Папки-передвижки

Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания

Татьяна Фокина
Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Формирование экономического образа

мышления дошкольников в процессе трудового воспитания.

План:

1. Теоретические подходы в экономическом воспитании

2. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

3. Трудовое воспитание в системе экономического образования дошкольников

1. Теоретические подходы в экономическом воспитании

Публикация «Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания» размещена в разделах

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

• научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

• с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

• объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

• научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

• вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

Исходя из вышесказанного, А. А. Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:

1. Моя страна и моя семья. 2. Доходы семьи. 3. Расходы семьи. 4. Текущий и перспективный семейный бюджет. 5. Семейные сбережения и их использование.

Экономическое воспитание дошкольников — специально продуманная система работы педагога-воспитателя, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.

Основные задачи экономического воспитания:

1. Формирование потребности в основах экономических знаний и усвоение основных экономических понятий

2. Развитие ответственности, предприимчивости, расчетливости, самостоятельности и т. д.

Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности:

· Усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т. п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых (“Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”, дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

· Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной, в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

· Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?”

Именно с целью непрерывного экономического образования А. Д. Шатовой разработана программа «Дошкольник и экономика», рассчитанная на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями, такими, как деньги, вещи, труд, стоимость. В разработанной А. Д. Шатовой программе выделено четыре раздела, вокруг которых автор группирует содержание знаний и методическую работу с детьми: «Труд-продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки и привычки в быту».

Структура программы А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»

Основные задачи Программы:

1. .Научить детей уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать деньги.

2. Учить на доступном дошкольникам уровне осознавать взаимосвязь понятий «труд- продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

3. Учить не только бережливости, рациональности, расчетливости, экономности, трудолюбию, но и щедрости, материальной взаимопомощи (на примере меценатства).

Первый раздел программы «Труд - продукт», в котором детей знакомят с современными профессиями экономического профиля: бизнесмен, банкир, менеджер, рекламодатель и т. д. Здесь же дети узнают о трудовых династиях, о том, что людей, которые честно и хорошо работают, общество ценит и уважает. Самое же главное состоит в объяснении, что в результате труда людей появляется продукт — вещь, предмет, проект, идея и т. д., что за свой труд взрослые получают деньги, на которые покупают все необходимое для жизни

Второй раздел программы «Деньги, цена (стоимость)»,где в доступной для дошкольников форме дается представление о деньгах, их достоинстве, внешнем виде, рассказывается о разнообразии названия денег в других странах. Детям разъясняют такие понятия: «бюджет», «пенсия», «коммунальные платежи», «покупка», «товар» и т. д. и формируют правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости

Третий раздел программы «Реклама», в которой педагог совместно с детьми обсуждает такое новое социальное явление как реклама (ее особенности, необходимость, размещение, процесс создания). Автор предлагает на занятиях по изодеятельности давать детям возможность пробовать свои возможности в придумывании и изготовлении рекламы

Четвертый раздел программы «Полезные навыки и привычки в быту», в процессе ознакомления с которым у детей воспитываются навыки и привычки культурного поведения в быту при взаимодействии с окружающим «вещным» миром; формируется представление о том, что предметный мир — рукотворный мир, т. к. в каждый предмет вкладывается человеческий труд, заслуживающий уважения

Указанная выше программа построена на нескольких важных теоретических положениях, связанных с развитием личности ребенка:

· всякая личность развивается в деятельности;

· базовой деятельностью человечества является труд;

· сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

Общие советы автора к реализации программы сводятся к тому, что в дошкольном учреждении необходимо создать условия для полноценного экономического воспитания и оборудовать педагогический процесс так, чтобы наглядный материал иллюстрировал экономические вопросы.

В процессе работы по формированию у детей экономического образа мышления уточняют представление о том, что в человек своим трудом создает вещи не только для себя, но и для всех. Создавая что-то, люди получают за свою работу деньги, чтобы на эти деньги покупать необходимые вещи, сделанные для них другими людьми.

Программа «Дошкольник и экономика» ориентирована на старший дошкольный возраст, но работу по формированию основ экономического образа мышления можно и нужно начинать значительно раньше.

