Алевтина Алексеева
Проект дня «Дикие животные»
МБДОУ детский сад «Мичээр» с. Илбенге Вилюйского улуса РС (Я)
Проект дня «Дикие животные»
Для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Алексеева Алевтина Анатольевна
2020 г.
Идея проекта
Обобщение, уточнение и расширение представлений детей о мире диких животных средней полосы России в процессе совместной и самостоятельной практико-ориентированной деятельности детей и взрослых.
Участники проекта :
Публикация «Проект дня „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы.
Организационный момент: Под музыку дети садятся на индивидуальные коврики на центре группы, образуя круг.
Воспитатель: Ребята я хочу пожелать всем «Доброе утро», ловите (воспитатель произносить приветствие и «сдувает его» с ладошки в сторону детей). А теперь и вы пожелайте всем «Доброе утро» (дети повторяют действия воспитателя, «сдувая» с ладошки приветствие в сторону друзей).
Введение в проблему
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Составь предложение». На нашем экране будут появляться картинки с разными животными, а мы постараемся придумывать о них интересные предложения. А чтобы было интересно, будем раздавать фишки: у кого интересное предложение, тому фишку зеленого цвета, а у кого очень интересное – красного. Кто хочет раздавать фишки? (выбирают ребенка и вручают ему коробочку с фишками).
На экране появляются картинки с дикими животными (лиса, медведь, волк, заяц и т. д.). Дети придумывают предложения по очереди, можно на картинку предложения от несколько детей, главное, чтобы высказались все. Ребенок с фишками оценивает высказывания, раздавая фишки соответствующего цвета.
Воспитатель: Молодцы, много предложений придумали. Давайте подведем итог, сколько вы выиграли фишек зеленого и красного цвета (дети считают свои фишки и озвучивают). Вот сколько много, похлопаем самым красноречивым.
Воспитатель: Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (о диких животных). Конечно, о диких животных. Давайте вспомним, каких животных называют дикими (ответы детей). Правильно, животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются дикими животными.
Формулирование проблемы
Воспитатель: Ребята, я вчера купила для вас книгу о диких животных, но когда несла ее в детский сад, налетел ветер и растрепал все странички, осталась в моих руках только обложка и несколько страничек (показывает). И что же нам делать?
Выслушивается предложения детей: склеить, нарисовать страничку, вырезать картинки и самим создать странички, написать про разных животных вместе с родителями и т. д.
Поэтапное решение проблемы
Воспитатель: Вот какой у нас план работы получился. А первые странички для книги уже есть – Соня с мамой подготовили сообщение о диких животных и записали его на листах бумаги. Сейчас мы Соню с мамой послушаем, а листочки с записями вставим в нашу книгу. (Соня с помощью мамы рассказывает о лисе, демонстрируя подготовительные картинки, затем картинки вставляют в книгу).
Воспитатель: Дети, теперь и наша с вами очередь помочь восстановить книгу. В наших игровых центрах приготовлены материалы для изготовления картинок для книги. Чтобы попасть в игровой центр, нужно выбрать соответствующую эмблему.
Эмблемы разложены на ковре, в центре круга. Каждая эмблема символично обозначает один из групповых центров активности. Данный прием позволяет детям делать собственный выбор, договариваться с другими детьми и, к тому же, ограничить количество детей в каждом из центров, равномерно распределив их по всему помещению группы. Дети разбирают эмблемы и проходят по центрам.
Самостоятельная деятельность детей в центрах
Центр литературы и книгоиздательства
Атрибуты: картинки травоядных животных (заяц, лось, мышь, хомяк, белка ит. д.) и хищных животных (лиса, волк, медведь и т. д.) или старые журналы с картинками для самостоятельного вырезывания, бумажные листы формата А4 (можно обозначить на листы картинкой- подсказкой, клей, кисти, операционная карта с заданием или последовательностью деятельности.
Задание: «Хищники или травоядные» - выбрать из предложенных картинок травоядных и хищных животных и наклеить их на листы бумаги (отдельно травоядных и хищных).
Дополнительные виды деятельности: если готовых картинок недостаточно, а ребенок работает быстро, можно животныхпредложить журналы с картинками для самостоятельного поиска ребенком соответствующих картинок и их вырезывания.
Данная деятельность знакомит и закрепляет знания ребенка о том, какие из животных питаются растениями, а какие живыми организмами. В помощь ребенку может быть предложена простейшая операционная карта, которая поможет самостоятельно организовать игровую деятельность. Педагог может помочь ребенку в случае затруднений.
Центр творчества
Атрибуты: листы бумаги с силуэтами животных (белка, заяц или лиса, нитки оранжевого цвета, белая вата, клей, кисти для клея, операционная карта с заданием или последовательностью деятельности.
Задание: с помощью ниток оранжевого цвета сделать аппликацию «Белка», с помощью ваты сделать аппликацию «Заяц». На смазанный клеем силуэт животного аккуратно наносятся нитки или вата.
