Тамара Куркан
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: познавательно –исследовательский, групповой. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой. Участники: дети 5 – 6 лет, воспитатель, родители. Продолжительность: краткосрочный. Актуальность: проект направлен на удовлетворение детской любознательности, привитие навыков активности и самостоятельности мышления, расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, проведение экспериментальной работы по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода, на осознание значимости овощей для здорового образа жизни, правильного питания. Предмет исследования: культурные растения: овощи - лук, огурец, укроп, салат, горчица салатная, щавель, шпинат, фасоль, редис
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности в процессе выращивания культурных растений в комнатных условиях. Задачи: 1. Расширять знания детей о культурных растениях, об особенностях строения и условиях роста, познакомить с историей возделывания овощных культур: огурца, лука 2. Формировать у детей понятие о взаимосвязи природы и людей: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами. 3. Обобщать представления детей о необходимости света, влаги, тепла для роста растений 4. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, наблюдать изменения в развитии и росте растения.. 5. Обогащать опыт исследовательских действий, развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности 6. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. 7. Развивать навыки сотрудничества, положительное взаимоотношение детей со сверстниками и взрослыми, умение договариваться о распределении трудовых поручений, ответственно относиться к порученному заданию, бережно относиться к своему труду, к труду взрослых. 8 .Воспитывать любовь к родной природе, гордость за успехи сельских тружеников Белогорья, выращивающих стригуновский лук.
Гипотеза: В условиях группы возможно вырастить рассаду для огорода и культурные растения (овощи) на окне.
Проблемная ситуация. Недостаточные знания детей о овощных культурах, условиях и способах их выращивания, о пользе овощей для здоровья человека, отсутствует практический навык ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы: Принцип природосообразности. Необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст, строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями ребенка. Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы для проведения эксперимента: семена овощных культур, земля и горшочки для посадки, лейки, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат: Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно – исследовательской деятельности по выращиванию растений из семян. Развитие познавательных и творческих способностей, умений делать причинно – следственные заключения, отображать в рисунках результаты наблюдений. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, научатся подмечать красоту растительного мира. У детей будут сформировано трудолюбие и бережное отношение к живой природе.
Связь с другими видами деятельности: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы и методы реализации пректа: ООД по экологическому воспитанию, игры экологического содержания, чтение художественной литературы, беседы, обсуждение, игровые ситуации, лаборатория юного огородника, театрализованные представления. Опыты, выставки детских работ.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный - определение цели и задач проекта, сбор информации, создание условий для организации работы, организация ППРС, разработка конспектов по ООД, изготовление дидактических игр и пособий составление плана мероприятий по организации детской деятельности, приобщение родителей к реализации проектно – исследовательской деятельности - 1 неделя
Основной (этап реализации проекта) – проведение запланированных работ по реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, отражение результатов работы, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций, проведение игр экологической направленности, ООД, – 2 – 4 неделя.
Заключительный – подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 5 неделя.
Этапы реализации проекта: деятельность педагога, деятельность детей, взаимодействие с родителями.
Подготовительный этап. Деятельность педагога: обозначение актуальности и темы проекта; постановка цели и задач; составление плана работы над проектом: организация ППРС по теме проекта; разработка конспектов занятий и презентации по теме; изготовление дидактических игр и пособий, подбор материала по теме проекта, ознакомление родителей с темой проекта, с его целью и задачами, размещение консультации «Проектная деятельность дошкольников. Огород на окне». Деятельность детей: вхождение в проблему; принятие задач; объединение детей в рабочие группы; беседы по теме.
Основной этап познавательно – исследовательской деятельности. Деятельность педагога: направление и контроль за осуществлением проекта; проведение опытов и экспериментов на выявление потребности растений во влаге, тепле и свете; создание проблемных ситуаций подготовка заданий для самостоятельной работы; проведение игр экологического содержания; проведение экологических занятий; чтение литературы и словесное обсуждение и проигрывание ситуации.
Деятельность детей: формирование специальных знаний, умений и навыков для достижения цели; посадка и уход за растениями; проведение опытов и экспериментов; участие в дидактических играх; фиксация результатов исследований в форме рисунков; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; работа с дневником наблюдений, рассматривание иллюстраций по теме.
Реализация проекта.
Продуктивная деятельность. Рисование «Что мы любим», «Наш огород», «Что растет на грядке», «Овощи», «Разноцветная грядка»
Лепка: «Чудо овощи», «Есть у нас огород», «Что растет на грядке»
Конструирование «Теплица для овощей», «Грузовик», «Овощехранилище»
Познавательная деятельность:
ООД по ознакомлению с окружающим миром «Пришла весна-огород сажать пора», «Овощи на нашем столе»,
Беседы «Что такое огород и что на нем растет», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», Как мы ухаживаем за огородом», «Для чего растению семена?», «Овощи». Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Создание коллекции семян овощей, популярных в Белгородской области
Трудовая деятельность. Посадка семян. Полив и уход за растениями на огороде: рыхление почвы, прореживание.
Наблюдение. Экспериментальная деятельность. «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений», Рассматривание сухих и пророщенных семян через лупу, ежедневное наблюдение за всходами.
Опыты: «Земля-какая она? Цель: выявить свойства земли» «Семена разных растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян разных растений. «Уход человека за растением» Цель: выявить, в каком уходе нуждается растение
Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чиполино», разучивание пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами, отгадывание загадок.
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Четвертый лишний, «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Собери картинки», «Что где растет?»
Подвижные игры: «Собери все овощи», «Собери все фрукты», «Садовник», «Картошка»
Работа с родителями: консультации «Огород на окне», «Воспитываем любовь к природе», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты на вашем столе»
3 этап. Заключительный этап познавательно – исследовательской деятельности.
Цель: подвести итоги работы. Оформление лэпбука «Огород на окне». Создание картотеки наблюдений. Создание картотеки опытов и экспериментов. Презентация пректа