На первом ее этапе социальный опыт ребенка обогащают примерами, характеризующими отношение к миру: взрослый учит не пачкать одежду, не ломать игрушки, не выбрасывать продукты. Обучение осуществляется не посредством этических бесед, а в повседневной жизни, в конкретных ситуациях. Важно, чтобы так же, на конкретных примерах, взрослый учил детей исправлять ситуацию: «Поломалась игрушка? Это плохо, но мы ее можем с тобой починить, а потом ты больше не будешь дергать мишку за лапу, правда?»; «Испачкалось платье? Жаль, но мы его постираем. Девочка всегда должна быть чистой и аккуратной» и т. п.

Взрослый при этом решает сразу несколько задач: подчеркивает необходимость бережного отношения к вещам и показывает ребенку способ такого отношения; вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся. Уже в младшем возрасте дети могут видеть (если взрослый привлекает к этому их внимание, как родители бережно относятся к воде, электричеству: «Давай выключим в этой комнате свет, там же сейчас никого нет» и т. п. Так, еще до начала систематического, осознанного приобретения знаний об экономической стороне действительности у малыша складываются представления о нормах и правилах отношения к миру. Чем больше единичных примеров накопится в опыте ребенка, тем больше у него будет материала для обобщения и выводов, когда он станет постарше.

Серьезная проблема - воспитание разумных потребностей. Она связана с нравственным, волевым, умственным, трудовым и экономическим развитием личности. Чем старше становится ребенок, тем больше он видит предметов, вещей, которые ему нравятся, которые он хотел бы иметь. И перед взрослыми, прежде всего перед родителями, бабушками, дедушками, стоит задача - научить ребенка ограничению своих желаний. Надо, чтобы ограничение было разумным и осознавалось ребенком постепенно. Не стоит категорично заявлять: «Мы сейчас зайдем в магазин, ни о чем меня не проси, у меня нет денег». Результат получается обратный - ведь запретный плод всегда сладок. Лучше приучать малыша к разумному подходу: «Мы купим то, что тебе действительно необходимо, не стоит покупать случайные, плохие вещи». Можно иногда устраивать день покупок. Предварительно надо сказать ребенку, сколько денег можно будет потратить и вместе с ним определить, какие покупки будут сделаны.

Связь между трудом, деньгами и возможностью удовлетворять свои потребности дети могут усваивать и через собственные игры. Так, в старших группах можно иногда проводить игру «магазин». В магазине будут «продаваться» сделанные детьми вещи. Платить за вещи можно «детсадовской валютой» - изготовленными детьми деньгами. Можно придумать деньгам название (ведь в каждой стране деньги называются по-разному, например «садики». Дети изготавливают (дома или в детском саду) поделки, игрушки, рисуют картины. Качество товара должно быть высоким. Воспитатель принимает его и выплачивает изготовителям определенную сумму. Потом всё выставляют в витринах магазина, и дети сами определяют и рассчитывают, что они могут купить сейчас или сколько нужно еще заработать. Дети с большим интересом участвуют в этой игре и постепенно начинают осознавать зависимость между качеством и стоимостью, вложенным трудом и возможностью удовлетворять свои потребности.

По мнению Е. А. Корнак, результаты экономического воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду. В их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

2. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

А. Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии – создание экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе.

Опираясь на исследование И. И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в мир социально-экономических отношений.

Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:

- предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны);

- социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ);

- событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми);

- информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет, карта промышленных предприятий города).

Педагог, профессионально использующий влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым создавая воспитывающую среду, направленную на формирование ведущих нравственно-экономических качеств.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек.

Самое главное, утверждает А. С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков.

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим.

Аналогичные выводы были сделаны Л. Кольбергом, исследовавшим отношение детей к моральным дилеммам. В проводимом им эксперименте ребенок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой не был, но мог оценить положение человека, для которого следование нормам морали оборачивалось конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой. Результаты исследования показали, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость».

Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает дошкольников сензитивными к усвоению моральных требований, к сознательному освоению норм нравственности.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

3. Трудовое воспитание в системе экономического образования

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И. А. Сасова, А. Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Н. А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающе-регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей.

Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

В заключение можно сказать, что период дошкольного детства является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Приложение 1

Ситуативные игры.

1 тип ситуативной игры активное включение. Смысл заключается в нахождении оптимального выхода из сложившийся ситуации для одного из участников. (Ключевое понятие «потребность»).

Ситуация: Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который просил мальчик.

Задание: предложите свои варианты выхода из этой ситуации в пользу мальчика.

2 тип игра-альтернатива. Ее смысл в нахождении компромисса между участниками ситуации (ключевое понятие «услуга»).

