Юлия Михайловна Воронина
Проект для детей второй младшей группы «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы зимой»
Возраст детей : 3-4 года
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Публикация «Проект для детей второй младшей группы „Птицы зимой“» размещена в разделах
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель: Формировать общие представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта :
Познакомить детей с зимующими птицами, и ролью человека в жизни зимующих птиц;
Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;
Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
Обогащать словарный запас детей;
Активизировать познавательную деятельность;
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму.
Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение, наблюдения, подвижные игры, прослушивание аудиозаписи.
Ожидаемые результаты:
1. У детей будут сформированы представления о птицах.
2. Повыситься познавательный интерес к птицам, появиться желание помогать птицам пережить зиму.
3. Расширяться коммуникативные и творческие способности детей.
2. План – график мероприятий.
1этап. Подготовительный.
*Подбор художественной литературы.
*Рассматривание иллюстраций по теме «Птицы».
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, подвижных игр.
Игровая мотивация
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Дети получают письмо от птиц. В нем птицы сообщают, что с приходом зимы им стало холодно и голодно и просят детей о помощи. Воспитатель предлагает детям больше узнать о птицах (образ жизни, питание, внешний вид, для того чтобы им помочь.
2 этап. Практический.
17 декабря
понедельник
Пальчиковая игра «Кормушка»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Беседа «Как помочь птицам?»
Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности.
П/игра «Собачка и воробьи»
Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
П/игра «Совушка».
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
Д/игра по развитию речи «Кто как голос подаёт»
Цель: пополнить активный словарь по теме «Зимующие птицы»
Разучивание А. Барто
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Цель: развивать речь, память детей.
Чтение А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать заботу о птицах. Подбор художественной литературы
18 декабря
вторник
Пальчиковая игра «Ворона»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Развивающая игра «Какая птица улетела?»
Цель: развивать память, внимание.
П/игра «Птички».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных
направлениях одновременно всей группой.
П/игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Пересыпалочка»
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
П/игра «Воробышки в гнездышках».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу
врассыпную, перешагивание через обруч, ориентироваться в пространстве,
использовать всю площадь зала.
Чтение З. Александрова «Новая столовая».
Цель: развивать интерес к художественной литературе, умение вести диалог с педагогом
Консультация для родителей «Зимующие птицы»
19 декабря
среда
Пальчиковая игра «Воробьи»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Дидактическая игра по экологии «Кто внимательный?»
Цель: Учить находить ошибки в высказываниях; находить закономерности; расширять знания по экологическому развитию. Развивать память, логическое мышление, внимание.
П/игра «Собачка и воробьи»
Цель: Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
«Большой – маленький».
Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Д/игра «Лото» (птицы)
Цель: закрепить название птиц, развивать внимание, память.
П/игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Чтение Н. Грибачева «Ну, морозы»
Цель: формировать интерес к стихам, воспитывать желание совершать добрые поступки. Акция «С каждого по зернышку»
20 декабря
четверг
Пальчиковая игра «Зимние птицы»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи
Д/игра «Угадай по описанию»
Цель: учить составлять небольшой описательный рассказ.
Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
П/игра «Птички».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных
направлениях одновременно всей группой.
С/ролевая игра «Больница для птиц».
Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые
действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их;
способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое,
внимательное отношение к заболевшему.
П/игра «Совушка».
Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить образовывать антонимы
Загадки о птицах
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
21 декабря
пятница
Пальчиковая игра «Зимние птицы».
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи
Малоподвижная игра «Кто спрятался?».
Цель: закрепить название птиц, развивать зрительную память.
Музыкальная игра Железновы «Мы насыплем птичкам крошки» Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать заботу о птичках.
Д/ игра «Что в мешочке»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Раскрашивание (птицы)
Цель: обобщить знания детей о птицах,
совершенствовать умение правильно держать карандаш.
С/ролевая игра «Пригласи синичку в гости»
Цель: Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
«Собери птицу»
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
К Мухаммади «Как птице перезимовать?»
