Элла Прокопенко
Проект «Фольклор для маленьких ребят» для младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для младшего дошкольного возраста
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей младшего дошкольного возраста
Разработали: Э. Г. Прокопенко
Цитата по теме:
«Сказки, песенки, потешки незаменимое средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей.»
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Актуальность проблемы:
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Тема проекта: «Фольклор для маленьких ребят»
Цель:
Способствовать развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста на основе устного народного творчества.
Задачи:
- расширить и активизировать словарь детей;
-прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора
- познакомить детей с народным творчеством и промыслами;
-дать представление о народных игрушках;
- формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора
-способствовать развитию партнерских отношений родителей и ДОУ через реализацию данной проектной деятельности.
Новизна проекта состоит:
-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
-заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Знакомство с народной культурой и традициями». Темы «Народная игрушка. Народная игрушка – матрешка», «Народное устное творчество – сказки, потешки», период проведения 29.03-09.04.2021 год (две недели)
Материал и техническое обеспечение:
-подбор фольклора: сказок, потешек, песен, загадок, пальчиковых игр в соответствии с возрастом детей.
-подбор иллюстративного, наглядного, дидактического, игрового материала. -взаимодействие с родителями, рекомендации.
-организация предметно-развивающей среды в группе.
Участники проекта:
1. музыкальный руководитель, дети и родители младшей группы
2. воспитатель: Э. Г. Прокопенко
Вид проекта:
фронтальный, социальный, краткосрочный. (2 недели)
Тип проекта:
творчески-информационный.
Методы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми, рассказывание сказок.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, сюжетно-ролевые, хороводные, подвижные,настольно-печатные игры.
Форма
: беседа, рассматривание, чтение, игровая, продуктивная, досуговая деятельность, участие в викторине, творческой выставке
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Социально-коммуникативное развитие:
«Няня моет посуду» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду. : «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними. Ситуативная беседа: «Выйдет Котя в огород – всполошится весь народ»: закрепить знание домашних животных; познакомить с новыми прибаутками и песнями о домашних животных. Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка»: знакомство с новой прибауткой; рассматривание предметных картинок с изображением старинной домашней утвари (кувшин, деревянные ложки, ухват, чугунок)
Познавательное развитие
: ФЭМП «Впереди-сзади, справа-слева» :Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа. «Впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу»: учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
Дидактические игры:
«Собери матрешку»: учить действовать детей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве; способствовать активизации речи. «Хитрые матрешки»: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши, развивать связную речь «Что бывает красного цвета?»: закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных форм и цветов. Помочь Матрешкам подобрать предметы. «Сложи матрешку: Упражнять детей в составлении целого предмета из двух, четырех частей, способствовать активизации речи. «Собери самовар из частей». Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу, активизировать словарь. «Мы из сказки»: учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. «Сложи картинку»: формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. «Что сначала, что потом» (по русским народным сказкам): учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, правильно устанавливать последовательность событий в сказках. Развивать речь, память.
Сюжетно-ролевые игры:
«У Матрешек день рождение»: Продолжать учить детей брать на себя роль; содействовать желанию самостоятельно подбирать для игры атрибуты, игрушки. констр/и "Построим домик для матрешек": развивать конструкторские способности; научить соотносить величину постройки в величиной объекта; закрепить знание о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи. «К нам пришли гости»: воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Продолжать учить детей строить диалог в игре. «Как котик в гости ходил»: знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. к/и «Мебель для матрешки». Учить детей правильно соединять детали строительного конструктора, строить в соответствии с замыслом, с опорой на образец, использовать постройки в сюжетно-ролевых играх. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с названиями предметов мебели, деталей конструктора, действиями по созданию поделок. Учить выделять в постройке основные функциональные части (сиденье, спинка, крышка, ножки, определять их назначение.
Игра- драматизация
по сказке «Волк и козлята»: пробуждать интерес детей к театрализованной игре, учить имитировать действия персонажей, передавать их эмоциональное состояние. Обратить внимание на последствия нарушения правил безопасности персонажами сказки
Пальчиковые игры
: «Пальчики- помощники», «Про сороку», «Коза»
: учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев.
