Компанейцева Ирина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Донская сторона — Дон батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Донская сторона – Дон батюшка».
Участники проекта : муз. руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, родители, воспитанники старшей и подготовительной к школе группы.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий, краткосрочный.
(март-май 2024г.)
Характеристика проекта :
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Донская сторона — Дон батюшка“» размещена в разделах
Актуальность темы: исторически культурное наследие нашего донского края неотрывно связано с великой рекой Дон. Формирование исторической и экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической практике.
Цель проекта : расширение знаний у детей о реке Дон, как экологическом, культурном и историческом наследии малой родины через взаимодействие с родителями воспитанников и сотрудничество с учреждениями социума
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к изучению реки Дон, познакомить с историей, легендами, сказками;
2. Воспитывать осознанно-бережное отношение к природным ресурсам;
3. Привлекать семьи воспитанников к сотрудничеству в вопросах экологического и культурного воспитания дошкольников.
4. Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности и интерес к театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
Дети: знают, что река Дон является частью исторически культурного наследия нашего донского края; овладевают знаниями о флоре и фауне донских степей; пытаются контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда природе. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, развиваются творческие способности в любой области, что способствует развитию интегративных качеств личности.
Родители: активные участники проекта, ориентированные на развитие у ребёнка потребности к познанию, через совместную исследовательскую и творческую, проектную деятельность.
Содержание проекта :
1. Подготовительный этап.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. - Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Анкетирование родителей и детей.
- Сбор информации перед реализацией проекта.
1. Определение содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Подготовка информационного материала.
3. Проведение вводной беседы с детьми на тему «Что я знаю о реке Дон?»
4. Подготовка консультаций и стендовой информации для родителей.
2. Анализ литературы по данной теме. Список используемой литературы
3 Подбор аудиотеки, настольно-дидактически игр,
тематических иллюстраций Фото презентации «Водные просторы нашего края», «Животные Донских степей», «Звуки воды» подборка звучания ручья, реки, моря, дождя; подборка песен донских казаков для слушания. Картотека опытов с водой.
Подбор художественных произведений, пословиц, народных песен, адаптированных сказок. Составление картотек.
4 Составление плана работы. Составлен план
5 Написание проекта. Разработано содержание проекта
2. Основной.
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1 Реализация содержания всех мероприятий согласно плану работы в совместной образовательной деятельности с воспитанниками и взаимодействием воспитателя и родителей.
2 Организация форм работы с родителями согласно плану.
Заключительный:
№ Содержание деятельности Предполагаемый результат
1. -Организация выставки детских фото - презентаций и рисунков «Воскресный отдых у воды», «Бережем воду!», «Прогулка по Дону».
-Изготовление природосберегающих знаков.
-Создание картотеки опытов и экспериментов с водой. - Трансляция результатов проектирования родителям.
-Установить контакт между детьми и родителями, между семьей и образовательным учреждением.
Приложение 1
План работы
№ Содержание работы. Цель.
1. Познавательное развитие.
-НОД «Круговорот воды в природе. Свойства воды».
-НОД экскурсия-сказка «Дон - батюшка».
- НОД «Ой, ты Дон широкий!»
- НОД «Жители реки».
Коммуникативная деятельность:
-Беседы «Кому нужна вода» «Чистая вода – богатство страны», «Поскорее кран закрой –осторожней будь с водой».
-Рассказы «Река Дон - ворота пяти морей», «Виды водоемов», «Интересные факты о воде», «Цимлянское водохранилище».
ПИД:
Опыты:
-«Вода – универсальный растворитель», «Потребность растений в воде», «Круговорот воды в природе», «У воды нет запаха, вкуса, формы», «Агрегатные состояния воды».
-Просмотр фото - презентаций «Дон батюшка», «Водные просторы Донского края», «Водный транспорт». Познакомить детей со свойствами воды.
Познакомить детей с главной рекой казаков - Доном, легендой о нем; знакомить с водными обитателями; донести, что река – это богатство донского края.
Расширять знания детей о значении реки в жизни людей, растений, животных. Воспитывать чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине
Создать условия для развития у детей экологических представлений посредством
познавательной деятельности.
2. Художественно-эстетическое развитие.
НОД «Прогулка по Дону» сюжетное рисование.
«Бережем воду!» рисование природоохранных знаков.
НОД «Рыбы Дона» тестопластика.
НОД «Корабли и пароходы» конструирование из бросового материала.
НОД «Кудрявый пеликан». Аппликация из природного материала.
Раскрашивание раскрасок «Фауна донских степей».
Музыкальная деятельность:
Слушание казачьих народных песен в исполнении ансамбля «Забава». «Любо мне, когда Дон разливается», «Как за Доном, за рекой».
Просмотр танцевальных казачьих номеров из репертуара фольклорного кружка «Казачата из детсада». Закреплять умение детей применять знакомые приемы в художественном творчестве при воплощении идейного замысла по теме проекта.
Знакомить с народными песнями, танцами, обрядовыми традициями.
3. Речевое развитие.
- Знакомство с казачьим фольклором (пословицами, поговорками)
- Рассказы и сказки:
- народные сказки «Аннушка и ее коровушка», «Как казак счастье искал»
-«Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
«Королева – вода» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам; - Стихотворения:
«Что может быть в прозрачной капельке воды?»,
-«Берегите воду» С. Олегова;
- Загадки, половицы и поговорки о воде. Знакомить с народным фольклором.
Развивать познавательный интерес средствами художественной литературы.
4. Игровая деятельность.
П/ и: «Ручеек», «Караси и щука», «Ходит капелька по кругу», «Лягушки и цапля».
Д/и «Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода», «Расшифруй названия рыб»,
-«Пищевые цепочки»,
- «Кому нужна вода» (1 вариант с карточками профессий, 2 вариант – животный и растительный мир,
- «Хорошо – плохо».
Игры-драматизации «Сказки Тихого Дона»
Игры LearningApps.org
Знакомить с казачьими подвижными играми.
Закреплять знание животных и рыб Дона.
Знакомить с взаимозависимостью в природе.
Формировать основы экологической культуры.
Знакомить с народным фольклором.
5. Работа с родителями.
Подготовка фотопрезентаций и рисунков по темам «Воскресный отдых у воды», «Бережем природу!».
«С ребенком на природу» консультация,
«Как можно экономить воду». Памятка.
Разучивание с детьми пословиц и поговорок по теме проекта.
Показ для родителей театральных постановок с участием дошкольников «Аннушка и ее коровушка», «Как казак счастье искал»
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Сбор информации и просвещение родителей.
6. Взаимодействие с социумом
Участие во флеш-мобе «Тихий Дон, наш батюшка!»
Участие в акциях «День Воды!», «День Земли!», «День Леса!»
Творческие встречи в формате «Педагоги-Дети-Родители» на базе учреждений ближайшего социума (МБУК ДО ДДТ, МБУК ДО Библиотека мкр Донской, МБУК ДО ДК мкр. Донской)
Привлечение внимания к сохранению уникальной экологической системы бассейна реки Дон, к культурному наследию, ценностям и традициям народов, проживающих на берегах реки Дон
Активное взаимодействие с профессиональными театрами по реализации регионального компонента
Результаты:
• У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов, о важности сохранения хрупкого мира природы своей малой родины.
• Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
• У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (дети стали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно следственные связи, делать оценку влиянию и деятельности человека на природу).
• У детей развилась способность понимать ценность народных традиций, фольклора, неотрывно связанных с рекой Дон.
• Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании детей, увеличился интерес к сотрудничеству с детским садом в реализации регионального компонента.