Галина Сильнова
Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственное воспитание дошкольников
в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями».
Актуальность проблемы, связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растет число детей с отклонениями в развитии. Заметен рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями» размещена в разделах
Сталкиваясь с этими проблемами, в процессе работы с детьми, ищешь способы их коррекции, преодоления или устранения. При этом важно знать, что когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
В результате всего перечисленного было предложено детям вести дневник событий собственной жизни. «Дневник дошкольника» помог воспитателю лучше понимать детей, вместе с ними радоваться успехам. Привлечение к этой работе родителей способствовало установлению взаимопонимания между родителями и воспитателями, способствовало улучшению семейных взаимоотношений.
Наиболее распространенная форма записок «о своей жизни» - ведение дневниковых записей. Многие школьники и сейчас продолжают эту традицию русской интеллигенции, хотя, конечно, в большинстве своём она утрачена или носит отрывочный характер. Разумеется, большинство людей, которые вели дневники, писали их не с целью оставить для потомков сведения о себе. Здесь цели преследовались иные: желание закрепить документально уходящий день или проследить свой путь к той или иной цели.
Работа над дневником ведется (дополнительная образовательная деятельность) в групповой комнате, за столами. Дневник представляет собой альбом (20 листов) для рисования. Для работы нужны: цветные карандаши, фломастеры, клей, фотографии детей.
В структуру дневника входит оформления страниц:
- «Это Я».
- «Моя семья».
- «Домашний любимец».
- «Мои друзья».
- «День рождения».
- «Когда я был (была) маленькой» и другие.
Во время оформления страницы «Моя семья» учитывалось то, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
• корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
• семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
• счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить рассказать о каком-нибудь одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка). Всем ходом беседы желательно подвести ребё нка к обобщению: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это настоящая семья.
Целесообразно предложить детям перечислить, какие добрые дела делают их родные, и какие они сами могут делать дома, чем умеют порадовать близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье.
И, конечно же, нужен наглядный материал. В данном случае это нарисованное древо, где видны корни, ствол, ветки и плоды. Корни - мамы и папы дедушек и бабушек. Ствол - мама и папа родителей ребёнка, ветки - мама и папа самого ребёнка, а также его дяди и тети, а плод - сам ребёнок.
Древо раскрашивается. Над каждым из них работают все вместе: дети, воспитатели, родители. Их бережно хранят дома, на видных местах. Дети с гордостью и уважением рассказывают о своих близких родственникам. Традиции, существующие в семье, были затронуты во время беседы, в результате этого начинаем формировать у ребенка начало этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. В группе 29 детей, из них 1 ребенок - армянской национальности, 1 ребенок – украинской национальности, 4 ребенка – мордовской национальности, остальные дети – русской национальности. Ребенок мордовской национальности рассказал о бабушке и дедушке, которые говорят на мордовском языке. Познакомил детей в группе с некоторыми мордовскими словами, которые хорошо знает сам. Показал детям бабушкино полотенце с мордовской вышивкой. Кроме того, рассказал о национальной кухне (знаменитых мордовских блинах). А самое главное, это послужило установлению взаимопонимания между родителями и детьми. Недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают».
Даже простое установление имён в родословной приносит глубокое удовлетворение нашему историческому чувству. Мы осознаем, что за каждым именем стоит целая жизнь, эпоха, наполненная разного рода событиями, но пока мы находимся на пороге истории собственного рода и нам всё прочее неизвестно, мы можем лишь чем-то фантазировать, что-то домысливать, ожидать.
Прошлое носит характер не просто таинственный, но почти мистический. Именно поэтому мы любим, листать старые альбомы, любоваться старыми, принадлежавшими нашим предкам вещами, заглядывать в приоткрывающийся иногда бабушкин сундук или сервант.
Малоизвестный, но очень талантливый русский поэт начала ХХ века С. Копыткин назвал это чувство «таинством рода». Конечно, здесь значение слова «таинство» употреблено не в том смысле, который носят семь христианских таинств, но в смысле таинственности, чего-то недоступного нам.
В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи.
Не менее важным условием работы над составлением РОДОСЛОВНОЙ детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Привлечение семьи к данной работе требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Литература:
- «Формирование нравственного здоровья дошкольников» (под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой).
- «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 7лет» ( авторы: Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян).
- «Развитие эмоционального мира детей» ( автор: Н. Л. Кряжева).
- «Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру» ( автор: С. А. Козлова)