Наталья Асанова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория удивительных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Лаборатория удивительных наук»
Тип проекта :
Познавательно-исследовательский.
Участники:
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Лаборатория удивительных наук“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Дети 5-6лет, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, логопед.
Продолжительность:
Долгосрочный январь – декабрь 2021г.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
• Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
• Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
• Привлечение родителей к совместной деятельности;
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта :
1. Формы образовательной работы с детьми:
опыты, эксперименты
дидактические игры
подвижные игры
беседы
просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
Консультация
Буклеты
3. Формы работы с педагогами:
Мастер класс
Предполагаемый результат:
Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
Пополнять предметно – развивающую среду;
Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Этапы проведения проекта
1. Организационно – диагностический:
Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.
Разработка перспективного планирования с детьми, педагогами и родителями.
Организация предметно – развивающей среды Январь 2021г
2. Практический
Реализация перспективного плана работы с детьми, педагогами и родителями
Февраль – Ноябрь 2021г
3. Заключительный
Презентация проекта на педагогическом совете Декабрь 2021г
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2021г
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап
1. Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.
2. Подбор картотеки экспериментов.
3. Познакомить родителей с целями и задачами проекта.
4. Участие в анкетировании родителей по теме проекта.
5. Ознакомление с информацией по теме проекта в консультативном уголке для родителей. Январь 2021 года Воспитатели группы
II.
Практический этап
1. Организация проведения опытов: «Сода как индикатор для кислоты» «Почему нельзя нагревать минеральную воду?»
Формировать представления детей, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ. Февраль 2021г Воспитатели группы
Лаборатория «Нолика» Март 2021г Логопед
Лаборатория «Домисолька» Апрель2021г Муз. рук
Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».Май 2021г Родители
Организация проведения опыта «Добываем углекислый газ?», «Где в газировке прячется кислота?», «У цветов тоже есть газ».
Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение. Сентябрь2021г Воспитатели
Буклеты для родителей на тему:
«Помощь в проведении опытов и экспериментов в домашних условиях» Октябрь 2021 Родители
Лаборатория «Нолика» Ноябрь2021г Логопед
III.Заключительный этап
Создание презентации «Лаборатория удивительных наук».
Организация просмотра презентации детьми совместно с родителями на тему «Лаборатория удивительных наук». Декабрь 2021г
Вывод:
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о физических свойствах окружающего мира, познакомились с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость., вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; научились целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Тем самым, дети, реализуя данный проект, сформировали познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать изучаемую картину в творческой деятельности и т. д.
У дошкольников сформировались представления о том, какими химическими свойствами могут обладать жидкие вещества и твердые предметы, с помощью воспитателя и родителей. Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.
Список используемой литературы:
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначалэкологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997.
РыжоваН. А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.