МААМ-картинки

Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры»

Елена Сайфуллина
Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

«Именно Православие дало Руси мощный импульс к развитию, подъему культуры, образования и просвещения.

Оно пробуждало колоссальные творческие силы и

устремления, вдохновляло на свершения и поддерживало

в испытаниях. И всегда со своим народом была

Русская Православная Церковь».

В. В. Путин.

Актуальность проблемы

Публикация «Проект „Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры“» размещена в разделах

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 7 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

Одним из методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Тип проекта : долгосрочный

Срок реализации проекта : сентябрь 2015 года – май 2016года.

Вид проекта : практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и православное воспитание участников образовательного процесса.

Участники проекта : дети, педагоги ДОУ, родители, социум.

Цель: Создание организационно-методических условий, обеспечивающих приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, направленных на ознакомление с основами православной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мониторинг родителей, в качестве приоритетных, были выделены следующие задачи:

Задачи:

- приобщение дошкольников к православным традициям, к православным духовно-нравственным ценностям;

- приобретение детьми опыта духовно-нравственного поведения через приобщение к истокам православной культуры, ориентирующим на добро, истину, любовь;

- формирование у дошкольников гражданского самосознания, любви к Родине, Российскому народу; воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения;

- создание условий для взаимодействия детского сада с родителями воспитанников, местными благочинными, городской общественностью в деле воспитания подрастающего поколения по духовно-нравственно и православному воспитанию дошкольников;

- проведение инновационных для педагогического коллектива детского сада по форме и содержанию совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников,

- обеспечение взаимосвязи общественного и семейного воспитания, соответствия содержания образовательной деятельности детского сада традициям Российского образования;

- содействие развитию творческого потенциала детей и взрослых.

Новизна:

Приобщение к традициям православной культуры.

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Работа с педагогами:

консультации;

изготовление пособий, атрибутов;

подбор иллюстративного материала;

разработка перспективно-тематического планирования.

Работа с родителями:

совместные праздники и развлечения;

конкурсы;

родительские собрания;

устные журналы;

консультации.

Работа с социумом:

взаимодействие с храмами города Ярцева;

сотрудничество с городской библиотекой;

взаимодействие с краеведческим музеем;

взаимодействие с Епархией (конкурсы, олимпиады);

Принципы реализуемого проекта :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве;

3. Интеграция духовно-нравственного содержания в повседневной жизни детского сада во все виды детской деятельности.

4. Системность - преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

5. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.

Прогнозируемые результаты:

Положительное отношение к духовно-православным ценностям всех участников образовательного процесса.

Желание детей поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка.

Укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Соединение православных традиций.

В проекте выделены несколько направлений работы :

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные, ролевые и строительные, прогулки).

3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Этап I Диагностическо-проектировочный

Прежде чем начать знакомить дошкольников с православием в рамках духовно-нравственного воспитания, был проведен опрос среди родителей.

Цель опроса: выявить осведомленность родителей по данной теме.

В анкетировании родителей приняли участие 184 человека: разного возраста, разного семейного положения, разного социального статуса.

Результаты анализа анкет родителей показали:

-родители имеют скудный запас знаний по данной теме;

-проявляют активный интерес к данному вопросу;

-готовы оказать помощь в создании условий.

Критерии оценки дошкольников:

1. Знания названий и назначения предметов русского народного быта.

2. Сформированность у детей первоначальных представлений о духовном мире, православных праздниках, традициях.

3. Использование в самостоятельной деятельности народных игр, потешек, загадок.

4. Проявление заботы о членах семьи, особенно о старшем поколении.

В результате мы получили следующие данные:

Сентябрь 2015 года

Этапы и сроки реализации проекта :

Сроки выполнения Наименование этапов и мероприятий

Этап I Диагностическо-проектировочный

Цель: Определение основных направлений работы и создание условий для осуществления инновационной деятельности в рамках реализации проекта.

Сентябрь 2015 Создание инициативной группы для разработки Проекта.

Изучение мнения родителей и педагогов.

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию.

Составление плана работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год.

Этап II Практический

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям и ознакомление с основами православной культуры.

Октябрь 2015

Цель: Познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с историей праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Расширять словарный запас детей через разъяснения значения слов покров, заступница. Развивать интерес к народному творчеству – фольклору. 1. Подборка материала в папку-передвижку о русских осенних календарных обрядовых праздниках.

2. Экскурсия в краеведческий музей. Ознакомление с бытом, традициями русского народа. Фольклорное представление «Покров».

3. Беседа «Храмы города Ярцево».

