Ирина Еремина
Практико-ориентированный проект «Мир детства»
▼ Скачать + Заказать документы
По количеству участников - коллективный
Характер контактов - среди детей нескольких групп
По продолжительности - долгосрочный
Заявитель: дети старшей группы «Тополек»
Автор проекта воспитатель группы «Тополек»:
Еремина Ирина Анатольевна
2014г.
Актуальность проекта.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Мир детства“» размещена в разделах
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес.
Наряду с продолжением работы по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками 5-7 лет, детей следует учить строить такие же отношения с младшими детьми. Отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, отходят на второй план.
Позиция старшего, который больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям, умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, кто доставляет им радость, кто может защитить их» - так начинают думать про себя старшие дети.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование детского коллектива.
Целью данной работы является формирование положительных эмоций у детей обеих возрастных групп и формирование социальной компетентности старших дошкольников в рамках межвозрастного общения в ДОУ.
Организуя межвозрастное общение, мы можем решить две задачи:
- сформировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений;
- обогатить образ «Я» старших детей представлениями о себе, как о помощнике и защитнике слабых.
Предполагаемый результат
- Устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими;
- Отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другим;
- Наличие у членов коллектива чувства защищенности, отсутствие случаев «изолированности» или авторитарного лидерства в коллективе.
Проблемой развития детского коллектива занимались многие отечественные педагоги и психологи.
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. А. С. Макаренко рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.
Авторы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. С. Буре) указывают, что совершенствования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества и решается она, благодаря нахождению ребенка в коллективе.
Неизменяемая часть методики
- Общение старших и младших должно быть эпизодическим, а так же ограниченным по частоте (не более 3х – 4х раз в месяц) и по продолжительности (20 – 30 минут).
- Старшие общаются с младшими исключительно добровольно. Их действия одобряют воспитатели, заведующий детским садом, о них сообщают родителям. Младшие при желании могут уклониться от общения.
- Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.
- В ходе общения, степень зависимости старших и младших партнеров друг от друга, должна усложняться.
Сроки реализации проекта – 2014 – 2015 г. г.
Последовательность работы при налаживании
межвозрастного взаимодействия
Форма работы Личные контакты Зависимость от старших
Концерт отсутствуют отсутствует
Подарки Кратковременные (вручение подарков, показ их использования) минимальная
Совместные хороводные и подвижные игры Кратковременные; с разными детьми Соответствует правилам игры
Совместная прогулка Длительные, индивидуализированные Весьма значительная
Помощь в выполнении режимных моментов Различные по времени, индивидуализированные Значительная, чревата диктатом старших, несогласием младших
(Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства», М. : ФГАУ ФИРО, 2014 Под редакцией Дороновой Т. Н.)
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
II этап: основной - плановый
III этап: заключительный
Этапы реализации Содержание деятельности Используемые ресурсы исполнители
Подготовительный этап Изучение методической литературы по данной проблеме и ее анализ
Книги, Программы, Интернет ресурсы Руководители проекта
Информирование детей и родителей о проекте.
Анкеты, флаеры Руководители проекта
Создание перспективного плана «Программы ДРУЖБЫ» между младшей и старшей группами.
Группа Руководители проекта
Создание странички на сайте ДОУ.
Доступ к сети интернет Руководители проекта
Основной этап «Встреча друзей» для сплочения групп, участвующих в проекте.
Веселая игротека
Музыкальный зал Руководители проекта
Участники проекта
Подвижные игры Группа, улица, художественное слово, фотоаппарат Участники проекта, родители, педагоги.
Помощь в режимных моментах Художественное слово, фотоаппарат Участники проекта
Подарки: «Книга для малыша»
«Игрушки» (куклы из природного материала)
«Бабочки - конфетницы»
Маски персонажей сказок
«Конусные игрушки»
«Транспорт»
«Веселые шарики»
Заготовки для книжек-малышек, карандаши, фломастеры. Фотоаппарат, видеокамера.
Пучки травы, нитки.
Фантики от конфет.
Картон, клей.
Шарики, материалы для творчества. Участники проекта
«Новогодняя мастерская» (украшения к празднику) Группа, материалы для творчества. Фотоаппарат, видеокамера.
Участники проекта
«Зимние забавы» Строительство снежного городка. Фотоаппарат, видеокамера.
Участники проекта, родители, педагоги.
«В гостях у сказки» Спектакли для малышей
Фотоаппарат, видеокамера
Руководители проекта
«Веселые приключения на фитболах»
Спортивный праздник Физкультурный зал
Фотоаппарат, видеокамера
Руководители проекта
Участие в тематических концертных программах Музыкальный зал
загадки, стихи, песни. Участники прроекта
Заключительныйэтап Игровая программа «Вот и стали мы на год взрослей»
Презентация фильма о ДРУЗЬЯХ.
Выявить уровень сформированности детского коллектива в конце года, сделать выводы.
Музыкальный зал
Группа, анкетирование родителей, опрос детей Все участники проекта
Перспективы развития проекта:
- подключение других групп в проект;
- создание КЛУБА ДРУЗЕЙ между всеми группами;
- тематические встречи детей.
Внедрение проекта «Мир детства» способствует развитию педагогического коллектива детского сада, повышению квалификации воспитателей, стабильности и мобильности коллектива, совершенствованию личных качеств педагогов, в том числе – и коммуникативных. В процессе подготовки мероприятий акций «Мир детства» воспитатели объединяются в микрогруппы для обсуждения плана проведения, различных организационных моментов (обеспечения оборудованием и пополнением предметно-развивающей среды, разучивания литературного материала, изготовления подарков и т. д.) Данные микрогруппы действуют в течение всего года, проектируя свой собственный план взаимодействия.
Детям интересно общаться друг с другом, они откликаются на просьбы друзей о помощи, радуются успехам других, вместе переживают неудачи. Дети стали более самостоятельны, отзывчивы, заботливы. У детей сформированы осмысленные нравственные представления о взаимоотношениях в детском коллективе. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.