МААМ-картинки

Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями

Галина Сильнова
Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями
▼ Скачать

«Нравственное воспитание дошкольников

в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями».

Актуальность проблемы, связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растет число детей с отклонениями в развитии. Заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации.

Публикация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями» размещена в разделах

Сталкиваясь с этими проблемами, в процессе работы с детьми, ищешь способы их коррекции, преодоления или устранения. При этом важно знать, что когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

В результате всего перечисленного было предложено детям вести дневник событий собственной жизни. «Дневник дошкольника» помог воспитателю лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало установлению взаимопонимания между родителями и воспитателями, способствовало улучшению семейных взаимоотношений.

Наиболее распространенная форма записок «о своей жизни» - ведение дневниковых записей. Многие школьники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели.

Работа над дневником ведется (дополнительная образовательная деятельность) в групповой комнате, за столами. Дневник представляет собой альбом (20 листов) для рисования. Для работы нужны: цветные карандаши, фломастеры, клей, фотографии детей.

В структуру дневника входит оформления страниц:

- «Это Я».

- «Моя семья».

- «Домашний любимец».

- «Мои друзья».

- «День рождения».

- «Когда я был (была) маленькой» и другие.

Во время оформления страницы «Моя семья» учитывалось то, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

• корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

• семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

• счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка). Всем ходом беседы желательно подвести ребё нка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.

Целесообразно предложить детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье.

И, конечно же, нужен наглядный материал. В данном случае это нарисованное древо, где видны корни, ствол, ветки и плоды. Корни - мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол - мама и папа родителей ребёнка, ветки - мама и папа самого ребёнка, а также его дяди и тети, а плод - сам ребёнок.

Древо раскрашивается. Над каждым из них работают все вместе: дети, воспитатели, родители. Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких родственникам. Традиции, существующие в семье, были затронуты во время беседы, в результате этого начинаем формировать у ребенка начало этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. В группе 29 детей, из них 1 ребенок - армянской национальности, 1 ребенок – украинской национальности, 4 ребенка – мордовской национальности, остальные дети – русской национальности. Ребенок мордовской национальности рассказал о бабушке и дедушке, которые говорят на мордовском языке. Познакомил детей в группе с некоторыми мордовскими словами, которые хорошо знает сам. Показал детям бабушкино полотенце с мордовской вышивкой. Кроме того, рассказал о национальной кухне (знаменитых мордовских блинах). А самое главное, это послужило установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают».

Даже простое установление имён в родословной приносит глубокое удовлетворение нашему историческому чувству. Мы осознаем, что за каждым именем стоит целая жизнь, эпоха, наполненная разного рода событиями, но пока мы находимся на пороге истории собственного рода и нам всё прочее неизвестно, мы можем лишь чем-то фантазировать, что-то домысливать, ожидать.

Прошлое носит характер не просто таинственный, но почти мистический. Именно поэтому мы любим, листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.

Малоизвестный, но очень талантливый русский поэт начала ХХ века С. Копыткин назвал это чувство «таинством рода». Конечно, здесь значение слова «таинство» употреблено не в том смысле, который носят семь христианских таинств, но в смысле таинственности, чего-то недоступного нам.

В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.

Не менее важным условием работы над составлением РОДОСЛОВНОЙ детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к данной работе требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Литература:

- «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой).

- «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 7лет» ( авторы: Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян).

- «Развитие эмоционального мира детей» ( автор: Н. Л. Кряжева).

- «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру» ( автор: С. А. Козлова)

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошк. учреждения является духовно-нравственное развитие наших воспитанников. Ведь именно.

Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе подготовки подвижных игр в ДОУ Российская педагогика рассматривает нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных.

Презентация «Нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1 - Вашему вниманию предлагаются результаты исследования по теме: Особенности примера как метода нравственного воспитания дошкольников.

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок.

Статья для родителей дошкольников «Нравственное воспитание дошкольников» «Нравственное воспитание дошкольников" Трудно представить себе родителей, которые не желали счастья своим детям. Желая видеть своего ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями
Опубликовано: 1 октября 2018 в 20:54
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сильнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД