Наталья Мамырина
Проект «Домашние обитатели» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Образовательный проект «Домашние обитатели»
Направленность:
развитие познавательных и речевых способностей детей.
Вид проекта :
информационно-практический.
Продолжительность:
недельный.
Участники:
воспитатели, дети второй младшей группы.
Образовательные области:
познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Актуальность:
Темочки:
Для детей раннего возраста характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В данном проекте, я решила обогатить представления детей о домашних животных, птицах встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Постаралась раскрыть все особенности образа жизни: где живут, какие звуки издают, что и как едят, как двигаются.
Участие детей в проекте «Домашние обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления детей о домашних животных и птицах; обогатить словарный запас и творческие способности детей.
Цель:
Создать условия для развития познавательных и речевых способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Домашние обитатели».
Задачи образовательных областей:
1. Познание
-учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и называть их; узнавать на картинках некоторых домашних птиц и называть их;
-воспитывать бережное отношение к животным;
2. Коммуникация
-обогатить словарный запас детей по данной теме;
-развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
3. Социализация
-формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу.
4. Художественное творчество
Рисование: развивать эстетическое восприятие окружающих предметов; учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные).
Лепка: развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы; продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
Основные направления реализации проекта :
• непосредственно образовательная деятельность на тему «Домашние обитатели»;
• совместная деятельность родителей и детей; чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу?», К. Ушинского «Петушок с семьей»;
• беседа с детьми по теме: «Домашние животные», «Домашние птицы».
Предварительная работа:
• подбор материала по теме: «Домашние животные, домашние птицы»;
• рассматривание картин: «На птичьем дворе», «Животные на ферме»;
• чтение потешек, стихотворений по теме: «Домашние животные, птицы» (см. приложение);
• разучивание пальчиковой гимнастики «Цыплята»;
• разучивание потешки «Как у нашего кота», «Петушок, петушок, золотой гребешок»;
• разучивание физкультминутки «Петушок»;
• дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, где живет?», «Найди маму»;
• изготовление макетов «Домашние животные», «На птичьем дворе»;
• проведение образовательной деятельности по рисованию «Травка для коровы», лепке «Покормим курочку»;
• оформление выставки работ детей.
Обеспечение:
• настольно-печатные игры;
• аудиозапись по теме;
• специальная методическая литература.
Предполагаемый результат:
• знать и называть некоторых домашних животных, домашних птиц;
• различать и называть предметы ближайшего окружения;
сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Продукт проектной деятельности :
• выставка детей «На лугу».
Презентация проекта :
• развлечение «В гости к бабушке в деревню».
Продуктивная НОД (Лепка) на тему:
«Покормим курочку»
Цель: продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Оборудование: заготовки «зелёной полянки», пластилин жёлтого, коричневого цвета, игрушечная Курочка.
Ход ЗАНЯТИЯ.
- Смотрите – это поляна, на ней растет зеленая трава. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу есть!». Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне – нет зернышек. Давайте покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.
(Положить на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложить малышу нажать на него пальчиком.)
- Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки. Хочу еще зернышек». Давайте ребята дадим курочке много зернышек!
( После выполнения задания обыграть результат: игрушечная курочка придет на каждую полянку, поклюет на ней зерно, похвалит каждого ребенка.)
Продуктивная НОД (Рисование) на тему:
«Травка для коровы»
Цель: учить детей правильно держать в руке кисточку; рисовать палочки – прямые вертикальные линии; контролировать длину линии, ее начало и конец; формировать интерес к рисованию.
Оборудование: краска зеленого цвета; листы бумаги для рисования (1/2 часть листа формата А4) с заготовками (по количеству детей) : в нижней части листа нарисована горизонтальная линия коричневого цвета – это поляна, на ней – корова.
Ход ЗАНЯТИЯ.
- Смотрите ребята, к нам на поляну пришла корова. Она очень голодна. «МУ! Хочу есть!». Что ест корова? Правильно, траву. Давайте покормим корову, дадим ей сочной, зеленой травы.
- Давайте нарисуем вертикальные линии зеленого цвета – траву. (Показываю как рисовать зелёную травку кисточкой).
