Костина Светлана
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ЕГО ПРИОБЩЕНИЯ К ЦЕННОСТЯМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА
Костина Светлана Викторовна, музыкальный руководитель
категория высшая
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №129» г. Курск
награды: Грамота Министерства Образования РФ,
Почётные грамоты Комитета Образования г. Курска,
Почётная Грамота Комитета образования Курской области
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2019
Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Рассказывается о воспитании патриотических чувств, связывающих разные поколения.
Рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи, вопросы православного воспитания детей на примере православных праздников. Статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Ключевые слова: семья, ребенок, православные традиции, духовно-нравственное воспитание, православные праздники.
Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благоприятный для формирования духовно-нравственных основ (таких, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, терпение, уважение к старшим). В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, ребёнок приобщается к ценностям культуры.
В наше время родители уделяют большое внимание дополнительным занятиям, не жалея на обучение ни времени, ни денег, а так же развлечениям на которых дети заняты аниматорами. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры, семейные традиции, совместные праздники времени свободного не остается. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Святитель Феофан Затворник говорил: «Воспитание - самое святое из всех святых дел» В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.
На мой взгляд, обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам русской народной культуры, мной была проведена диагностика представлений детей о православной культуре, по Программе А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» Были определены критерии: знания детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций, имеет ли ребенок представление о церковных православных праздниках, об иконе, понимает смысл украшения рождественской елки, знает направления народного творчества, может использовать их элементы в театрализованной деятельности. Полученные результаты показали, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.
В работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников включаются различные виды деятельности : познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая. Она осуществлялась в интегративной форме во всех образовательных областях и в процессе совместной деятельности воспитателя, ПДО по православию и музыкального руководителя. Задача педагогов состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши православные праздники, которые являются результатом сотворчества детей, родителей и сотрудников.
Знакомство с православными праздниками и историей возникновения того или иного праздника происходит на занятии. Структура данного занятия такова: в начале занятия повторяется, о чём беседовали с детьми на прошлом занятии. Далее переходя к новой теме, при помощи вопросов, загадок, игровых ситуаций подводим детей к новой теме. Обязательным приёмом занятия является просмотр видеофильма, мультфильма или презентации мини - фильма подготовленной по теме. Далее проводится беседа, которая включает в себя 4–5 вопросов, не более, после чего проводится физкультминутка, или подвижная игра. Заканчивается каждое занятие продуктивной деятельностью (рисованием, раскрашиванием готовых рисунков, изготовлением поделок). Смена деятельности позволяет удерживать внимание детей длительное время. Занятия данного цикла знакомят детей с традициями отечественной культуры, историей православных праздников : с тем, как встречают православные праздники в России.
Праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Основные задачи: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; любовь к семье, близким.
Обогащению знания православных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как «Покров», «Рождество», "Крещение" «Масленичные гуляния», «Пасха», «Троица» и др.
Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах. Значение этих праздников заключается в том, что они дают детям возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение и физически развивают их. Готовясь к празднику, ребята знакомятся с его историей, изготавливают костюмы, атрибуты, становятся участниками праздничного действа.
Для приобщения детей к традиционной культуре посредством православных праздников, в нашем детском саду была создана предметно-развивающая среда: в театральных уголках размещены сказочные персонажи для различных видов театров, оформлен мини музей «Русская изба», в группах есть уголки православия, совместная творческая деятельность детей, педагогов, родителей проходит в рамках организации и проведения праздников, чаепитий, ярмарок, создании проектов, изготовлении лепбуков.
Организована совместная деятельность родителей с детьми: посещение Курского «Краеведческого музея», посещение Знаменского собора, Коренной пустыни, виртуальные экскурсии по храмам города Курска, посещение иконописной мастерской. Воспитанники нашего детского сада принимают участие в Городском фестивале муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Курска «Пасхальные лучики» в рамках Пасхального фестиваля «Золотые купола».
Я верю, что совместная деятельность педагогического коллектива и родителей нашего детского сада, благотворно воздействует на эмоциональное состояние души каждого Ребёнка, все проводимые мероприятия интересны и полезны для развития их духовного роста, создание радостной атмосферы в детском коллективе, приведут к главному результату – усвоению ребенком вечных ценностей : милосердия, сострадания, понимания, любви.
Литература:
1. Князева О. Л. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры : Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. – 2-е издание перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 1999.
2. Орлова Н. Азбука для православных детей. – 10-е издание. – 2001.
3. Султанова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Н. Султанова, Н. В. Цилько. – Печоры, 2003.
4. Шевченко Л. Л. Православная культура. 1-й год обучения. – Кн. 2. – 2009.
5. Семилетова Л. В. Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
6. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошк. возраста. – Изд. 3-е. – М. : МОФ ОПК, 2015.