Евгения Коновалова
Конспект занятия «Доброта спасет мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы Коновалова Е. И. Кутова А. В. Антонова Е. А.
. Пояснительная записка.
Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение пересказывать небольшие художественные произведения, составлять рассказы из личного опыта при этом фантазировать. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. По слова священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста», «это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто карат. Потом, когда окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». Поэтому можно сделать вывод: что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Публикация «Конспект занятия „Доброта спасет мир“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Цель: Знакомство детей с православной культурой России, введение детей в круг основных православных ценностей, духовно-нравственных понятий и представлений.
Задачи:
Формировать представление о православной культуре.
Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках,умение правильно оценивать себя и других.
Содействовать формированию уважительного, внимательного, милосердного отношения к ближнему, почтения и любви к близким.
Развивать стремление к пониманию нравственных образцов,развиватьнавыки сотрудничества.
Воспитывать стремление у детей придерживаться нравственных устоев православной культуры, воспитывать доброжелательность, желание совершать добрые поступки.
Предварительная работа: Рассматривание разных видов икон, детской Библии, д/игры по оцениванию плохих и хороших поступков.
Методы и приё мы:Наглядный, игровой, практическая деятельность детей, вопросы к детям, д/игры,чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: Библия,Библия для детей, иллюстрации храмов, макет д/игры, видеопроектор, ноутбук, сенсорная доска, ЛЭПБУК «По страницам Красной книги»
Для детей: раскраски, карандаши, фломастеры (по кол-ву детей).
Интеграция образовательных областей: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ и ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Виды деятельности: Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,музыкально-художественная,продуктивная.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня нас ждет много интересных открытий. Но прежде, чем мы начнем наши открытия, я хочу вас спросить- о чем говорится в загадке:
«Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.»
Дети:-Книга.
Воспитатель:-Правильно, это книга. А какие книги вы знаете?
Дети:- Сказки, словари, книги поэтов и писателей.
Воспитатель:-В мире существует очень много книг. Но есть одна, самая замечательная, очень древняя книга. Книга эта- Библия. Многие великие люди, ученые всегда читали и изучали Библию.
2. Основная часть.
Давайте рассмотрим её поближе- (показ Библии).Посмотрите –какое великолепное золотое тиснение. С первых страниц Библии мы узнали что Бог создал нашу землю за 7 дней. Давайте пройдем в наш кинозал и посмотрим мультфильм о сотворении мира.
Просмотр мультфильма Ветхий Завет. Сотворение мира. (3 мин. 35 сек.)
Воспитатель: Ребята, понравился вам мультфильм? Давайте подойдем к магнитной доске и вспомним, что сотворил Бог в первый день?
Дети рассказывают стихи и выкладывают на магнитной доске дни сотворения в виде лепестков по кругу.
1ребенок: В день первый? Невидимый мир. Духовный струится эфир. В нем Ангелы песни поют. И свету нашелся приют. Бог отделил свет от тьмы.
2ребенок: В день второй?Небосвод,откуда дождик идет. Вверху и внизу-вода. И небо меж ними тогда. Бог сотворил воду и твердь-окружающее землю пространство-небо.
3 ребенок :В день третий? Из воды получились моря. Средь них-суша-земля. Насадил на земле Бог цветы, траву, деревья, кусты.
4 ребенок: В день четвертый? Бог сотворил на небе много светил. Солнце, звезды и луна светят с тех пор всегда.
А вот что он создал в пятый день -это вы сейчас должны отгадать.
1 «Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит- плохи дела.
А кого паук боится -угадали?
Это (птица)»
2 «Блещет в речке чистой-спинкой серебристой. (рыба)»
3 «Кузнечик,бабочка,пчела и муравей, и стрекоза. Мы даже муху позовем- и как мы всех их назовем? (насекомые)»
Так кого создал Бог в 5 день (ответы детей)
-Правильно птиц, рыб, насекомых.
В шестой день по слову Божиему появились животные. И когда мир был готов, Бог создал человека-мужчину и женщину, по своему образу. Назвал их: Адам и Ева. Поручил им заботиться о земле и общаться с Богом, то есть молиться.
На седьмой день Бог почил и объявил: что сотворенное им хорошо. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день,и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником. Что мы должны делать в седьмой день? Смотреть телевизор? Играть в компьютерные игры? (Ответы детей)
Мы должны ходить в храм,посещать больных, помогать людям.
-Прошло не мало лет. Людей на земле стало очень много. И Бог дал людям Закон. Заповеди, повеления- как и что должен делать человек, что бы любить Бога, ближних и чтобы самому быть любимым. Дал Бог 10 заповедей-давайте запомним некоторые из них: -не говори не правды на других;
-не кради;
-не завидуй другим;
- уважай отца и мать свою.
Ребята, как вы думаете, что значит уважать отца и мать свою? (ответы детей)
-Молодцы, вы прекрасно знаете что значит уважать близких людей.
Воспитатель: Ребята,как мы должны относиться к окружающей природе? Почему?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Божий мир». Я буду вам называть то, что создал Бог, а вы показываете это движениями. Бог создал солнце (руки вверх, Бог создал птиц-машут руками, Бог создал ветер -дуют губами, Бог создал медведя -ходят в перевалочку, Бог создал –деревья -поднимаются на носочки и т. д.
