лариса гольц
Проект «Дымковская игрушка» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 4
«Знакомство с дымковской игрушкой»
«Звёздочки»
Воспитатели: Гольц Л. И.
Коптякова Н. В.
Волчанский городской округ
Информационная карта проекта
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“ в младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Название проекта : «Знакомство с Дымковской игрушкой»
Участники проекта : дети 3 – 4 лет, воспитатели, родители.
Вид проекта : художественно – эстетический.
Продолжительность: краткосрочный ( срок реализации: 1 неделя: с 21мая по 26 мая 2018).
Актуальность проекта :
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проектаразвивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.
Знакомство с одним из старинных промыслов России - Дымковской игрушкой, будет способствовать не только художественно - эстетическому развитию детей, но и повышению нравственно- патриотических качеств младших дошкольников.
Проблема проекта
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Цель проекта
Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, формировать интерес к изучению русского прикладного искусства, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.
2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой,формировать навыки аккуратной работы.
6. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.
7. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.
Формы работы:
Занятия, беседы, познавательные рассказы воспитателя:
- Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
- Беседа о "дымке".
- Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки".
- Конспект НОД по познанию «Знакомство с дымковской игрушкой».
- Конспект НОД по рисованию «Украсим узором дымковскую уточку»
- Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка – лошадка»
- Конспект НОД по лепке и рисованию «Расписные уточки».
- Конспект нод по аппликации «Дымковский козлик»
- Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»
- Подвижная игра «Птички в гнездышках»
- Игра малой подвижности «Гуленьки»
- Чтение стихотворений о дымковских игрушках.
- Загадки о Дымковских игрушках
- Участие в Международном конкурсе детского творчества «Краски»
Взаимодействие с родителями
- Консультация "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье"
-Консультация для родителей "Народные игры в семье"
- Консультация "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
- Совместное творчество детей и родителей «Роспись дымковской игрушки.»
Деятельность педагога
" Подбор литературы о народном промысле "дымка", иллюстраций и поделок (дымковских изделий).
" Оформление изостудии (на протяжении проекта)
" Изготовление лэпбука
Лепка игрушек образцов из солёного теста
Ожидаемый результат
Дети:
У дошкольников будут развиваться творческие способности, историческая и культурная память. Этап способствует расширению и уточнению знаний обучающихся о народных промыслах
Научить детей рисовать и лепить игрушку по мотивам дымковской, использовать в работе знания об узорах, умение составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки.
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи,. Доказать, что в наше время игрушка, сделанная своими руками может принести радость и быть полезной.
Родители:
Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;
Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.
Продукты проекта :
1. Выставка детских рисунков по теме проекта
2. Выставка Дымковских игрушек, выполненных детьми совместно с родителями.
3. Презентация «Дымковская игрушка»
4. Лэпбук «Дымковская игрушка»
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Составление тематического планирование мероприятий;
- Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия
- Создание презентации «Дымковская игрушка»
- Выбор форм, методов и средств достижения ожидаемого результата;
- Беседа – консультация с родителями на тему: «Дымковская игрушка».
II. Основной этап реализации проекта :
-Создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;
- Узнать историю зарождения народных промыслов на Руси.
- Изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие.
- Изучить узоры при росписи игрушки.
- Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор.
- Нарисовать эскизы игрушек : козлик, баран, барыня.
- Изготовить (слепить) и расписать дымковскую игрушку.
III. Заключительный этап.
- Обобщение результатов работы
- Оформить выставку рисунков и поделок «Народная игрушка из Дымково».
Выводы:
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки
Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны стихи о дымковской игрушке, изучали историю игрушки, технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с глиной, красками, готовили сообщение. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки выполненные детьми доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.
Рефлексия проектной деятельности
1. Оценивание качества результатов
Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.
Дымковская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Приобретены рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
При создании народной игрушки, у детей формируются такие качества, как умение планировать свою работу. Дети учатся общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. Раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.
После завершения проекта дошкольники приобрели следующие умения:
• личностные: работа в группе, коммуникабельность, взаимопомощь, коллективизм;
• умение делать выводы; развитие речи, мышления, познавательные компетенции;
• знания о декоративно-прикладном творчестве России.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ И ИГР
Комплекс ОРУ «Гули-гуленьки»
К детям гуленьки прилетели,
Детям гуленьки песню спели: —
Детки малые, не шалите,
Детки малые, подходите.
Вокруг нас в кружок вставайте,
В кругу место занимайте.
Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.
1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»
И. п. : ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
2. «Летают гули-гуленьки»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру гая — назад, слегка пружиня колени; после 3—4-х движений рук — отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
3. «Гуленьки клюют крошки»
И. п. : ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.
4. «Скачут-пляшут гуленьки»
И. п. : ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6—8 движений. Дыхание произвольное.
5. «Улетели гуленьки»
И. п. : ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3—4 раза.
Подвижная игра «Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1 —1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог на ходится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Где же вы, маленькие птички —
Воробушки да синички?
Из гнезд скорее вылетайте,
Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов — «вылета ют из гнезд» — и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички,
Воробушки да синички!
В гнездышки свои летите,
Свои крылья опустите!
Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.
Игра повторяется.
Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов). 2. При повторе нии игры можнопредложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию. 3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произ носит:
Они стали ворковать,
Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Ванечке поспать.
Дети останавливаются, педагог произносит:
Первагуля говорит:
«Надо кашкой накормить».
Дети имитируют еду ложкой.
А вторая говорит:
«Ване спать надо велеть».
Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит:
«Погулять надо сходить».
Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.