Юлия Михайловна Воронина
Проект для детей второй младшей группы «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посуда»
Возраст детей : 3-4 года
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Недостаточность знаний о предметном мире и его роли в жизни людей. Присутствует необходимость закрепить и углубить знания детей о посуде, материале из которого она изготовлена. Также актуально обратить внимание детей на различие в классификации посуды (чайная, столовая).
Публикация «Проект для детей второй младшей группы „Посуда“» размещена в разделах
Цель: обобщить и расширить знания детей о посуде через разные виды деятельности.
Задачи проекта :
Формировать у детей обобщенного понятия «посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер).
Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.
Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания.
Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту.
Развивать связную речь, учить описывать предметы посуды.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение
Ожидаемые результаты:
- дети знают и называют предметы быта (посуды)
- могут называть части предмета и назначение посуды
- повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Посуда».
- могут прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о посуде
(стихотворение, загадку, поговорку и т. д.)
- развитие познавательно исследовательских и творческих способностей детей.
2. План – график мероприятий.
1этап. Подготовительный.
*Подбор стихотворений, потешек, песен, русских народных сказок.
*Рассматривание иллюстраций по теме.
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических.
Игровая мотивация
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Приходит кукла Катя.
- Ребята, у меня в пятницу будет день рождения. Я хочу пригласить гостей, но не знаю как правильно сервировать стол. Помоги мне пожалуйста.
Воспитатель: Катя, ребята пока сами немного об этом знают, но за неделю многому научатся и помогут тебе.
2этап. Практический.
Дата Работа с детьми
12 ноября
понедельник
Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Беседа «Такая разная посуда»
Цель: Формировать представление детей о посуде, её назначении.
П/игра «Посуда»
Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.
Д/игра по развитию речи «Из чего - какой?»
Цель: развивать грамматический строй речи. Обогащать словарный запас.
Разучивание С. Буслова
Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!
Цель: Развивать память, воспитывать осторожное обращение с посудой.
Чтение Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении; закреплять знания детей о посуде.
13 ноября
вторник
Пальчиковая игра «Помощники»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Развивающая игра «Чего не стало?»
Цель: уточнить названия предметов посуды, научить образовывать родительный падеж, развивать зрительное внимание и память.
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Разноцветная посуда»
Цели игры: Учить детей различать, соотносить и называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Познакомить детей с обобщающим словом «посуда». Учить согласовывать прилагательные с существительными (красная чашка). Развивать слуховое и зрительное внимание.
Чтение К. Чуковский «Федорино горе».
Цель: закреплять знания детей о посуде : развивать умение вести диалог с педагогом.
14 ноября
среда
Пальчиковая игра «Помощник»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Музыкальная игра «Мы посудою звеним»
Цель: учить сочетать движения с текстом, вызвать положительные эмоции.
Д/игра «Моем посуду»
Цель: формировать знания о том, что из грязной посуды есть нельзя.
Чтение р. н. сказка «Лиса и журавль»
Цель: формировать интерес к сказкам, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
15 ноября
четверг
Пальчиковая игра «Помощник»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи
«Сосчитай-ка»
Цель: согласование существительных с числительными.
Рассматривание альбома «Загадки о посуде»
Цель: расширять знания детей о значимости посуды для человека; развивать речевую активность, активизировать словарь.
Психогимнастика «Красивая посуда»
Цель: снять псих. напряжение, вызвать положительные эмоции.
С/ролевая игра «Кормление куклы Кати»
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Цель: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Р. н. сказка «Три медведя»
Цель: развивать интерес к р. н. сказкам.
16 ноября
пятница
Пальчиковая игра «Помощники».
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Музыкальная игра
«Мишка ложечкой звенит»
Цель: учить подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Игра «Разрезные картинки» (посуда)
Цель: учить составлять целое из частей. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Раскрашивание «Посуда»
Цель: закрепить знания детей о посуде,
совершенствовать умение правильно держать карандаш.
Д/игра по развитию речи «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания детей о посуде; развивать внимание, сообразительность; активизировать словарь.
Сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати»
Д/игра «Сервируем стол»
Цель: Развивать способы ориентировки в пространстве с помощью наречий и предлогов (справа, слева, за, на); совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми; формировать у детей умение сервировать стол, применять столовую посуду по назначению.
Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха» Цель: познакомить с новой сказкой, воспитывать смелость.
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати»
Папка – раскладушка для родителей «Правила поведения за столом»
Приложение №1. Пальчиковые игры.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли : Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложк
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Выполнять имитирующие движения.
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Приложение №2.
Беседа «Такая разная посуда»
Цель: Формировать представление детей о посуде, её назначении.
Воспитатель:
Есть одна игра для вас
Я прочту стихи сейчас.
Я, начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец.
Кто подскажет – молодец.
Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля) –
Для нас она необходима,
ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая зовут ее … (тарелкою)
На кухне ей всегда почет,
она и жарит и печет.
Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды).
На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый (чайник)
Воспитатель : Молодцы!
— Как можно назвать все предметы которые мы отгадали? (Посуда)
-Какие еще предметы посуды вы знаете?
Ребята, назовите посуду, из которой пьют чай? Как назвать чашку, чайник, блюдце, сахарницу одним словом? (чайная)
А назовите посуду, из которой едят суп, кашу… (тарелка, ложка). Как называется эта посуда одним словом? (столовая) .
Назовите посуду, в которой готовят еду (кастрюля, сковородка, поварешка) Как называется эта посуда? (кухонная) .
— Ребята, мы еще раз вспомнили с вами и рассказали все что знаем о посуде и всё это можем рассказать Кате. Вы знаете какая бывает посуда, для чего нам она нужна, где живет. И конечно же мы с вами все знаем, что нам без посуды не обойтись. Посуду нужно беречь и мыть, чтобы не приключилась с нами беда,как с бабушкой Федорой из нашей знакомой сказки «Федорино горе».
Приложение №3. Подвижная игра «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник. Надули животик, одну руку
Очень важный, как начальник. на пояс, другую согнули - "носик»
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили ни пояс.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе
Только стукни — разобьются, круг.
Вот серебряные ложки. Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.
Он посуду нам принес.
Приложение №4. Дидактические игры.
«Из чего - какой?»
Цель: развивать грамматический строй речи. Обогащать словарный запас.
Рассказать детям, из каких материалов изготавливают посуду. Объяснить значение слов. Затем попросить детей закончить предложение по образцу.
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.
Если вилка из алюминия, она…
Если вилка из стекла, она …и т. д.
«Чего не стало?»
Цель: уточнить названия предметов посуды, научить образовывать родительный падеж, развивать зрительное внимание и память.
«Сосчитай-ка»
Цель: согласование существительных с числительными.
Взрослый выставляет в ряд перед ребё нком пять чашек и предлагает их посчитать: «Одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек».
Аналогично ребёнок считает ложки, вилки и т. д. Можно считать по одному и хором.
«Доскажи словечко»
Мне салат мама готовит
Из сырой морковки.
А морковку натирает
Мне на крупной… (терке)
Неудобно нам черпать
Из кастрюли ложкой.
Будем суп мы наливать
Большой… (поварешкой)
Чтобы нам сварить обед
Иль к примеру ужин
Нам конечно же нужна
Разная посуда.
По сигналу 1.2.3
Ты посуду назови.
Для наваристых борщей,
Плова, каши в ужин
Нам, конечно же нужна
Новая … (кастрюля)
Для яичницы, котлет,
Жарки во фритюре
Нам уже не подойдет
Мамина кастрюля.
Ведь для жарки нам всегда
Всем нужна … (сковорода)
Новый год идет уже.
Мама режет «Оливье»
И другой салатик
Мы кладем в … (салатник)
Чтобы вырасти красивым
Молоко необходимо.
Будем чаем с молоком
Наслаждаться вечерком.
Мы у мамы только спросим
И нальем его в… (молочник)
«Нам без соли не прожить!»-
Говорю я громко.
Надо в суп нам положить
Соли из (солонки)
Чтобы тесто раскатать
Ровно, гладко- гладко.