Давно был мир наш сотворен,
И мы в том мире живем,
Его нам Бог подарил
И тайну создания открыл.
Воспитатель показывает детям лэпбук «Красная книга».
А еще сегодня мы с вами познакомимся с международным документом о исчезающих видах животных и растений - «Красной книгой».
Но сначала давайте разберемся, почему же Красную книгу называют красной? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель внимательно выслушивает ответы, открывает кармашек лэпбука, читает:
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Для чего же нужна эта книга? (воспитатель открывает следующий кармашек)
Красная книга: информирует, призывает изучать, советует.
К огромному сожалению, Красная книга- это уже не тонкая брошюра, а много увесистых томов. У Красной книги страницы помечены разным цветом. Каждый цвет несет свое значение.
Сейчас мы откроем Красную книгу и посмотрим, что какой цвет обозначает.
Самые печальные страницы Красной Книги- черные. Виды животных, которых уже нет на Земле.
(Воспитатель демонстрирует детям картинки из лэпбука)
Воспитатель рассказывает детям о некоторых исчезнувших видах: дронте (обращает внимание детей, что дронт эмблема Джерсийского зоопарка, который занимается только разведением и сохранением исчезающих видов, основал зоопарк Д. Даррел); бескрылой птице Моа, сумчатом волке, каспийском тигре и странствующем голубе.
Воспитатель обращает внимание детей, что причины исчезновения видов были хоть и разные, но во всех был повинен человек.
Так неразумное массовое истребление странствующего голубя привело к полному уничтожению вида, огромные стаи которого ранее кочевали по всей Европе.
Обмеление Каспийского моря, уничтожение зарослей камыша и тростника в дельте Волги привело к уничтожению среды обитания каспийского тигра.
Красные страницы (открывает соответствующий кармашек, читает) животные, численность которых снижается. (показывает детям картинки)
Одним из таких животных является амурский тигр. Навсегда потеряв каспийского тигра, сейчас ведется огромная и напряженная работа по сохранению его амурского собрата. И этот нелегкий труд в последнее время стал давать свои положительные плоды - численность амурских тигров перестала снижаться.
Воспитатель показывает детям остальные картинки кармашка, спрашивает, каких животных они узнали (зебра, коала, африканский слон, что они могут рассказать о них, внимательно выслушивает рассказы детей, дополняя их)
Желтые страницы- животные и растения, численность которых стремительно снижается. (Кадр презентации, открывает кармашек лэпбука, показывает детям.
Вот тут мне бы хотелось рассказать вам о растениях (показывает картинку) все эти растения можно встретить в нашей стране.
Совсем скоро, в июне, на берегах рек и прудов можно будет увидеть красивый цветок похожий на лютик (цветом и фактурой лепестков) и пион (по форме цветка) одновременно- это купальница.
Весной в степях зацветает дикий тюльпан штренка. Целыми семьями едут посмотреть на него жители близлежащих поселков (показ фотографии)
Все эти растения занесены в Красную книгу.
В Красной книги существуют еще белые и серые страницы (открывает кармашек лэпбука).
На нашей большой Земле еще столько труднодоступных, удивительных уголков, что животные, которые там обитают плохо изучены. Они занесены на серые страницы Красной книги. (Показывает фотографии большой панды, горной гориллы).
На белые страницы книги занесены те животные, численность которых всегда была невелика т. к. невелика и среда их обитания. (следующий кармашек лэпбука). К таким животным относятся белые медведи, которые водятся только в Арктике и императорские пингвины (водятся только в Антарктиде).
Но в Красной книге есть и светлые страницы! (открывает очередной кармашек, кадр презентации). Зеленые страницы книги!
На эти страницы занесены животные и растения, численность которых удалось сохранить и восстановить.
К таким животным относятся хорошо знакомые нам лось и бобер.
На зеленых страницах мы найдем и горбатого кита, благодаря ограничению китобойного промысла его удалось спасти.
(открывает центральный кармашек лэпбука- Землю, читает)
Человек понял, что все люди имеют право на жизнь и свободу, независимо от цвета кожи, расы, национальности. Теперь человеку пора понять, что дикая природа и ее виды тоже имеют равную с человеком ценность и собственные права.
Как и у человека, у каждого животного или растения только одна жизнь, а Земля - единый дом.
Именно поэтому ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.
В нашей стране Красная книга вышла впервые в 1978 году. Выполнена она аналогично и содержит список исчезающих видов животных, растений и грибов Российской Федерации. Давайте все вместе подумаем, что нам нужно делать, чтобы сохранить тот дар, который нам дал Бог?
Дети вместе с воспитателем называют правила поведения в природе.
Правила поведения в природе:
Правило 1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Правило 4. Убирайте за собой мусор!
Правило 5. Берегите почву!
Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
В заключении занятия воспитатель раздает детям раскраски с изображением животных Красной книги, предлагает их раскрасить, а потом (в свободное время) составить из изображений коллаж.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.