Рассматривание:
Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, узнавать их рисунки в детских книгах; испытывать радость от их яркости, наглядности. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова: Учить внимательно рассматривать иллюстрации художника, соотносить события, рассказанные в потешке и изображение художника, замечать детали; активизировать в речи слова, обозначающие действия животных, подражать их голосам;
Речевое развитие:
Звуковая культура речи: звук с :отрабатывать четкое произношение звука с. Упражнять детей в умении вести диалог. р. н. с. «У страха глаза велики»: напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» И. Лыкова «Румяные матрешки».: приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах побуждать их называть знакомые предметы. В. Приходько «Матрешка». «Как матрешки спасли принцессу», «Жили - были матрешки», Н. Стецюк «Сказка о матрешках»: Приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы : приучить детей слушать произведение, приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы; способствовать активизации связной речи. Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса», «Тень-тень- по тетень»: познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эти потешки нашими предками. Развивать память, создать положительный эмоциональный настрой. «Пошел котик на торжок…»: помочь детям понять содержание услышанного; учить обыгрывать потешку; воспитывать умение слушать и воспроизводить слова из текста. «Загадушки от бабушки»: учить детей отгадывать загадки; развивать память, внимание, речь, воображение, мышление; развивать интеллектуальные способности посредством художественного слова; прививать интерес к детскому народному фольклору.
Художественно эстетическое развитие:
«Красивая тележка»: Продолжать формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисовании и закрашивании красками. Поощрять умение выбирать краску по своему вкусу; дополнять рисунок деталями, подходящими по содержанию к главному изображению. Развивать инициативу, воображение, речь. «Салфетка»: учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно. «Зайчик»: развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок глины на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания
Досуг т/и «Веселая ярмарка» : вовлекать детей в диалог; побуждать к вхождению в роль; поощрять каждого ребенка в выбранной роли. «Котик на печке песни поет» : приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народным сюжетом. Выставка детских работ (рисование, аппликация, пластилинография) «Чудо – чудное, диво – дивное». Вручение детям медалей «Умелец» и «Мастерица».
Физическое развитие :
«Лошадки: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения с текстом, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро. Русская народная подвижная игра «Карусель»: развитие общей моторики, развитие внимания. Курочка – хохлатка»: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе. «Филин и пташки»: познакомить детей с игрой, помочь вспомнить названия птиц и звуки, которые они издают. Упражнять в быстрой ходьбе с изменением темпа и направления. Поддерживать интерес к народным играм.
Музыкальное развитие:
Хороводная игра «Мы матрешки»: приобщать детей к выразительному исполнению не сложных хороводов. Муз. -дид. игра «Колыбельная песенка для матрешки» :учить петь напевно, развивать голосовой аппарат. Русская народная игра «Каравай»: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. «Ходит Ваня», русская народная песня в обр. Н. Метлова. : учить детей выразительно выполнять движения, ритмично двигаться под музыку. Поддерживать интерес к музыкальной деятельности, к народному творчеству.
Консультации, рекомендации для родителей:
-Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
-Участие родителей в пополнении предметно-пространственной развивающей среды (музыкальный, игровой центры, центр театрализации)
-Участие в викторине
Новостная лента:
https://11616.maam.ru/maps/news/446846.html
https://11616.maam.ru/maps/news/446848.html
Реализация данного проекта позволила :
Создана система работы, по приобщению детей к устному народному творчеству, развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам коммуникативно-речевого развития детей.
Список литературы:
1. Гербова В. В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М. : Просвещение.
2. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
3. Сахипова З. Г. Читаем детям. –Ленинград: Просвещение, 1987.
4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М. : Просвещение, 1987. – 240с.
5. Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
6. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Система работы в младшей группе.
7. «Комплексные занятия в младшей группе» под редакцией М. А. Васильевой, В. В Гербовой, Т. С. Комаровой
8. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М. : Просвещение, 1984. – 240с.