Татьяна Назарова
«Дымковская игрушка». Проект во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дымковская игрушка»
Автор проекта : воспитатель Назарова Татьяна Петровна
Методический паспорт проекта
Фантазии полет и рук творенье С восторгом я держу в своих руках. Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живет в веках. Умелец может сделать из железа, Из камня, дерева - шедевры красоты. Из глины. пластилина и бумаги. Как в сказке, чудеса творим и мы.
Публикация «„Дымковская игрушка“, Проект во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Тема проекта : «Дымковская игрушка»
Вид проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта : февраль – апрель
Актуальность. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, выразительны, они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира.
Цель проекта. Формирование познавательного, творческого интереса к народному искусству через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи:
Образовательная область: «Художественно–эстетическое развитие».
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению эмоционального отклика на произведения народного искусства. Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и разных предметов.
Формировать навыки использования различных приемов рисования дымковских узоров. Формировать навык использования различных материалов для рисования и аппликации. Развивать чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение, творческие способности.
Образовательная область: «Познавательное развитие». Формировать представления о народном искусстве посредством ознакомления с дымковской игрушкой через различные виды деятельности. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов. Развивать любознательность, познавательную мотивацию.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о дымковской игрушке. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать диалогическую форму речи: вести диалог, слушать и понимать вопрос, понятно отвечать на него.
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие». Способствовать развитию общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать самостоятельность. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству, уважение к работе мастеров.
Образовательная область: «Физическое развитие». Способствовать развитию координации движений, крупной и мелкой моторики рук
Родители: Расширять знания родителей о русских традициях и народно – прикладном искусстве. Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми.
Предполагаемые результаты: У детей сформируются первичные представления о народном искусстве посредством ознакомления с дымковской игрушкой через различные виды деятельности.
Дети научатся различать элементы узора дымковской росписи, использовать различные приёмы и материалы для рисования дымковской росписи. У детей расширится словарный запас. Совместная деятельность сформирует умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Формы и методы реализации проекта :
Организованная образовательная деятельность.
Выставка изделий дымковского промысла.
Рассматривание дымковских изделий, фотоиллюстраций с изображениями дымковских игрушек.
Рассказ воспитателя о дымковской игрушке (история ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи).
Просмотр видеороликов
Разучивание стихотворений, потешек, песен. Подвижные, хороводные, дидактические, словесные игры, игры-путешествия
Пальчиковые, логоритмические, имитационные игры
Составление узоров из отдельных элементов дымковской росписи на листах бумаги различной конфигурации.
Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи (Д/И).
Рисование элементов дымковской росписи. Взаимодействие с семьёй.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели, определение задач.
2. Поиск форм реализации проекта (совместно с родителями).
3. Составление плана-схемы проекта, разработка содержания.
4. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала о дымковской игрушке. 5. Подбор видеороликов, слайдов, аудиозаписей по теме.
6. Подготовка консультаций для родителей по теме проекта. 7. Обогащение развивающей среды.
8. Подбор пальчиковых игр, физминуток.
9. Разработка конспектов ООД.
10. Создание презентаций.
2 этап – основной (практический).
Организация совместной (с детьми, педагогами и родителями) познавательной, творческой деятельности.
Примерный перспективный план мероприятий по реализации проекта. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Режимные моменты.
Ситуативные разговоры: «Что есть в нашей группе», «Наши любимые игрушки», «Что из чего сделано», «Дымковская игрушка. Какая она?», «Чем украсим игрушки», «Чудесная Дымка». Игровые ситуации: «Отгадай кто к нам пришёл»
Проблемные ситуации: «Как развеселить барышню», «Поможем дымковским игрушкам»
Рассказы воспитателя о дымковской игрушке (история ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи) с просмотром слайдов.
Рассматривание наглядно – демонстрационного материала, пособий, фотоиллюстраций с изображениями дымковских игрушек.
Чтение произведений о дымковских игрушках (смотреть приложение).
Разучивание стихов о дымке, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки. Дидактические игры: «Народные узоры», «Чудо-узоры»
(Развивать умение подбирать карточки с дымковской росписью, в соответствии с узором).
«Укрась дымковского коня» (Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона).
«Найди такой же узор» (Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию). «Собери картинку» (Учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).
«Назови цвет и элемент росписи» (Развитие памяти, мышления, зрительного внимания, обучение названию элементов, цвета). «Что лишнее». «Кого не стало».
Составление узоров из отдельных элементов дымковской росписи на листах бумаги различной конфигурации.
Рисование элементов дымковской росписи. Раскрашивание силуэтов дымковских игрушек. Просмотр видеороликов, слайдов, аудиозаписей по теме проекта : «История дымковской игрушки», «Весёлая Дымка», «Народный праздник «Свистунья»
Пальчиковые игры: «Моя лошадка», «Чудо-мастера», «Барашек», «Уточка», «Пять утят», «Петушок». Логоритмические игры: «Лошадка», «Индюк», «Ходит по двору индюк», «Петушок». Хороводные игры: «Петя- петушок», «Кто у нас хороший» Подвижные игры: «Весёлая карусель», «Лошадки». Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область: «Познавательное развитие». «В гости к дымковским игрушкам» (ФЦКМ) «Какие игрушки есть в нашей группе» (ФЭМП) Образовательная область: «Речевое развитие». «Знакомство с фольклором» Образовательная область: «Художественно–эстетическое развитие». «Платочек для мамы» (Рисование элементов дымковской росписи-клетка и круги). «Полосатый шарфик» (Рисование элементов дымковской росписи- прямые линии). «Украсим юбочку барышне» (Аппликация). «Украсим юбки дымковским барышням» (Рисование). «Украшение петушка» (Рисование).
Совместная работа родителей с детьми. Родители организуют просмотр видеороликов, слайдов о дымковских игрушках, чтение произведений по теме. Подбирают картинки по теме для создания альбома «Чудесная дымка» Разучивают с детьми стихи, загадки. Изготавливают дымковские игрушки для художественно-эстетического уголка.
Работа с родителями. Информационные стенды, папки-передвижки, консультации, рекомендации: «Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой», «Радость сотворчества. Дымковская игрушка», «Как познакомить ребёнка с дымковской игрушкой», «Воспитательное значение народной игрушки»
3 этап - заключительный. Продукты реализации проекта : Методические разработки ООД по теме.
Дидактические пособия: игры, альбомы с загадками, стихотворениями.
Выставка работ детей по художественно – эстетическому развитию.
Организация выставки совместных работ родителей и детей "Чудесная Дымка".
Слайдовые презентации «История дымковской игрушки», «Весёлая Дымка», «Народный праздник «Свистунья».
Презентация проекта : Открытый показ организованной образовательной деятельности «Украсим юбки дымковским барышням». (Районное методическое объединение). Показ организованной образовательной деятельности «Украшение петушка» для родителей.
Подведение итогов по реализации проекта. В результате реализации проект у детей сформировались первичные представления о народном искусстве посредством ознакомления с дымковской игрушкой через различные виды деятельности.
Дети научились использовать различные приёмы и материалы для рисования дымковской росписи. Совместная деятельность способствовала формированию умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В ходе данного проекта развивалась фантазия и воображение детей, вся деятельность подвела их к восприятию художественных достоинств игрушки, научила сравнивать, выделять отличительные признаки элементов дымковской росписи. Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.