- На поляне выросла зеленая трава.
(Раздать малышам листы с заготовками и кисточки с красками зелёного цвета)
- У вас на картинках тоже пасется корова. Нарисуйте для нее зеленую травку.
(После выполнения задания похвалить малышей от имени коровы и угостить их молоком.)
Развлечение во второй младшей группе
«В гости к бабушке в деревню».
Цель: Закрепить и расширить первоначальные знания детей о домашних животных и птицах.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
- Формировать навыки умение работать сообща.
Развивающие:
- Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление.
- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
- Продолжать развивать мелкую моторику рук.
- Вызвать положительные эмоции, интерес к процессу лепки пальчиками (использовать прием прижимания).
Образовательные:
- Закреплять знания детей о домашних животных.
- Закрепить понятие - домашние птицы.
- Учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя.
Методы и приемы: организационный момент, игровые приемы, лепка, худ. слово, сюрпризный момент, вопросы к детям, здоровьесберегающие технологии.
Словарная работа: домашние животные, коза, корова, лошадь, кот, свинья, собака, домашние птицы, курица, петух, утка, гусь.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с домашними животными.
- Наблюдение за кошкой и собакой, чтение худ. литературы.
- Дидактическая игра «Кто как кричит?»
- Игры-перевоплощения в животных.
- Дидактическая игра: «Кто где живет?»
- Чтение стихотворений и загадок о животных.
- Заучивание русских народных потешек.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Ведущий: Вот мы с вами поиграли, и игрушки чуть устали. Они немного отдохнут, а мы гостей встретим. (Появляются игрушки лесных зверей с письмом в руках.)
- Поздоровайтесь с гостями.
- Ребята, по дороге в детский сад гости встретили почтальона, и он отдал им для вас письмо, от бабушки! Давайте, прочитаем его!
«Дорогие ребятки! Я приглашаю Вас к себе в гости, в деревню. Приезжайте, я вас жду».
- На чем можно поехать к бабушке?
(Ответы детей.)
- Правильно можно поехать и машине, и на поезде, и на автобусе. А мы с вами отправимся на машине! Проходите, пожалуйста, в машину и занимайте свои места.
(Дети садятся на стульчики в виде машины. Звучит запись «машина» Железновой. Дети выполняют движения под музыку, в соответствии со словами. Воспитатель в это время перевоплощается в бабушку.)
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
-Давайте постучимся.
Бабушка: - Здравствуйте, ребятки! Я так рада, что Вы приехали ко мне в гости. У меня живет много разных домашних животных и птиц.
- Кто это нас встречает? (показываю игрушечную собаку)
- Как собачка лает?
(Ответы детей).
- Вот и песик нас встречает,
Хвостиком виляет,
Громко, громко лает,
Дом наш охраняет.
Вы не бойтесь, проходите, и на стульчики садитесь.
(Показываю игрушки).
- Ребята, кто это?
- Собака.
- Какую пользу приносит собака людям?
- Охраняет дом.
- А, как называется дом у собаки?
- Будка.
- А, что любит кушать собака?
- Косточку.
- Но со мной в доме еще кто-то живет.
- А узнаете когда отгадаете загадку:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком.
(кошка)
(Показываю мягкую игрушку).
- Правильно, это кошка.
- Как мяукает киска?
- Мяу – мяу.
- Чем можно угостить кошку, что любит кушать киса?
- Молоком.
- А что кошка делает дома?
- Правильно она любит играть и ловить мышей.
- А, вот остальные домашние животные живут не вместе со мной в доме, а в специальном доме – сарае.
- Вот давайте подойдем к сараю и посмотрим, кто там живет.
(Дети называют животных и как они кричат, и что дают людям).
- А, теперь садитесь на стульчики, мы с вами поиграем в игру: «отгадай, чей голосок?»
(Звучат голоса домашних животных, дети отгадывают).
- Ребята, а где живут эти животные?
- Да, всех этих животных назвали домашними, за то, что они живут рядом с человеком. Люди ухаживают за животными: кормят их, строят для них дома. А животные дают людям молоко, мясо, шерсть, ловят мышей, охраняют дом.
