Галина Лифенко
Проект для старшей группы «Волшебный квадратик»
Вид проекта :
Групповой, творческий, игровой.
Сроки реализации:
Кратковременный: март,апрель2021.
Участники проекта :
дети, воспитатели, старшей группы, родители воспитанников.
Актуальность.
Публикация «Проект для старшей группы „Волшебный квадратик“» размещена в разделах
Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В. А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Оригами развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания, концентрацию внимания, стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции, совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности, способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Нас заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т. д.
Цель проекта :
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
2. Учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
3. Научить «читать» пооперационную карту;
4. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
5. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
6. создать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной и театрализованной деятельности;
7. Использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
8. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
В проекте выделены три этапа :
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. С детьми Создание детского центра активности «Оригами»
С родителями Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте»
2. С детьми Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами. Просмотр презентации мультимедиа «Оригами»
С родителями Помощь в организации центра активности детского творчества
3. С родителями Выпустить брошюру с пооперационными этапами складывания базовых форм.
4. С детьми Просмотр презентации на тему «Базовые формы оригами».
С родителями Оформление стенда в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
Далее работа с детьми
5. Чтение художественной литературы «Японский журавлик»
6. Диагностика детей старшей группы по конструктивной деятельности (по методике Щегловых О. и А.)
7. Знакомство со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т. д.)
Второй этап – основной.
1. С детьми Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
С родителями Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.
2. С детьми Знакомство с техникой изготовления оригами
3. С детьми Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги».
4. С детьми Подготовка поделок к настольным театрам «Три медведя», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Котенок по имени Гав»
Далее работа с детьми
5. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом», «треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
6. Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
7. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.
8. Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.
9. Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами: «У медведя во бору», «Два Мороза», «Воробушки и автомобиль», «Рыбак и рыбки».
10. Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами:
вертушки, самолеты, кораблики, лодки, пароходы с двумя трубами.
11. Для сюжетно-ролевых игр: кулечки, кошельки.
12. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, логоритмика, познание (мирознание)
13. Изготовление счетного материала для занятий по ФЭМП.
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
1. С детьми Интегрированные занятия: «Птицы»,
С родителями Выставка совместных работ с детьми «Мастера»
2. С детьми Диагностика результатов работы над проектом.
С родителями Выставка совместных работ родителей и детей из бросового материала «Природа – наш общий дом»
3. С детьми Праздник «Весна пришла» - организация выставки «Мои поделки по оригами».
4. С детьми Раздача дипломов о прохождении начального этапа обучения по технике «Оригами».
Ожидаемый результат
Предполагаемые результаты:
- уметь пользоваться пооперационной картой и применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
- знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;
- знать базовые формы, как основу поделки;
- знать геометрических понятия (угол, сторона, диагональ, середина, угол и т. д.);
- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному;
- знать математические отношения: цвет, форма, размер;
- точные движения пальцев;
- развитие связной речи;
- выразительность речи, речевое общение между детьми;
- уметь анализировать;
- аккуратно выполнять работу.