Жанна Стахнюк
Проект «Формирование у детей интереса к фольклору»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского
возраста, и поэтому самый занимательный, чем тот,
который связан с детским бытом, с повседневной
детской жизнью, который возник, вырос и развился
из исканий высокой радости детской народной массы.
Это детский фольклор».
Г. С. Виноградов
Публикация «Проект „Формирование у детей интереса к фольклору“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
В последнее годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образы педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящих огромные дидактические возможности.
В наше время, когда телеэкраны заполнены иностранными фильмами, дети должны слушать родное русское слово, чтобы с малых лет заполнили русские сказки, потешки, колыбельные, прославляющие отзывчивость, сердечность, бескорыстную помощь тому, кто попал в беду, верность в дружбе и любви. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность.
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. И их знакомство с народными традициями и обычаями происходит через игры, сказки.
Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество - фольклор. Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы). Фольклорные богатства : песни, сказки, былины, пословицы, загадки - это богатства многих и многих прошедших по земле поколений.
Фольклор - словесное искусство народа - народнопоэтическое творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; воздаваемые народом и бытующие в народных массах:
Поэзии - предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос;
Народная музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы;
Театр - драмы, сатирические пьесы, театр кукол;
Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, музыки.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, что передавали своим детям и внукам по наследству.
Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта :
«Формирование у детей интереса к народному фольклору».
Тип проекта :
Игровой, долгосрочный на 2 учебных года (2012-2014 гг.).
Участники проекта :
Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.
Форма представления :
Слайдовая презентация.
ЦЕЛЬ:
-показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах и поэтапно формировать интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.
ЗАДАЧИ:
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
-приблизить детей к культуре наших предков через игровую деятельность, способствовать пониманию красоты т ценности русского фольклора, его самобытность.
-дать конкретные сведения о сезонных предметах, жизни, быте, обрядах, обычаях русского народа;
-воспитать понятие добра и зла, справедливости и жестокости на образах сказок о животных, волшебных сказок, сатирических, бытовых;
-воспитать чувства родного языка на поэзии колыбельных песен, потешек;
-формировать у детей интересов к русскому фольклору, развивать образную речь детей, делать ее богаче;
-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;
-бережно относиться к своим национальным традициям, песням, обрядам, легендам;
- доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и закрепощенности, радость общения детей друг с другом.
ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Прежде чем знакомить детей с русским народным фольклором, мне пришлось многое узнать, прочесть, изучить заново. На первом этапе мною был накоплен необходимый материал, для дальнейшей работы, и разработан перспективный план на два года, от простого к сложному, выделив первостепенные задачи:
-приблизить детей к культуре наших предков;
-способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора, его самобытность через игровую деятельность;
-научить ребенка пользоваться различными жанрами детского фольклора, чтобы они сопровождали его всю жизнь;
-воспитывать чувство родного языка на поэзии колыбельных песен, пестушек, потешек;
-доставить радость узнавания детского народного фольклора, радость свободного действия и раскрепощенности, радость общения детей друг с другом.
Чтобы успешно справляться со своими задачами, вторим этапом была, проведена работа с семьей: провела анкетирование, родительское собрание, встречи за круглым столом, консультации на фольклорную тему, индивидуальные беседы с родителями других национальностей, развлечения. И после каждой встречи организовывала чаепития с детьми и родителями.
Совместно с родителями оформили в группе уголок русского быта. Интерьер уголка составили подлинные предметы, собрали в отпуске вышивки, наволочки, салфетки т. д. предметы русского быта – использовались, как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с русским фольклором, а также в различных играх.
Так же фольклор не может обходиться без музыки: он невыразителен, не эмоционален, нет в нем яркости. Поэтому поддерживаю тесный контакт с музыкальным руководителем Л. С. Черепневой. Совместно подбираем музыкальный репертуар: танцы, музыкальные игры, народные песни и хороводы. Музыкальный руководитель лучше чувствует, что ближе детям и доступнее. Вместе вводим детей в мир традиций обычаев русского народы, используя различные жанры детского фольклора. В развлечение «А мы с ложками, да с трещотками» познакомили детей с музыкальными инструментами, которые в старину приносили на праздник и веселили ими народ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап:
• Подбор и изучение методической литературы.
• Разработка перспективного плана работы по фольклору на 2012-2014 учебные годы.
• Проведение родительских собраний, встреч за круглым столом, индивидуальные беседы.
II. Этап обследования детей и родителей :
Задачи:
• Выявить уровень знаний детей.
• Совместно с родителями собрать предметы русского быта.
• Выявить уровень знаний у родителей. Проведение анкетирования.
III. Этап реализация проекта :
• Создание фольклорного уголка в группе.
• Провести театрализованное представление для детей разных групп «Заюшкина избушка».
• Подбор консультативного материала для родителей и воспитателей.
IV. Заключительный этап:
• Подведение итогов и результатов проделанной работы.
• Проведение развлечения совместно с детьми и родителями «Праздник русского самовара».
• Проведения открытого мероприятия для учителей «Путешествие по сказкам».
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
- Применение малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками.
- Проведения занятий с использованием дидактического материала по детскому фольклору.
- Использование дидактического материала и малых фольклорных форм в организации прогулок, бесед, развлечений, играх.
- Работа с родителями по ознакомлению с детским народным фольклором.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
- фольклорный материал давать без принуждения;
- максимальное внимание уделять детям, которым трудно дается фольклорный материал;
- постоянно поощрять все усилия и эмоции ребенка на потешку, закличку, небылицу;
- поощрять и само стремление ребенка узнать, что-то новое, выучить, рассказать дома;
- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий;
- результаты ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
- развитие творческих способностей детей;
- обогащение и формирование речи детей;
- заинтересованность родителей в создании предметно развивающей среды в группе.
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:
Результаты работы показывают, что в ходе знакомства детей с малыми фольклорными формами, через систему разнообразной образовательной деятельности, развлечений, игр, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привели к формированию и развитию образной речи у детей, а также к развитию художественно - коллективных способностей. У детей повысился интерес к русской национальной культуре, у них начал вырабатываться устойчивый интерес к фольклору, дети с удовольствием стали использовать его в своей жизни и деятельности, через заклички, песни, прибаутки, потешки и т. д.
Согласно положительным отзывам от родителей и детей работа, которая проводилась в детском учреждении, проходила на высоком уровне. Такой результат можно увидеть на графике по уровню знаний детей на начало года и конец.
В последующие годы продолжу работу по фольклору. Я считаю, что фольклор даёт положительный заряд детям и зарождает в их душах любовь к народным традициям, любовь к своей Родине.
ВЫВОД
Народный фольклор оказывает благоприятное воздействие на развитие умственных и творческих способностей, умение обращаться со сверстниками и людьми старшего возраста.
В процессе знакомства детей с детским фольклором обогащаются чувства и речь детей, формируется отношение к окружающему миру, а также происходит всестороннее развитие ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети получают не только удовольствие от использования песен, хороводов, чтения и обыгрывания сказок, потешек, дразнилок, небылиц, но и активно приобщаются к духовной жизни русского народа.
Наши дети, покидая детский сад, твердо знают правила;
- умей говорить языком доброты;
- будь красив делом;
- умей веселиться, но помни: «Дружба и братство - дороже богатства»;
- люби и цени семью свою; «В семье лад, так не нужен и клад»;
- цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна - сыновьями».
Хочется вспомнить слова Анри Курсаже:
«Фольклор - лекарство человечества. Если бы они принимали, лишь это лекарство…».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план работы по фольклору (старшая группа) ТАБЛИЦА 1
МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО
Сентябрь «Серебряное донце -золотое веретенце». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Октябрь «Самовар, самовар, ложечка…»
Откуда чай пришел. Виды самовара. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Ноябрь «Где тепло-там и добро».
Предметы русского, оформление русской гостиницы, вышивка, вязание, расписание игрушки (дымка, хохлома). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Декабрь Фольклорный праздник-зимние посиделки
«Где тепло-там и добро».
Хозяйка горницы рассказывает детям, что такое посиделки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С.,
муз. руководитель
Январь Развлечение: «Ой, коляда, коляда». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С. ,
муз. руководитель
Февраль Театрализованное представление «Заюшкина избушка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С.,
муз. руководитель
Март «Здравствуй, веселая масленица».
Разучивание масленичных песен.
Масленица – кривошейка встретим тебя хорошенько сыром, маслом и блином, и румяным пирогом. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С. ,
муз. руководитель
Апрель Викторина по сказкам: «В мире сказок». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Май «У ворот хоровод». Игра-развлечение. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С. ,
муз. руководитель
Перспективный план работы по фольклору (подготовительная группа) ТАБЛИЦА 2
МЕСЯЦ План работы ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО
Сентябрь «Чудо дерево» - выставка вязаных вещей. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Октябрь «Емелина неделя». Игры, забавы, байки от имени Емели – день уважения русской смекалки, хитроумию, находчивости, поддевки, дразнилки. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Ноябрь «Три лучинки» (с родителями).
Конкурс «Мамина сказка». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Декабрь Фольклорная игра «Заваленка». Задача: выявить знание о жанрах детского фольклора. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С.,
муз. руководитель
Январь Вертепные сцены. Добро побеждает зло. Изготовление вертепа. Вертеп – специальный ящик, разделенный на три этажа. Куклы крепятся к стержням, двигаясь по прорезям внутри ящика – домика. Куклы плоскостные. Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Февраль Вечерки с родителями. «В старину, бывало, деды…» (делятся педагогическими секретами). Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С.,
муз. руководитель
Март Масленичная неделя.
Понедельник – «Встреча».
Вторник – «Заигрыш».
Среда – «Лакомка».
Четверг – «Широкий четверг», «Разгуляй четвертак».
Пятница – «Тещины вечерки».
Суббота – «Золовкины посиделки».
Воскресенье – «Прощеный день», «Целовальник». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С. ,
муз. руководитель
Апрель Заучивание поговорок о месяце апреле.
Развлечение:
«Месяц апрель – всему году ключ».
«Если март с водой, то апрель с травой». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Май Открытое занятие для учителей: «Путешествие по сказкам». Стахнюк Ж. Ф., воспитатель
Черепнева Л. С. ,
муз. руководитель
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникин «Русский фольклор». Москва,1995.
2. Л. В. Былеева «Русские народные игры».
3. В. Гнатюк «Колядки и щедровки».Львов,1990.
4.«Дитячий фольклор». Киев, 1986.
5. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Москва, «Просвещение»,1990.
6. «Зимние песни. Колядки и щедровки». Минск,1975.
7. М. Забелин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия». Москва,1995.
8. Г. Науменко «Чудесный короб». Москва, Детская литература,1989.
9. И. М. Снегирев «Русские народные праздники и суеверные обряды».
10. «Игры», журнал «Народное творчество»,№9, 1991.
11. И. П. Сахаров «Сказания русского народа».№8 Б. К. Р.
12. Т. Ю. Камаева. Детские музыкальные праздники. Лайда, 1994.
13. М. Булатов «Тридцать три пирога» игры, считалки, докучные сказки, загадки. Москва,1988.
14. С. И Пушкина «Сценарий народных праздников». Москва,1998.
15. «Дошкольное воспитание» Журнал,1990, №2 русская народная мудрость; №4 фольклор; №10 потешки.
16. «Педсовет».№5,2001;№7.2000.