Анастасия Похлебухина
Проект для средней группы «Свистулька — детская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»
В. Г. Белинский
2022г.
Актуальность проекта :
В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению свистульки и использованию ее в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Публикация «Проект для средней группы „Свистулька — детская народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.
К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки. Из народных игрушек мы решили познакомить детей со свистулькой.
Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя со свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления о народных игрушках и познакомить со свистулькой.
Цель: развитие нравственно – патриотических чувств, в процессе
приобщения к народно – прикладному искусству.
Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
Обогащать словарный запас дошкольников.
Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи. Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Задачи: познакомить детей с народно - прикладным искусством, с народной игрушкой – свистулькой.
Образовательные: формировать эстетическое отношение к предметам
искусства, учить видеть их красоту.
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов,
эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения,
сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку. Обогащать словарный запас
детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к семейным
традициям и совместному труду взрослых и детей.
Участники:
дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет);
воспитатели группы;
родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (две недели)
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий
III Основные этапы проекта
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.
2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке. (Приложение №2)
3. Изготовление родителями птичек свистулек.
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек; «Что такое народная игрушка». (Приложение №1, №6)
2. Чтение сказок, стихов и потешек о свистульке. (Приложение №2, №4)
3. Рисование: «Птичка-свистулька» (Приложение №7)
4. Аппликация «Украшаем свистульку» (Приложение №5)
5. Лепка «Птичка-свистулька» (Приложение №8)
6. Конструирование «Домик для птички», «Уточка»
7. Презентация – «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки».
8. Дидактические игры: «Народные промыслы», «Собери роспись»
9. Пальчиковые игры «Дымковская барышня», «Матрёшки»
10. Русские народные, подвижные игры «Ручеек», «Золотые ворота»
11. Раскрашивание раскрасок «Народные игрушки»
12. Рассматривание иллюстраций, альбома о народных игрушках.
13. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей»
14. Консультация для родителей «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка» (Приложение №3)
15. Консультация для родителей «Народная игрушка – свистулька» (Буклеты для родителей)
3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Выставка детских работ «Птички невелички в гостях у ребят».
2. Создание мини-музея «Такие разные-свистульки».
3. Выставка птичек свистулек.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :
В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-свистульки.
У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.
Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми в виде изготовления глиняной свистульки.
Создание мини-музея «Такие разные свистульки».
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение «Птички-свистульки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами»
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта : Художественное творчество (разукрась свистульку, конструирование (построение домиков для птичек, лепка (украшаем птичку, театрализация, физкультурное развитие: утренняя гимнастика, подвижные игры.
3. Необходимые материалы: выставка игрушек свистулек; вырезанные трафареты птичек; ватные палочки; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»;
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - свистульки на эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1) Рассматривание и описание детьми свистулек.
2) Рассказ воспитателя о свистульках и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание свистулек)
3) Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - свистулькой.
4) Подвижные игры с участием свистульки.
Работа проходит в несколько этапов:
изучение представлений детей о свистульке (рисование)
ознакомление детей со свистулькой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)
консультация для родителей «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»
использование детьми свистульки в самостоятельно организованной деятельности детей
лепка свистулек из глины (совместная деятельность детей с родителями)
создание мини-музея «Свистульки»