Цель: познакомить с новым стихотворением, воспитывать желание помогать птицам.
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Изготовление кормушек.
Консультация для родителей «Зимующие птицы»
Акция «С каждого по зернышку»
Приложение № 1 Пальчиковые игры.
"Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Зимние птицы
Я зимой кормлю всех птиц :
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
(загибают и разгибают пальцы, перечесляя корм)
Пусть клюет его она.
(собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)
Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(четыре хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(четыре хлопка)
Приложение № 2
Подвижная игра «Собачка и воробьи».
Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи».
Скачет, скачет воробей (дети скачут).
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей (повторяют : «Чив! Чив! Чив!»)
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! (повторяют : «Чик-чирик!»)
Чик-чирик!
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла.
«Воробьи» разлетаются.
Подвижная игра «Совушка»
Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Подвижная игра «Птички».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных
направлениях одновременно всей группой.
Ход игры: Педагог объясняет, что дети будут изображать птичек, которые готовятся
к отлету в теплые края. По звуковому сигналу воспитателя все дети поднимают
руки (крылья в стороны и разбегаются (разлетаются) по всему залу. По сигналу:
«Птички отдыхают», дети останавливаются и приседают.
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга,
начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Ход игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель
изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на
дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками –
«крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в
свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в
«гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».
Подвижная игра «Воробышки в гнездышках».
Цель: упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу
врассыпную, перешагивание через обруч, ориентироваться в пространстве,
использовать всю площадь зала.
Ход игры: Дети – «воробышки» с помощью воспитателя распределяются на 3-4
группы и становятся внутри «гнезд» (обручей большого диаметра или кругов,
образованных из шнуров или веревок). По сигналу воспитателя: «Полетели!» -
«воробышки» вылетают из «гнезда», перешагивая через обруч и разбегаются по
всему залу. Присаживаются на корточки – «клюют зернышки». По сигналу:
«Птички, в гнезда!» - убегают в свои «гнезда».
Приложение №3 Сюжетно –ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Больница для птиц».
Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые
действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их;
способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое,
внимательное отношение к заболевшему.
Атрибуты: детский набор больница, вата, бинты, игрушки на каждого ребёнка,
халатики больничные
Ход игры:
-Дети кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это птичка. Сейчас я у него спрошу,
что случилось и вам расскажу.
-У птички ранена крылышко.
-Надо срочно что-то делать. Я придумала.
-Сейчас я надену белую шапочку и буду его лечить. Я - доктор.
-Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы
для уколов, бинт и т. д.
-Птичка, дай я посмотрю твою рану.
-Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя.
-В лёгких чисто, а вот рану нужно обработать зелёнкой, теперь помажем мазью и
забинтуем.
-Тебе, птичка, нужен покой, посиди тихо и не летай, нельзя. Когда рана заживёт
бинт снимем.
-Ребята, а посмотрите сколько пациентов сидят на стульчиках, у всех что то болит,
давайте им поможем?
Дети: -даваааааайте!
Дети осматривают игрушки, говорят, что у них болит, и лечат вместе с
воспитателем- врачом.
(Здравствуйте, что у вас болит?.)
- А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач, Кирилл, давай
теперь ты у нас будешь врачом.
(игра продолжается)
Приложение №4 Дидактические игры
«Кто как голос подает?»
Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать.
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей, я умею чирикать.
«Большой – маленький».
Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
«Скажи наоборот»
Цель: Учить образовывать антонимы.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий
«Что в мешочке?»
В один мешочек насыпано пшено, в другой – горох. Воспитатель предлагает детям
определить на ощупь, какое зерно насыпано в мешочек: горох или пшено
Приложение №5 Художественная литература.
Александр Яшин
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Зинаида Александрова
НОВАЯ СТОЛОВАЯ
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец.
Вот и песенке конец.
Стихотворение Н. Грибачева «Ну, морозы»
Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Как птице перезимовать?` К Мухаммади
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
Спасибо вам великое!`.