Олеся Чупина
Проект «Дорогой детства»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Тогучинского района «Горновский детский сад № 1»
Проект
педагогической деятельности
воспитателя I квалификационной категории
Чупиной Олеси Владимировны
по теме:
«Дорогой детства»
Р. п. Горный
2016 год
Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих его взрослых. Опыт развивающихся стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что обучать ребенка правильно переходить улицу надо с самых ранних лет. Не с пяти - шести, как принято у нас, а гораздо раньше, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а соблюдение – потребностью человека.
Публикация «Проект „Дорогой детства“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать также важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Отсутствие этих качеств может быть причиной дорожных происшествий.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, дополнять.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме : «Дорогой детства» (сентябрь 2015-май 2016г).
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
* формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;
* познакомить детей среднего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;
* воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;
* активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
* разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
* оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
Участники проекта : воспитатель группы, дети и родители средней группы «Грибок».
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности.
Принципы реализации проекта
(по Е. А. Козловской, С. А. Козловского) :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Прогнозируемые результаты:
* приобретение элементарных знаний по теме «Правила Дорожного Движения»;
* имеет представление об опасных ситуациях, которые могут возникать на улице при катании на велосипеде, при игре на проезжей части дороги;
* имеет представление об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы;
* умение отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;
* воспитать дисциплинированного пешехода.
Модель реализации проекта :
Организационные условия:
* целевые прогулки – ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, так и наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта;
* организационная деятельность, где формируется система элементарных знаний у всех детей группы в определенной последовательности, развиваются основные познавательные процессы и способности;
* беседы – выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, определение тех направлений, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику;
* игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;
* педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них;
* анкетирование – для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасности;
Развивающая среда:
* игротека – для уточнения, систематизации знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности. Дидактические игры в соответствии с возрастом.
* картотека Загадок – для закрепления знаний по дорожному движению.
* информационная копилка – для тематической подборки наглядных материалов, фотографий и иллюстраций.
* уголок «Светофорик» - для формирования умения работать самостоятельно с книгой, «добывать» нужную информацию. Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: материалы, иллюстрации, макеты.
* накопительная папка – для сбора конспектов тематических занятий, развлечений, стихов.
рис. 1. Развивающая среда.
Условия для реализации проекта :
* включение детей в познавательно-практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;
* организация уголка по ГИБДД в группе (информация для детей и родителей, художественная литература);
* оснащение рабочей зоны для детей (лото, раскраски, напольное полотно с дорожными знаками);
* включение родителей в совместный образовательный процесс.
рис. 2. Условия для реализации проекта.
Методы реализации проекта :
Практические:
* содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
* создание центра Правил дорожного движения.
Словесные:
* беседы;
* чтение художественной литературы;
* заучивание стихотворений;
* дидактические игры;
* сюжетно – ролевые игры;
* подвижные игры;
* развлечения;
* моделирование ситуаций;
* консультации;
* наблюдения.
Наглядные:
* организация выставок;
* сбор фотоматериалов;
* рассматривание иллюстраций;
* информационно - агитационные стенды;
* театрализованная деятельность;
* личный пример взрослых.
Механизм реализации проекта :
Этап I
Подготовительный
Цель:
1. Изучение методического материала по теме проекта «Дорогой детства».
2. Разработка плана для формирования знаний у детей побезопасному поведению на дороге.
3. Планирование работы с родителями.
* накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы;
* изучение методической литературы по теме проекта;
* подбор наглядно-методического материала, художественной литературы по теме проекта;
* организация развивающей среды в группе;
* проведение диагностики и беседы с детьми на выявление уровня знаний правил дорожного движения;
* разработка проекта по теме «Дорогой детства»;
* составление плана работы по проекту с родителями.
Этап II
Основной
Цель:
1. Формирование у детей знаний о безопасном поведении на дороге; знакомство детей со значением дорожных знаков; расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
2. Активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме «Дорожное движение».
1. Сентябрь (приложение №1)
Беседа и просмотр презентации на тему «Правила дорожного движения для малышей»».
Сюжетно-ролевая игра «Автобус».
НОД (аппликация) «Светофорик».
Диагностика детей.
Анкетирование родителей.
2. Октябрь (приложение №2)
НОД (интегрированное) «Пешеходный переход».
Целевая прогулка «Наблюдение за трактором».
Открытое занятие (комплексное) «Правила дорожного движения, дорожные знаки».
3. Ноябрь (приложение №3)
Развлечение на тему «Зелёный, красный, жёлтый».
Дидактическая игра «Светофор».
НОД (из природного материала) «Полицейский жезл».
Решение дорожных ситуаций.
Просмотр презентации «Мы идём через дорогу» (на диске).
4. Декабрь (приложение №4)
Беседа-рассматривание картины «Улицы города».
Сюжетно-ролевая игра «Мы водители».
Рассматривание различных ситуаций, их оценка.
Целевая-прогулка «Перекрёсток».
Беседа на тему: «Машины, какие они?»
5. Январь (приложение №5)
Чтение стихов, произведений о ПДД.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый».
НОД «Осторожно - перекрёсток».
НОД (конструирование) «Машины в гараже».
6. Февраль (приложение №6)
Сценка по ПДД.
Подвижная игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».
Радиостанция «Светофор» (воспитатель предлагает родителям послушать размышления детей по теме.) (на диске)
7. Март (приложение №7)
НОД «Наш друг - светофор».
Подвижная игра «Найди свой цвет».
Д/игра «Можно-нельзя».
НОД «Наш посёлок и его транспорт».
8. Апрель (приложение №8)
Целевая прогулка «Знакомство с улицей».
Дидактическая игра «Красный, жёлтый и зеленый».
НОД «Страна Правил Дорожного Движения».
Беседа на тему «Как вести себя в транспорте (общественном месте)».
9. Май (приложение №9)
Музыкально – игровой досуг «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения» (итоговое мероприятие).
Диагностика детей.
Изготовление «Книжки-малышки» по ПДД (дети с родителями).
Презентация проекта. (на диске)
Просмотр презентаций ежемесячно. (на диске)
Эту тему я развивала с первой младшей группы. Проводила занятия по теме ПДД, различные беседы, игры. Так как дети были ещё маленькие, решила организовать проект со средней группы и буду продолжать до выпуска детей из детского сада.
На положительном примере взрослых ребенок учится законам дороги. А значит, нужно проводить работу и с родителями детей.
Формы взаимодействия с родителями: (приложение №10)
1. Индивидуальный диалог с родителями.
2. Анкетирование.
3. Приобщение к чтению популярной литературы о правилах дорожного движения.
4. Знакомство с публикациями из центральной и местной прессы по данной проблеме.
5. Приглашение родителей на дискуссионные встречи.
6. Разработка памяток и рекомендаций для родителей по изучению правил дорожного движения у детей.
7. Участие в родительских собраниях.
8. Проведение консультаций «Дошкольник и дорога»;
9. Оформление папок-передвижек, в которых содержится материал о правилах дорожного движения.
10. По возможности проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма»).
11. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
12. Изготовление вместе с детьми «Книжку-малышку» по ПДД.
Этап III
Заключительный
1. Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.
2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».
3. Итоговое мероприятие «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения» (музыкально-игровой досуг).
Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на детских мероприятиях, выставках.
Вывод по проекту :
Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.
Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.
Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.
Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того «чтобы жили и дружили люди и автомобили».