Ситуация: У Миши, друга Кати, самый красивый и большой велосипед во всём дворе. Ах, как хотелось Вити прокатиться на нём с ветерком! Но, проси не проси, а Мишка – жадина.

Задание: найдите компромисс в сложившейся ситуации.

3 тип игра-эксперимент. Ее смысл заключается в нахождении выхода из сложившийся ситуации методом проб и ошибок (ключевое понятие «товар»).

Ситуация: Очень часто любимые мультфильмы прерывают рекламой. А вот всё ли товары так полезны и хороши, как об этом говорится в рекламе? Какой же йогурт выгодно покупать?

Задание: предложите критерии оценки йогурта вместе с планом проведения эксперимента с детьми.

Приложение 2

Игра-стратегия «Отпуск на необитаемый остров».

Цель: предложить ситуацию, которая предусматривает осознание игрового замысла, сюжетной линии, конкретную последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо договорится, объединить усилия, не раз выполнять индивидуальный и коллективный выбор.

Алгоритм:

1. Длительность игры-стратегии: 1 день (близкая стратегия).

2. Первоначально заданные условия для детей: дети вначале решают, как они будут добираться на остров, какие вещи возьмут с собой. Каждое предложение аргументируется и обсуждается. Усложнение задания: общее количество багажа не должно превышать определённого количества (десять предметов).

Дети осмысляют все происходящее; анализируют сложившуюся ситуацию в предложенных условиях; обсуждают реакцию на ситуацию; действуют в соответствии с изменением условий.

3. План проведения, составленный с детьми: по ходу игры, по разным причинам (перегрузка самолёта, встреча и пиратами, кораблекрушение) необходимо избавиться он части багажа. На следующем этапе, добравшись на остров, дети определяют способы организации жизни, распределяют роли между собой, причем по ходу игры дети могут меняться исполняемыми ролями.

4. Роли: летчик, командир, помощник, пассажиры и др.

6. Ожидаемый конечный результат: успешный выход из предложенной ситуации; согласованность в действиях детей; умение договариваться.

Финал игры: дети рисуют письмо родителям, раскрывая в нем свои впечатления от увиденного, свой быт, описав флору и фауну острова.

Приложение 3

Сюжетно-ролевая игра "Магазин"

Цель: Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания об экономических понятиях. Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Закреплять умение соотносить товар с определенным количеством денег, решать простые задачи на вычитание и сложение в пределах 10. Формировать взаимоотношения сотрудничества. Воспитывать культуру речевого общения.

Предварительная работа: рассматривание картины "Продавец", экскурсия в магазин, беседа "Мы были в магазине" (вычленение ролей, поделка материалов с детьми (чеки, касса, "деньги", ценники, встреча с продавцом магазина.

Материал: касса, товары, "деньги", чеки, машина, строительный материал.

Роли: продавцы, кассир, покупатели, контролер, шофер.

Краткое описание: воспитатель объявляет, что построен новый магазин. Шофер привозит товар, продавцы принимают товар, размещают его в магазине по отделам. Контролер проверяет правильность цены товара.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни Минаева Светлана Васильевна старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Вознесеновская средняя общеобразовательная.

Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями.

Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В ознакомлении.

Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии «Тико-моделирование»Формирование прединженерного мышления у дошкольников посредством технологии «Тико-моделирование» В рамках программы «Уральская инженерная школа» в нашем дошкольном учреждении существует система работы, которая включает в себя разные.

Конспект педагогического совета «Пути формирования связной речи дошкольников в условиях трудового воспитания» Педсовет № 3 21.03.2018 г. Тема «Пути формирования связной речи дошкольников в условиях трудового воспитания» Цель: повысить компетентность.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников» Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников подготовительной группы Охрана здоровья в подрастающего.

Особенности трудового воспитания в семье С малых лет необходимо приучать детей к самообслуживанию, уборке своих игрушек, к помощи родных в домашней работе. Необходимо у детей с.

Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Костюгова Наталья Владимировна 1СЛАЙД: В наши дни, проблема сохранения.

Развитие образной речи дошкольников в процессе музыкального воспитания Образность речи способствует созданию наглядно чувственных представлений о предметах и явлениях; существенные характеристики образности.

Семинар «Развитие креативного мышления у дошкольников в процессе детского творчества» Семинар РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА был мною подготовлен для участия в конкурсе "Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 20:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экономического образа мышления дошкольников в процессе трудового воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД