
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский. Он говорил, что если человека учат добру - в результате будет добро. Только вот учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями; вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.
По подведению итогов педагогической практики в школе мы обсудили полученные нами результаты с педагогами и классными руководителями начальных классов. Наши данные вызвали определённый интерес у учителей по продолжению проведения данной работы с учениками.
Спасибо за внимание.