Нам понадобится вновь
Бабушкина… (скалка)
Приложение №5. Художественная литература.
Даниил Хармс "Иван Иваныч Самовар
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
«Дай-ка выпью, говорит,
Выпью чаю», говорит.
К самовару подошла,
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
«Я, конечно, говорит,
Выпью тоже», говорит.
Вот и дедушка пришел,
Очень старенький пришел,
В туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит:
«Выпить разве, говорит,
Чаю разве», говорит.
Вот и бабушка пришла,
Очень старая пришла,
Даже с палочкой пришла.
И подумав говорит:
«Что-ли, выпить, говорит,
Что-ли, чаю», говорит.
Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала —
Это внучка прибежала.
«Наливайте!— говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне послаще», говорит.
Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
С кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил,
Всех он позже приходил,
Неумытый приходил.
«Подавайте!— говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне побольше», говорит.
Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.
Приложение №6. Сюжетно – ролевые игры.
«Кормление куклы Кати»
Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.
Материал и оборудование: Кукла Катя, набор посуды в игровом уголке.
Ход игры: Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель показывает и рассказывает, какую посуду используют за обедом (глубокие тарелки для супа, мелкие для второго, ложки, вилки, чашки и т. д., показывает, как накрывают на стол, правила поведения за обедом, как пользоваться столовыми приборами. Предлагает детям накормить куклу обедом.
Приложение №7. Психогимнастика.
«Красивая посуда»
Цель: снять псих. напряжение, вызвать положительные эмоции.
Воспитатель: У Федоры было много красивой посуды, а давайте превратимся в неё…
«Раз, два, три – покружись и в посуду превратись».
Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животик)
Очень важный, как начальник! (одна рукой на поясе другой делаем «носик»)
Вот фарфоровые чашки: (приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки!
Вот фарфоровые блюдца: (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются!
Вот серебряные ложки: (вытягиваются, руки смыкают)
Голова на тонкой ножке, (над головой)
Вот пластмассовый поднос, (наклоняются вперёд, руки)
Он посуду нам принёс (вытягивают вперёд)
Воспитатель: Молодцы!
Приложение №8.
Итоговый продукт «Сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати»»
Задачи
• Формировать умение правильно отвечать на вопросы, заданные воспитателем, правильно называть определённые предметы посуды, названия продуктов, товаров;
• продолжать развивать диалогическую речь детей;
• воспитывать позитивное отношение к сверстникам, формировать навыки общения с партнё рами по игре: отзывчивость, доброжелательность, радость от общения;
• учить детей в ходе игры использовать элементарные правила культуры поведения;
Материалы и оборудование
Кукла Катя в нарядном платье; кухонная посуда для чаепития (чашки, блюдца, чайные ложки, заварочный чайник, сахарница, конфетница); нарядная скатерть; кухня (игровой модуль); специальная одежда для поварят; прихватки (для кухни);
Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте с ней поздороваемся! Здравствуй, Катя! Какая ты нарядная, в красивом платье, с причёской! У тебя, наверное, какой-то праздник? Вы догадались, какой у куклы праздник? Правильно, у Кати сегодня день рождения. Ребята, в день рождение принято накрывать стол и подавать праздничное угощение. Как вы думаете, какие обычно угощения подают гостям в день рождения?
Дети: Пирожное, печенье, конфеты, торты, сок.
Воспитатель: Чтобы Катиным гостям понравилось у нас, нам надо хорошо их встретить и напоить вкусным, ароматным чаем с пирожками. Кукла Катя их очень любит. А как вы думаете, чтобы стол был праздничным, что нужно еще сделать?
Дети: Постелить скатерть, поставить салфетницу, красивую посуду.
Воспитатель. Ребята, а какую посуду надо приготовить для чая?
Дети: Чайные ложки, чтобы класть сахар, тарелки для торта, блюдца, чашки для чая, сахарница для сахара, чайник для горячей воды, салфетки, чтобы вытирать рот после еды, конфетницу.
Воспитатель: Правильно, а как эта посуда называется?