4. Изобразительная деятельность. «Платок расписной».

5. Чтение русских народных сказок, былины.

6. Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского.

7. Театрализованное представление «Капустник».

8. Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

9. Папка-передвижка «Русский народный фольклор».

10. Организация сбора экспонатов для мини-музея семейных реликвий «Бабушкин сундучок».

Ноябрь

Цель: Познакомить с правилами поведения в храме : совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Познакомить с женским народным ремеслом прядением и орудиями труда (прялкой, веретеном, развивать интерес к старине, бережное отношение к старинным вещам.

1. Посещение городской библиотеки «Осень на Смоленщине».

2. Беседа «Как наши предки шили одежду».

3. Продуктивная деятельность, изготовление сувениров «Синичкин праздник».

4. Беседа «Правила поведения в Храме».

5. Экскурсия в «Храм святых апостолов Петра и Павла».

6. Составление альбома «Народные приметы осени».

7. Фольклорное представление «Ярмарка».

8. Спортивное развлечение на улице «Санный праздник».

9. Консультация для родителей «Возрождаем забытые семейные традиции».

10. Папка-передвижка «Русская народная одежда».

Декабрь

Цель: Познакомить детей с устройством православного храма как доме Бога. Познакомить с историей появления первой посуды. Развивать любознательность, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории.

1. Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений: «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского.

2. Экскурсия в «Храм Архангела Михаила».

3. Беседа «Посуда вчера и сегодня».

4. Продуктивная деятельность, изготовление посуды из глины.

5. Слушание «В церкви» из детского альбома П. Чайковского.

6. Спортивный досуг «Два мороза».

7. Составление альбома «Народные приметы зимы».

8. Консультация для родителей «Духовно–нравственное здоровье семьи».

9. Выставка творческих работ родителей и детей «Зимняя краса».

10. Составление картотеки народных подвижных игр.

Январь

Цель: Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним. Воспитывать уважение к народным традициям; развивать доброе отношение к людям. Развивать интерес к народным традициям.

1. Подборка материала в папку-передвижку о русских зимних календарных обрядовых праздниках.

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

3. Беседа «Святые вечера».

4. Продуктивная деятельность. изготовление «Рождественская открытка».

5. Театрализованное представление «Вифлеемская звезда».

6. Фольклорное развлечение «Святки, святки, веселись ребятки!».

7. Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник».

8. Консультация для родителей «Родительские заповеди».

9. Посещение «Ярцевского дома-интерната для престарелых и инвалидов» с концертной программой «Рождественские встречи».

Февраль

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой, как символом русского народного искусства.

Формировать представление о воинах, как о защитниках Отечества. Воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость, развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях.

1. Беседа «Во что играли наши бабушки»

2. Экскурсия в «Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

3. Продуктивная деятельность, изготовление «кукол-оберегов».

4. Чтение сказок, былин о русских богатырях.

5. Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского.

6. Проведение русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно».

7. Театрализованное представление «Богатыри земли Русской»

8. Спортивное соревнование «Как Зима с Весной силой мерились».

9. Консультация для родителей «Воспитание доброты через православную литературу».

10. Организация выставки творческих работ «Мамы – рукодельницы».

Март

Цель: Познакомить детей с масленой неделей и традициями празднования Масленицы. Развивать желание готовиться к православным праздникам. Воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним.

1. Подборка материала в папку-передвижку о русских весенних календарных обрядовых праздниках.

2. Экскурсия в «Храм святого великомученика

Георгия Победоносца»

3. Занятие-беседа «Широкая масленица»

4. Чтение «Про добрую сову»Татьяны Дашкевич.

5. Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова.

6. Продуктивная деятельность, изготовление «Жаворонков» из соленого теста.

7. Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок», «Гуськи» и «Ручеек».

8. Фольклорный праздник «Масленица в Берендеевом царстве».

9. Консультация для родителей «Русские народные игры в повседневной жизни ребенка».

10. Папка-передвижка «Масленица-Кривошейка,

встречаем тебя хорошенько».

Апрель

Цель: Познакомить детей с событиями Воскресения Христова, приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений. Воспитывать в детях желание помогать окружающим, укреплять стремление к добрым делам.

1. Беседа «Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника».

2. Занятие-беседа «Светлый праздник Пасхи».

3. Продуктивная деятельность, аппликация «Дорого яичко ко Христову дню».

4. Театрализованное представление «Светлая Пасха».

5. Вечер народных игр и забав совместно с родителями «Как играли наши бабушки и дедушки?».

