Наталья Cтародымова
Конспект НОД в средней группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе.
Тема недели: «Народное творчество»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная, изобразительная.
Цель НОД: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
-воспитывать интерес к народному творчеству, желание самому творить.
Материалы: дымковская игрушка, иллюстрации дымковских игрушек; пластилин, стеки; дощечки.
Формы организации деятельности:
-МПИПДТ
-ситуативный разговор;
-игра с правилами;
1. Мотивация.
Воспитатель читает стихотворение:
Ели спят у большака.
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дыме все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава –
Заслужили это право!
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке.
Поведем сейчас рассказ.
Воспитатель показывает игрушку дымковскую птицу и спрашивает :
-Ребята, как вы думаете, что это за игрушка? (ответы детей). А часто ли вы видите такие игрушки? А хотите узнать, что это за игрушка? А чтобы лучше узнать про такие игрушки, нужно побывать у неё на Родине, как мы можем это сделать?
2. Целеполагание.
Отправится в путешествие, дети предлагают, на чём поедят.
3. Совместная работа.
-ситуативный разговор (рассматривание игрушек, иллюстраций, рассказ воспитателя о их происхождении).
Воспитатель: Ребята, может мы отправимся в путешествие на лодке. А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю.
На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Там русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. От того и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.
Игрушки были самым ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гуляния с озорным и веселым названием – Свистунья.
Для многих из нас само понятие русской игрушки, ассоциируется с дымковскими фигурами, красочными, празднично нарядными, пестрыми.
В дымковской игрушке есть своя гамма цветов - синего, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого и чёрного, которая необычно контрастирует с яркой белизной фона игрушки.
Роспись дымковской игрушки идёт по меловому грунту, отчего краски, растертые на яичном желтке, приобретают глубину и яркость дают матовую поверхность.
Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие? (дымковские)
Воспитатель: правильно. А почему их так назвали? (потому что их сделали в селе Дымково)
- Воспитатель: почему же село это назвали Дымково? Зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке.
Воспитатель: да, вот там, в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку? (делали эту игрушку из глины)
Но глина коричневая не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные? (сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали)
- Ребята, давайте посмотрим какие элементы росписи, использовали мастера для игрушки : круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
- Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки (дети отвечают)
Вызывают двоих детей, и даю задание украсить, юбочку узорами с остальными детьми провожу физминутку.
4. Физминутка «Дымковские игрушки».
«Утята».
Встали как-то утром в ряд
Десять маленьких утят.
Посчитались, удивились,
На две группы разделились.
Перышки почистили,
Головками повертели,
Червячка склевали,
К речке побежали. Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу.
Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят.
Руки в стороны, пальцы растопыренные
Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки.
Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.
Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу.
Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).
5. Самостоятельная работа.
МПИПДТ изготовление игрушки «Дымковская утка»
Рефлексия.
- Что общего у всех этих игрушек? (Веселые, праздничные, нарядные.)
- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?
- Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.)
- Ребята, что мы лепили? Получилась уточка? Можно её назвать дымковской? Почему?
Были мы с вами сегодня не просто ребятами, а дымковскими мастерами, украшали игрушки. Вы все очень постарались, поэтому игрушки получились - нарядные, красивые.
Давайте еще раз с вами полюбуемся на наши игрушки. Все вы молодцы!
Дети устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.
Воспитатель не забывает похвалить каждого ребенка, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.