Дети. Чайная.
Воспитатель: Ребята, подумайте, а где можно взять пирожки?
Дети. Пирожки можно испечь.
Воспитатель: А какие слова вы скажете гостям, когда пригласите их за стол?
Дети: Угощайтесь, пожалуйста, ешьте на здоровье.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кто будет накрывать на стол и готовить пирожки.
Девочки будут печь пирожки. Что нужно взять для пирожков? Кира неси миску с мукой. Месим тесто. С чем будем лепить пирожки?
Ответы детей :
• Я буду лепить пирожки с повидлом.
• А я буду лепить с яйцом и луком.
Воспитатель показывает, как лепить пирожок.
Воспитатель: Ой, а куда же мне положить пирожки?
Дети: На противень.
Воспитатель: Действительно, сюда можно пирожки положить! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне. Ребята, а теперь лепим пирожки и кладём их на противень. Как много пирожков получилось. А чтобы веселее было лепить пирожки, мы будем напевать песенку «Я пеку, пеку, пеку…»
Воспитатель: Молодцы! Не осталось ни одного свободного места. Надо в духовку пирожки поставить, пусть пекутся. Дима, включай плиту, а я поставлю пирожки в духовку.
Подготовка праздничного стола.
Воспитатель: Мы с Катей посмотрим, как ребята накрывают на стол. Семен, чем вы накрыли стол? Каким стал стол?
Дети: Стол стал нарядным, красивым, праздничным, уютным.
Воспитатель: Что будем делать дальше?
Дети. Ставить посуду на стол.
Воспитатель: Для чего нужна чашка? Для чего нужно блюдце? Для чего нужна чайная ложка? Дети, а в чём мы поставим, сахар, конфеты? В чём мы заварим чай?
и т. д.
Воспитатель: Теперь нам нужно включить чайник, чтобы накипятить воду для чая.
Воспитатель: Ой, а как там наши пирожки? Как вкусно пахнет, ароматно. Арина, посмотри, пирожки уже зарумянились?
Арина: Конечно, они готовы.
Воспитатель: Сейчас мы их вытащим из духовки. Осторожно, горячо! Что мы возьмём, чтобы не обжечься?
Дети: Прихватку.
Воспитатель берёт прихватку и достаёт «горячие» пирожки из духовки.
Воспитатель:
• Катя!
Вот тебе угощенье наше.
Пирожки от нас прими,
К чаю всех гостей зови.
Воспитатель: Ребята, вот у нас какие пирожки получились, кукле Кате очень нравятся. Давайте поставим противень на стол остывать. Кира и Семён переложат пирожки на поднос.
Нам нужно заварить чай. Насыпаем в маленький чайник заварку и кипятком заливаем («ш-ш-ш»). Теперь можно разливать по чашкам. Наливай, Аня, чай. Попробуйте, вкусно? Нет? Мы же забыли сахар! Где у нас, сахар? Кира положи в каждую чашку по две ложечки!
Воспитатель. Теперь можно звать Катиных гостей.
Чайник горячий. Помогите Кате налить чай и налейте гостям.
(Дети разливают чай и садятся за стол).
Воспитатель: Катя, ребята для тебя приготовили и поздравления. Давайте, ребята, поздравим Катю с днём рождения и пожелаем ей здоровья, счастья и всего самого хорошего. А наши поздравления мы соберём в волшебную корзинку! Ребята, мы говорили, что в день рождения принято дарить подарки. Давайте в подарок Кате поводим хоровод!
В середину круга сажают на стул куклу Катю и водят хоровод «Как на Катины именины» (Каравай).
Заключительная часть
Воспитатель: Вот чай попили, поздравление и подарки подарили, теперь гостям пора расходиться, а Кате отдыхать. Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить её на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей её моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребёнок. Это даёт возможность опосредованно руководить действиями детей.)
Воспитатель: Ребята, какой весёлый день рождения получился у Кати. Она благодарит нас за отличный праздник. Мы так весело провели с вами время. Но нам пора прощаться с куклой Катей, пусть она отдыхает.