Елена Карпова
Проект «Фольклор» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ФОЛЬКЛОР»
Актуальность:
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.
Публикация «Проект „Фольклор“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Проблема : Как правильно использовать фольклор для развития речи детей младшего дошкольного возраста?
Задачи: Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора. Помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни. Расширить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.
Цели: Приобщение детей к культурным ценностям и народным традициям. Развивать у детей интерес к народному фольклору, и желание его разучивать.
Ожидаемый результат: приобщение детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц и поговорок, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Вид проекта : групповой
Тип проекта : познавательно - творческий
Срок реализации: 19.11.- 26.11.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Предварительная работа: Подбор фольклора : сказок, потешек, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток, пословиц и поговорок, скороговорок, подвижных игр, закличек и загадок в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.
Форма проведения: Работа в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Продукт проекта : Картотека потешек, загадок, считалок. Создание фотоальбома. Презентация проекта.
I этап. Подготовительный
Задачи:
1. Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.
2. Подобрать литературу по фольклору.
3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.
4. Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.
5. Работа с родителями- рекомендации по заучиванию пословиц и поговорок.
Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора
Жанры фольклора Необходимый материал
Загадки Картотека загадок
Макет огорода
Макеты овощей
Фигурка бабушки Агафьи
Корзинки и ведёрки
Сказки Маски животных
Книжки со сказками
Скороговорки и чистоговорки Картинки по скороговоркам
Заклички Картотека закличек
Слайды «Дождь», «Осень», «Перелётные птицы», «Листопад»
Поговорки и пословицы Картотека пословиц и поговорок
Считалки Картинка по считалке «Шла коза по мостику»
Картинки для мнемотехники
Потешки Настольный театр по потешке «Мы делили апельсин»
Подвижные игры Картотека подвижных игр
Мониторинг
Задание: предложить детям пересказ потешки «Петушок»
Цель: проверка умения исполнять самостоятельно и с интонацией произведение устного народного творчества
Методика: Потешка читается детям. Затем ребенку предлагается рассказать потешку игрушке, которую выбирает сам ребенок.
Оценка
3 балла – ребенок повторяет вместе с взрослым или исполняет самостоятельно.
2 балла - ребенок слушает, повторяет отдельные слова.
1 балл – у ребенка нет интереса к потешке, не повторяет слова, выполняет отдельные движения.
Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы видно, что из 16 детей 3 балла получили 8 детей (50%, 2 балла-5 детей (35%, 1 балл-3 (15%).
2 этап: Реализация проекта
На данном этапе велась работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по интеграции содержания проекта «Фольклор для малышей» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.
Дата Вид деятельности Результат Ответственные
19 ноября Беседа об овощах
Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, дети овощи учили»
Отгадывание загадок
Аппликация по теме «Огород бабушки Агафьи»
Подвижные народные игры «Ручеёк» и «Мыши водят хоровод» Дети умеют хорошо отгадывать загадки с рифмованным ответом
Дети знают правила игр «Ручеёк» и «Мыши водят хоровод»
Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
20 ноября Беседа об особенностях осени
Физкультминутка «Лебеди»
Просмотр слайдов по теме «Осень»
Пальчиковая гимнастика «Листопад»
Чтение закличек
Чтение сказки «Теремок»
Конструирование теремка из больших модулей
Инсценировка сказки «Теремок» Дети знают признаки осени
Дети играют пальчиковую игру «Листопад»
Дети знают сказку «Теремок»
Дети инсценируют сказку «Теремок» Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
21 ноября Просмотр м/ф «Мы делили апельсин»
Просмотр кукольного театра по мотивам потешки «Мы делили апельсин»
Заучивание потешки «Мы делили апельсин»
Хороводные народные игры «Дубок» и «Пузырь»
Прослушивание и обыгрывание потешек «Зайка серенький сидит», «Вышли мыши», «Ветер» Дети знают потешку «Мы делили апельсин»
Дети умеют играть в игры «Дубок» и «Пузырь»
Умеют обыгрывать предложенные потешки Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
22 ноября Прослушивание считалки «Шла коза по мостику»
Рассматривание картинки по мотивам считалки «Шла коза по мостику»
Заучивание считалки «Шла коза по мостику» методом мнемотехники
Физкультминутка «По мостику»
Подвижная игра «Лиса и курочки» с применением считалки
Хороводная народная игра «Каравай» Дети знают и пересказывают потешку «Шла коза по мостику»
Дети умеют играть в «Каравай» Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
23 ноября Беседа про осень
Прослушивание стихов про осень
Прослушивание поговорок про осень
Пересказ заранее заученных поговорок про осень
Подвижные народные игры «Петушок» и «Паучок» Дети знают отличие осени от лета
Дети знают и рассказывают поговорки про осень
Знают правила и умеют играть в игры «Петушок» и «Паучок» Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
26 ноября Рассматривание картинок по мотивам скороговорок
Проговаривание скороговорок
Гимнастика для пальчиков и языка «Краб»
Рассматривание картинки по мотивам скороговорки «На дворе трава» и беседа по ней
Заучивание скороговорки «На дворе трава»
Подвижные народные игры «Козлик» и «Кот Васька» Дети знают и умеют проговаривать по мере возможностей скороговорки
Знают правила и играют в подвижные игры «Козлик» и «Кот Васька» Карпова Е. В.
Трусова Н. А.
Мониторинг на окончание проекта
Задание: предложить детям пересказ потешки «Петушок»
Цель: проверка умения исполнять самостоятельно и с интонацией произведение устного народного творчества
Методика: Потешка читается детям. Затем ребенку предлагается рассказать потешку игрушке, которую выбирает сам ребенок.
3 балла – ребенок повторяет вместе со взрослым или исполняет самостоятельно.
2 балла - ребенок слушает, повторяет отдельные слова.
1 балл – у ребенка нет интереса к потешке, не повторяет слова, выполняет отдельные движения.
Вывод: По данным диагностики детей второй младшей группы видно, что на конец проектной деятельности на 15% увеличилось количество детей, использующих потешки в самостоятельной деятельности.
3 этап: Итоговый
Выступление на педсовете с презентацией проекта
Цель: обмен опытом по реализации проекта «Фольклор для малышей»
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Проведение акции «Книга детям», цель: пополнить книжный уголок литературой по устному народному творчеству.
- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по потешкам.
Итоговое мероприятие. Итоговый показ НОД по теме «Фольклор для малышей».
Использованная литература:
1. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. -М. :ТЦ Сфера,2005.-224с.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М. : Просвещение, 1987. – 240с.
4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
5. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М. : Просвещение, 1984. – 240с.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 1990.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990.
9. Хрестоматия для маленьких.
10. Журнал «Дошкольная педагогика»,№7(40,2007.
11. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство:познавательное развитие. Методическое пособие. -М. ; Мозаика-
Синтез,2000.-152с.
12. Под. ред. Запорожца А. В. и Марковой Т. А. Воспитание и обучение в детском саду. -М. :»Педагогика»,1976.-560с.
13. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада:пособие для рук. дошк. образоват. учреждений. -2 изд. -М. :Просвещение,2006.-127с.
14. Сохин Ф. А., Ушакова О. С., Арушанова А. Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду; Кн. для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение,1993