Лариса Сеначёва
Проект для детей подготовительной к школе группы «Марийцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: Развитие культурных связей между представителями марийского народа.
Вид проекта : познавательный, социально – значимый, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники, родители.
Виды детской деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- восприятие художественной литературы,
- изобразительная,
- познавательно – исследовательская,
- двигательная.
Гипотеза:
Публикация «Проект для детей подготовительной к школе группы „Марийцы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2024
Если я дам детям более полное представление об обычаях и традициях марийцев, расскажу о жизни и быте этого народа, его ценностях, тем самым разовью интерес к культуре марийского народа, чувство гордости за марийцев.
Актуальность проекта :
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, краю играет огромную роль в становлении личности ребенка. Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. Каждый народ в нашей стране уникален своим колоритом и неповторимостью быта, культуры, традиций и обычаев. Родная культура даёт человеку естественным образом раскрыть себя, почувствовать те скрытые силы, которые невозможно получить в повседневной жизни современному человеку. Сохранение и развитие национальных культур, языков, народных традиций и обычаев – актуальная тема для разговора в современном мире.
В настоящее время воспитание патриотизма, любви к родному краю – достаточно трудная задача, решение которой требует от педагога большого терпения и такта, т. к. в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и главными. Для того, чтобы организовать процесс патриотического воспитания, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность.
Цель: Воспитание интереса и любви к жизни, быту, культуре, обычаям и традициям марийского народа.
Задачи проекта :
для детей :
Образовательные:
- формировать представления о народности марийцы;
- вызвать интерес изучать быт, культуру, обычаи и традиции марийцев;
- раскрыть уникальность марийского народа.
Развивающие:
- развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта;
- развивать умение наблюдать, запоминать, анализировать, сравнивать и выделять характерные признаки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к марийскому народу, их жизни, быту, культуре, обычаям и традициям.
для педагогов:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для просвещения детей в вопросах знакомства с культурой, обычаями и традициями марийцев.
для родителей:
- дать представление о важности изучения быта, культуры, обычаев и традиций своего народа;
- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми;
- обогащать воспитательные умения родителей, помочь приобрести уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы и формы работы с детьми:
- беседы на тему о жизни, быте, культуре, обычаях и традициях марийцев;
- экскурсия в музей марийской культуры;
- рассматривание альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по теме проекта;
- дидактические игры по теме;
- речевые игры по теме;
- подвижные народные марийские игры;
- выставки детского творчества;
- чтение художественной литературы;
- создание мини музея;
- развлечения, досуги по теме.
Формы работы с родителями воспитанников:
- оформление папок-передвижек по теме;
- оформление консультация для родителей;
- участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение центра нравственно-патриотического воспитания по теме «Марийцы»;
- выставки совместного творчества детей и родителей;
- оказание помощи в организации экскурсий, досугов и развлечений;
- оказание помощи в создании мини музея;
- беседы с родителями по теме.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей :
- расширены знания детей о жизни, быте, культуре, обычаях и традициях марийского народа;
- сформировано уважительное отношение к людям данной национальности;
- заинтересованность детей к народности марийцы;
- обогащён словарь детей по теме.
Для педагогов:
- повышен профессиональный уровень педагогов в данном вопросе;
- установлены партнерские отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- обогащён уголок нравственно-патриотического воспитания группы.
Для родителей:
- становятся активными участниками проекта;
- повышен интерес родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Продукт проектной деятельности :
- использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в различных жизненных ситуациях;
- обновление и обогащение группы методическими материалами, художественной литературой по теме;
- создание мини музея.
Этапы осуществления проекта.
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы,
- подбор консультаций для родителей,
- изготовление папки-передвижки для родителей,
- подбор марийских национальных игр;
- разработка дидактических игр, бесед, сценариев досугов и развлечений.
II этап - основной
Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами;
- оформление отчёта по проекту в виде презентации.
План мероприятий по реализации проекта
№ Мероприятие Сроки проведения
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение методической литературы по теме проекта.
2. Подбор художественной литературы по теме.
3. Разработка бесед:
4. Первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности.
5. Обогащение РППС группы : создание и пополнение центра нравственно-патриотического воспитания по теме «Марийцы».
6. Организация экскурсии в музей города.
7. Создание мини музея «Жизнь марийцев»
II этап ОСНОВНОЙ
Работа с детьми
1. Беседа на тему: «Люби и знай Марийский край»
2. Дидактическая игра «Сложи марийский орнамент из геометрических фигур»
3. Рисование «Марийский национальный женский костюм»
4. Чтение марийских народных сказок.
5. Знакомство с марийскими народными играми.
6. Беседа на тему «Как жил марийский народ в давние времена?»
7. Речевая игра «Скажи по-марийски»
8. Лепка «Глубокая тарелка с марийским узором»
9. Развлечение «В гости к марийцам»
10. Беседа «Процветай, мой край родной!»
11. Рисование «Марийский национальный мужской костюм»
12. Дидактическая игра «Собери картинку с изображением национального марийского блюда»
13. Чтение произведений марийских писателей.
14. Досуг «Процветай, мой край марийский»
Работа с родителями
1. Участие в физкультурном досуге «Мы – марийцы, сильные и ловкие»
2. Помощь в подборе материала для оформления альбома по теме.
3. Помощь в организации уголка нравственно-патриотического воспитания по теме «Марийцы».
4. Беседа «Путешествие в прошлое марийского народа»
5. Помощь в организации экскурсии в музей.
6. Участие в развлечении «В гости к марийцам»
7. Консультация для родителей «Важность приобщения детей к культуре и обычаям своего народа»
8. Родительское собрание «Марийские посиделки»
9. Папка передвижка «Культура марийского народа»
10. Помощь в организации досуга «Процветай, мой край марийский»
Работа с педагогами
1. Консультации по организации мероприятий проекта
2. Сбор методического материала по теме проекта
3. Участие в акции: «Экспонаты для мини музея»
4. Помощь в организации досугов и развлечений по теме
5. Участие в создании мини музея «Жизнь марийцев»
Оформление в ДОУ
1. Оформление стенда «Мы – марийцы и этим гордимся!» в ДОУ
2. Организация уголков нравственно – патриотического воспитания по теме «Марийцы» во всех группах ДОУ.
Список литературы по проекту
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. /
2. Кудряшов М. И. «Знаешь ли ты родной край?» – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,1992.-64 с. : ил.
3. Лаптева, Р. В. Ознакомление дошкольников с марийским орнаментом / Р. В. Лаптева. – Йошкар-Ола: ООО «Повер», 2003.
4. Молотова, Т. А. Марийский народный костюм / Т. А. Молотова. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992.
5. Марийские национальные блюда.
6. Марийские народные сказки.
7. Соловьева, Г. И. Орнамент марийской вышивки / Г. И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.
8. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007. – 112с.
9. Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста».- Йошкар-Ола,1994г.
Интернет ресурсы:
1. Марийский орнамент https://addnt.ru/znakomimsya-s-marijjskim-ornamentom
2. Марийский национальный костюм https://visit-mariel.ru/interests/traditions/natsionalnyy-kostyum/
3. Марийский национальный костюм https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/marijskie/
5. Марийские народные игры https://nekrasov.izh-cbs.ru/sites/default/files/tradition-pdf/mariiskie_igri.pdf
6. Обычаи марийского народа https://chemodan-tour.ru/excursions-yoshkar-ola/obryady-i-obychai-naroda-mari/