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю,
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
- А еще у меня живут домашние птицы.
(Показываю картинки с изображением птиц.)
- Куры, петухи, утки, гуси – их называют домашними птицами.
Давайте немного с вами поиграем.
Физкультминутка.
Наши уточки с утра - кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда - га-га-га!
Наши курочки в окно - ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
( Дети выполняют движения: дети ходят по помещению, голова приподнята, руки вытянуты назад. Кричат: кря-кря-кря, га-га-га, ко-ко-ко ку-ка-ре-ку.)
Ребята курочки, утки, петухи, гуси – кто это?
- Давайте скажем вместе.
- Домашние птицы.
- А что любят домашние птицы кушать?
- Правильно зернышки.
- А давайте вы мне поможете покормить домашних птиц зернышками.
- Подойдите к столу, берите зернышки, и кладите на зеленую полянку, прижимая пальчиком, чтобы их ветерок не раздул.
- Вот и домашние птицы прибежали зернышки клевать, и говорят вам спасибо.
- Ребята, спасибо, что приехали ко мне в гости, помогли мне покормить домашних птиц.
- И курочки вам приготовили угощение, вот такие вкусные яички.
- До свидания, ребята. Приезжайте ко мне еще в гости.
Ведущий:
- Ребята, занимайте места в машине и поехали.
- Вот мы и приехали в детский сад.
- Ребята, где же вы были?
- Какие животные живут у бабушки?
- Как можно их назвать?
- А каких домашних птиц вы видели?
- Понравилось вам у бабушки в деревне?
- Говорите гостям до свиданья, пойдем мыть ручки и кушать угощенье.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики
(с элементами дыхательной гимнастики)
«Птички»
Ходьба и бег друг за другом. Ходьба на носках. Построение в круг.
Общеразвивающие упражнения:
1. «Птички машут крыльями». И. п. : ноги слегка расставлены, руки внизу.
Поднять руки в стороны, помахать ими, опустить вниз. Повторить 4 раза.
2. «Птички пьют воду». И. п. : то же. Наклонится вперед, руки отвести назад, выпрямится. Повторить 4 раза.
3. «Птички клюют зерна». И. п. то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 5 раз.
Бег и ходьба друг за другом.
Упражнение «КУРЫ»
Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову.
Произносит «так – так - так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох через нос. Повторяет 3 – 5 раз.
Пальчиковая гимнастика
«ЦЫПЛЯТА»
Есть у мамы курицы Дети показывают пять пальцев
Пять маленьких цыплят 1 вариант: дети по очереди
Желтых, пушистых, веселых ребят загибают пальцы, рассказывая,
Первый цыпленок лапкой гребет, что делают каждый из пяти
Второй вместе с мамой зерна клюет, цыплят.
Третий цыпленок играет с жуком, 2 вариант: имитирует движениям
Четвертый нашел червяка под листом, пальцами рук: «Гребет» : а) смахи-
Пятый цыпленок бежит помогать вающие движения правой и левой
«Ку-ка-ре-ку» папе кричать. руками с поверхности стола ; б) то
же самое движение, только с ис –
пользованием указательного и
среднего пальцев. «Клюет» :
пальцы собраны в щепотку, дви –
жения по поверхности стола.
«Увидел» : то же самое положение
руки с пальцами, поднятыми вверх.
«Червяк под листом» : ладонь
одной руки выпрямлена, под ней
«шевелится червяк» (указательный
палец второй руки). «Ку-ка-ре-ку» :
ритмично соединяют большой па-
лец руки с остальными пальцами,
сложенными вместе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Петух»
Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями.
По двору петух гуляет,
Лапой землю разгребает.
Если зернышко найдет –
Сразу он его склюет.
Крыльями замашет,
Весело запляшет,
Закричит: «ку-ка-ре-ку!»
Ах, как вкусно петуху! Дети ходят по помещению.
Имитируя движения.
Наклоняют головы вниз.
Поднимают и опускают руки.
Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях.
Голова приподнята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею.
Круговые поглаживания живота.
Стихотворения для заучивания:
«Курочка»
Курочка моя, умница моя,
Вот пшено, водичка,
Дай ты мне яичко.
***
Гуси- гуси, гусачки
Сами сделали коньки
И катаются на льду
По замерзшему пруду.
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
«Курочка рябушечка»
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-«Пи-пи-пи-пи-пи-пи».
«На птичьем дворе»
Наши уточки с утра:
-Кря-кря-кря, кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
-Га-га-га, га-га-га!
-А индюк среди двора:
-Бал-бал-бал, балды-балды!
Наши курочки в окно:
-Кхо-кхо-кхо, ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!
«Утка с утятами»
-Ты видишь, кто идет?
-Утка серая идет.
-А кого она ведет?
-Утят маленьких ведет.
-А куда они идут?
-На лужок и на пруд.
«Слышу в поле»
Слышу в поле:
«Му, да му»,
Кто завет и почему?
Это же теленок!
Буренки он ребенок.
Очень огорчается
Никто не откликается.
«Хорошо мне в луже грязной»
Хорошо мне в луже грязной
Кувыркаться и лежать.
Хрюкать громко и визжать.
Очень грязный я ребенок,
Я – веселый поросенок.
***
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
-Ав, ав, ав!
-Гав, гав, гав!
Загадки:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух)
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку» кричит (петух)
Вместо хвостика - крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (свинья)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (корова)
Скажите, почему мой друг
Спит без подушки,
Ест без рук,
Зимой без валенок гуляет,
А если рад –
Хвостом виляет? (собака)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком! (кошка)
Зернышки клюет,
Деток зовет:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко»,
Не ходите далеко. (курица)
У меня пропал носок,
Утащил его … (щенок).
Идет, бредет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме!» (козел)
Игры:
Развивающие игры:
«Разрезные картинки» – собрать картинку из четырех частей.
Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображение, память.
«Найди пару»
Цель: Учить детей сравнивать вещи, развивать память, способности самостоятельно мыслить, делать умозаключения. Находить одинаковые по рисунку пары носок.
«Найди похожую фигуру»
Цель: Учить детей называть геометрическую фигуру по цвету и размеру, находить такую же на карточке.
«Найди домик для кошки»
Цель: Учить детей называть геометрическую фигуру по цвету и размеру, находить такую же на карточке. Учить закрывать окошечко на карточке, методом накладывания.
«Найди домик для краски»
Цель: Учить детей называть цвета, находить такой же на карточке. Учить закрывать окошечко на карточке, методом накладывания.
«Собери картинку»
Цель: Учить детей собирать предметы, развивать память, способности самостоятельно мыслить, делать умозаключения.
Дидактические игры:
«Разрезные картинки» – собрать картинку из четырех частей.
Цель: учить составлять целое из четырех частей; развивать воображение, память (домашние животные и птицы)
«Пазлы - собирать картинку из 6 частей.
«Развивающее лото»
Лото «Птицы»
«Кто, как кричит?»
«Кто, где живет?»
«Кто, чем питается?»
Наглядно-дидактические пособия
• Серия «Мир в картинках» (мир природы)
• Домашние животные. – М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
• Домашние птицы. – М. : Мозаика-Синтез,2005-2010.
• Животные - домашние питомцы. – М. : Мозаика-Синтез,2005-2010.
• Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные средней полосы»
• Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы»
• Демонстрационные плакаты «Живая природа в мире животных» Н. В. Нищеева Санкт – Петербург. Детство – Пресс.
• Учебно – наглядное пособие. Серия учебных картин «Мир природы. Животные».
Список используемой литературы
1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М. :Мозаика – синтез, 2006-2010.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008-2010.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : Мозаика-Синтез,2005-2010.
5. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.
6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. :Мозаика-Синтез,2009-2010. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй группе детского сада – М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. 2007.
7. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
8. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
9. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010.
10. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М. : -Мозаика-Синтез, 2005-2010.
11. Книга для чтения в деском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М. ,2005.
12. Янушко Е. А. Лепка с детьми в раннем возрасте. М., 2005.
13. Янушко Е. А. Рисование с детьми в детском саду. М., 2005.
14. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010.