Дополнительные виды деятельности: можно предложить сделать аппликацию «Медведь, «Волк» и др., подготовив в центре нитки или материалы соответствующих цветов. Силуэт медведя можно оформить и с помощью чая, кофе; волка – с помощью цветного песка серого света и т. д.
Данная деятельность развивает творческие способности детей, мелкую моторику, помогает запомнить части тела животного, наличие и цвет шерсти и т. д. В помощь ребенку может быть предложена простейшая операционная карта, которая поможет самостоятельно организовать игровую деятельность. Педагог может помочь ребенку в случае затруднений.
Центр «Природы и естествознания»
Атрибуты: картинки животных и их детенышей, картинки «пища для животных» (растения, ягоды, мелкие животные - еж, мышь, рыба, и т. д.) листы бумаги формата А4, клей, кисти, для клея, операционная карта с заданием или последовательностью деятельности.
Задание: детям предлагается с по мощью аппликации оформит странички «Детеныши диких животных» и «Кто чем питается». Дети сами должны подобрать соответствующие «парочки» и наклеить их на страничку.
Дополнительные виды деятельности: можно вместо готовых картинок предложить детям найти и вырезать их из журналов или из страничек с множеством картинок, можно предложить нарисовать и т. д.
Дети в процессе поиска и продуктивной деятельности получают и закрепляют знания о диких животных. В помощь ребенку предлагается простейшая операционная карта, которая ориентирует на самостоятельное действие. Педагог может помочб ребенку в случае затруднений.
Центр конструирования
Атрибуты: листы бумаги формата А4, картинки животных (белка, медведь, элементы для берлоги из бумаги (бумажные веточки, элементы деревьев ( для выбора: бумажные стволы березы, ели, осины; бумажные листочки березы, ели, осины, бумажная фигурка в форме дупла; клей, кисти для клея, операционная карта с заданием или последовательностью деятельности.
Задание: «Берлога для медведя» - детям предлагается на листе бумаги составить объемную аппликацию с помощью веточек из бумаги (берлога) и поместить туда фигурку медведя, закрепив все с помощью клея.
«Дупло для белки» - детям предлагается сделать аппликацию, выбрав из предложенных элементов (бумажные стволы и листья березы, ели, осины и т. д.) одно из деревьев и принадлежащую ему листья, разметить на деве дупло и фигурки белка.
Дополнительные виды деятельности: по изготовленным картинкам можно рассказать друзьям о том, как из чего медведь делает берлогу, зачем ему берлога, почему медведь спит зимой; на каких деревьях обычно белки обустраивают себе дупло и т. п. (взрослые могут дополнять рассказы детей).
Данная деятельность развивает аналитические и творческие способности детей, помогает делать осознанный выбор необходимых предметов, объясняя свои действия или спрашивая у взрослого. В помощь ребенку предлагается простейшая операционная карта, которая «подсказывает» алгоритм деятельности.
Центр математики и настольных игр
Атрибуты: листы бумаги с заданиями на выполнение простейших арифметических действий и задачек, например, вместо цифр нарисованы фигурки диких животных (пять медведей минус три медведя, шесть белок плюс одна белка и т. д., картинки – фигурки животных (таких же, как и на листе с заданиями, клей, кисти для клея, операционная карта с заданием или последовательностью деятельности.
Задание: «Состав и реши задачку» - детям предлагаются на выбор листы бумаги с заданиями, оформленными в виде аппликации или рисунка, так называемые задачки в картинках. Например: картинки пятерых медведей – знак «минус» - картинки трех медведей – знак «ровно» - знак «вопроса». Ребенок должен решить задачку, наклеив соответствующее число картинок медведей. Еще один пример: цифра «пять» - знак «плюс» - цифра «пять» - знак «ровно» - знак «вопроса» и фигурка белки. Ребенок должен подумать и предложить свое решение, как оформить ответ (наклеить или нарисовать шесть фигурок белок или иное). Вариантов «задачек в картинках» может быть множество.
Дополнительные виды деятельности: решая задачи, дети могут их проговаривать, придумывая различные сюжеты; дети могут полностью сами придумать задачки и после этого оформить их на листе бумаги (рисунок или аппликация).
Подобная деятельность позволяет сделать процесс знакомства с дикими животными не только интересным, но и в игровой форме закрепить математические навыки.
Презентация результатов деятельности
Под музыку дети собираются в круг, в центре группы, взяв с собой картинки – странички для книги о диких животных.
Воспитатель: Я вижу, как много страничек для нашей книги о диких животных вы оформили. Вам понравилось? Давайте расскажем и покажем друг другу наши замечательные странички.
Дети рассказывают о своей страничке, а затем с помощью воспитателя вставляют ее в книгу.
Воспитатель: (показывает книгу, заполненную новыми страничками). Вот какая у нас большая книга получилась, а главное, что мы с вами ее сделали.
После завершения обсуждения можно предложить детям продолжить игры, организованные в центрах, показать друг другу в свободном режиме кто и чем занимался, а по завершении навести порядок на рабочих местах