Надежда Коротыч
Проект «Формирование основных геометрических представлений у дошкольников подготовительной группы с помощью бумагопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Формирование основных геометрических представлений у дошкольников подготовительной группы с помощью бумагопластики»
Тип проекта : учебно-методический, исследовательско-творческий.
Срок реализации: краткосрочный, 1 месяц. Периодичность занятий по конструированию в технике оригами – 2 раза в неделю. Плюс вводные и итоговые мероприятия.
Публикация «Проект „Формирование основных геометрических представлений у дошкольников подготовительной группы с помощью бумагопластики“» размещена в разделах
- Бумагопластика, бумажная пластика
- Геометрические фигуры и формы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Участники проекта : дети, педагоги, родители и социальные партнеры (преподаватели кафедры педагогики КубГУ филиал в г. Славянск-на-Кубани).
Возраст детей: 6 - 7 лет (подготовительная группа).
Актуальность проекта
«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит», - говорил известный отечественный ученый М. В. Ломоносов. А итальянский физик Галилео Галилей писал: «Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры». Оба ученых внесли огромный вклад в ту картину мироздания, которая есть у нас сейчас. Выделяя математику (геометрию как ее раздел) в качестве превалирующих научных дисциплин, ученые в своих исследованиях делали большие успехи.
Действительно, без элементарных знаний математики мы не могли бы узнавать время, ходить в магазин и совершать покупки, создавать инженерные проекты, работать на компьютере и т. д. Каким бы мы видели наш мир тогда?
Затрагивая вопросы значимости математики в ДОУ, вспомним и о познавательном развитии в целом. Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития у него математических и коммуникативных способностей.
Математика - мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно проходить в детском саду только в игровой форме, методом игр и подсказок. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным.
Проблема
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.
Актуальность данного вопроса обосновала актуальность данного проекта. Являясь нетрадиционным, творческим способом геометрического сознания, бумагопластика интересна, увлекательна, дает возможность отследить готовые результаты своих знаний и служит ведущим фактором развития логических приемов мыслительной деятельности.
Коротко о бумагопластике
Формирование представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка. Эталонами формы служат геометрические фигуры.
Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления.
Поэтому: особую актуальность приобретает проблема обучения элементам геометрии в дошкольных учреждениях. От её решения зависит повышение уровня их математических знаний в целом.
Цель проекта : формировать у детей подготовительной группы детского сада основные геометрические представления.
Задачи проекта
В отношении детей:
Образовательные:
• закреплять знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;
• закреплять знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах;
• закреплять понятие и базовые формы оригами;
• учить анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;
• учить воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам, по описанию, представлению;
• учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей);
• обучать различным приемам работы с бумагой;
• учить детей работать с трафаретом;
Развивающие:
• формировать умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов;
• развивать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать);
• развивать зрительную (демонстрация примера, следование схеме изделия) и слуховую (оглашение инструкции и следование ей) память;
• развивать концентрацию и распределение внимания;
• развивать пространственное воображение;
• развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
• развивать конструктивные, творческие способностей и фантазии детей, с учётом индивидуальных особенностей
Воспитательные:
• воспитывать интерес к искусству оригами;
• воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
• приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус
В отношении педагогов:
• научить организовывать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики в школе;
• научить активно воздействовать на всестороннее развитие детей средствами арт-терапии;
• научить пробуждать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В отношении родителей:
• научить помогать детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности;
• сформировать мотивацию включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
• сформировать представление о грамотной подготовке ребенка к школе
В отношении социальных партнеров:
• способствовать расширению кругозора детского творчества;
• формировать у детей положительное отношение к взаимодействию со взрослыми и детьми.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : бал-карнавал «Царица всех наук», выставка коллекций оригами.
Ожидаемые результаты по проекту
В отношении детей:
• демонстрация комбинированного и пространственного мышления, чувства формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт, навыков исполнительского мастерства и сложной координации движений кисти;
• демонстрация интуитивного мышления, способности к озарению;
• проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
• овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая);
• произвольная регуляция детьми своих действий и эмоциональных состояний
В отношении педагогов:
• повышение профессионального уровня - выход за границы стандартной программы по математике и знакомство на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве;
• демонстрация личных методических разработок в организации пропедевтической работы по подготовке детей к изучению математики в школе;
• умение активно воздействовать на всестороннее развитие детей средствами арт-терапии
В отношении родителей:
• установление эмоционального контакта со своими детьми;
• продуктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности, в частности, умение организовать в домашних условиях подготовку ребенка к школе
В отношении социальных партнеров:
• реализация творческих замыслов в процессе взаимодействия с детьми;
• реализация методической программы сетевого взаимодействия с ДОУ;
• реализация методической работы в форме организации тематических конкурсов и курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ
Этапы проекта. План работы над проектом
1 этап. Организационный
Задачи:
1. изучение научно-методической литературы;
2. подбор материала, пособий, создание развивающей среды;
3. предварительная работа с детьми;
4. создание проблемной ситуации;
5. формулировка проблемных вопросов;
6. проведение собрания для родителей с целью привлечения их к участию в проекте.
1. Интегрированная НОД «Путешествие в мир бумаги» (вводное занятие)
Задачи: Заинтересовать детей данной темой. Мотивировать дальнейшее стремление как можно больше узнать о поделках из бумаги.
Результат: Дети с радостью приняли предложение участвовать в проекте по изучению «бумажного» мира
2. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.
Задачи: Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, стремление к информационному поиску и обогащению своих знаний.
3. Обогащение ИКТ – среды.
Задачи: Развитие у детей интереса к математическим и геометрическим исследованиям с помощью средств мультимедиа.
4. Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок.
Задачи: Создание банка данных вспомогательных средств, способствующих развитию интереса к математике, выплеску энергии (подвижные игры, внесению разнообразия в занятия оригами
2 этап. Реализация проекта (Через Нод)