6. Продуктивная деятельность, изготовление «Птица счастья».

7. В рамках «Неделя добра» для детей приюта «Радуга» театральное представление «Сердце земли моей».

8. Составление альбома «Народные приметы весны».

9. Консультация для родителей «Уроки доброты».

10. Творческий конкурс для родителей «Пасхальный сувенир».

11. Составление картотеки народных потешек, прибауток, загадок, пословиц.

Этап III Обобщающий

Цель: Подведение итогов инновационного проекта.

Май 2016

Дать оценку эффективности и целесообразности реализации проекта.

Распространение опыта среди ДОУ города в целях реализации преемственности с общеобразовательными учреждениями по духовно-нравственному воспитанию.

Этап II Практический.

Реализация практической части проекта началась со знакомства с историей и бытом русского народа в историко-краеведческом музее города.

Интерес детей пробудил желание создать в детском саду мини-музей «Бабушкин сундучок». Экспонаты музея – предметы русского быта: домашняя утварь, одежда, игрушки, безвозмездно переданы родителями воспитанников.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью, назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсий в храмы.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца.

Отец Дмитрий знакомит детей с правилами поведения в Храме. Рассказывает о том, когда звонит колокол.

Храм Архангела Михаила

Отец Сергий рассказыает дошкольникам, что только в храме Архангела Михаила находятся песочные подсвечники.

Храм в честь иконы Божией Матери

«Всех Скорбящих Радость»

Ребята узнали, что свеча выражает теплоту и пламень нашей любви к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых мы ставим свою свечу.

Храм святых апостолов Петра и Павла.

Отец Дмитрий рассказывает дошкольникам, что икона «Богородицы» возвращалась в храм дважды. В храме хранится ковчег с частицами 42 Киевопечерских святых

Посещение городской библиотеки.

В библиотеке особое внимание уделяется краеведению, которое ставит своей целью не только изучение истории края во всем ее многообразии, но и восстановление прерванной связи времен, утраченных духовных ценностей.

Почитание старших, забота о них, уважительное отношение к одиноким престарелым людям - непременное условие развития всех духовно-нравственных чувств личности дошкольника. С этой целью было подготовлено и показано в «Ярцевском доме-интернате для престарелых и инвалидов» развлекательное представление "Рождественские встречи" с участием старших дошкольников.

В рамках акции «Неделя добра» ребята подготовительной группы пригласили в гости детей из приюта «Радуга». Малыши приняли активное участие в развлекательной программе, а по окончании праздника получили в подарок «птицу счастья», как символ надежды на счастливое детство.

Участвуя в театрализованных постановках дети очень ярко и эмоционально выражают доброжелательное отношение к окружающему миру. Театрализованная деятельность помогает дошкольникам понять и запомнить православные праздники и обычаи.

В процессе организации и проведении народных праздников в ДОУ у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков.

Этап III Обобщающий

Вывод:

По результатам завершения проекта наблюдается позитивная динамика воспитания у старших дошкольников духовно-нравственных чувств :

• Дети используют в активной речи потешки, прибаутки, считалки, загадки.

• Дошкольники активно играют в русские народные подвижные игры, используя считалки и попевки.

• Воспитанники осмысленно и деятельно участвуют в народных праздниках, проявляя интерес к предметам быта и произведениям народного творчества.

• Дошкольники имеют представление об устройстве православного храма, правилах поведения в нем.

Май 2016 года:

Опыт работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников был представлен воспитателем Сайфуллиной Е. В. 14.04.2016г. на Районном семинаре воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» .

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

Публикации по теме:

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями Кубани» Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями Кубани». Авторы: Чукаева Ирина Александровна,.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. Гегель Г. Ф. Духовно.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ.

Образовательный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественной культуры» .

Опыт работы «Духовно-нравственное развитие детей посредством праздников и развлечений» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Бобохидзе Т. В. “Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире.

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Презентация на тему самообразования «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Цель: всестороннее развитие личности ребенка средствами художественно литературы. Задачи: 1. Развивать творческое воображение и фантазию.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Программа проекта «Нравственное становление личности ребенка посредством экологического воспитания» Программа экологического проекта по теме: «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством.

Стендовый доклад по самообразованию «Гармоничное развитие личности ребенка посредством художественной литературы» Гармоничное развитие личности ребенка средствами художественной литературы Терентьева Татьяна Викторовна МАДОУ ЦРР д/с №31 г. Калининград.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры»
Опубликовано: 2 сентября 2019 в 20:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям православной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сайфуллина (УИ 84030) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД