Алёна Александровна Хабиева
Проект для детей подготовительной к школе группе «Живут в России разные народы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Разработчик проекта:
Хабиева Алёна Александровна -
воспитатель МАДОУ д/с «Малышок»
г. Советский, 2019год
1. Информационная карта проекта
АннотацияВ подготовительной к школе группе «Солнышко» воспитываются дети разных национальностей. В группе их пять: русские, татары, манси, таджики и калмыки. Для того, чтобы дети узнали друг о друге, имели представления о своем народе, культуре, быте, традициях, чтобы жили в дружбе и радости общения между собой разработали и реализовали проект «Живут в России разные народы», который включает 5 блоков по национальностям. Данный проект может быть рекомендован для педагогов дошкольных образовательных организаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Публикация «Проект для детей подготовительной к школе группе „Живут в России разные народы“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• принцип интеграции образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
• принцип дифференцированного подхода;
• принципа преемственности;
• принцип гуманизации.
Введение
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья!
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь, что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки)
Концептуальные подходы, обоснование социальной значимости, актуальности проекта
Концептуальные подходы к реализации проекта
Личностно-деятельностный подход – взаимоотношения педагогов, родителей и детей строятся с учетом принципов сотрудничества, взаимного уважения друг к другу.
Системный подход – наличие системы педагогического воздействия на старшего дошкольника в единстве информационно-познавательного и мотивационно-поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих созданию в детском коллективе атмосферы, стимулирующих развитие таких качеств личности, как милосердие, гуманность.
Обоснование социальной значимости
На воспитание нравственности дошкольников влияет применение новых форм воспитательной работы, укрепление межкультурных и межэтнических отношений. Данный проект предполагает пропаганду патриотического воспитания старших дошкольников, путём его реализации, в ходе которого происходит вовлечение воспитанников в различные мероприятия по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию. Одними из главных показателей социальной значимости данных мероприятий и всего проекта является выстраивание системной работы с детьми, а также работа с социальными партнерами.
Практическая значимость
Данный проект может быть реализован педагогами образовательных организаций с детьми старшего дошкольного возраста, младшего и среднего школьного возраста.
Актуальность проекта:
Любовь к Родине начинается с изучения культуры и сознания своей малой группы. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, черезличный пример, взгляды суждения педагогов и родителей воспитанников, активную жизненную позицию, которые являются самыми сильнодействующими факторами воспитания.
Подготовительную к школе группу «Солнышко» посещают дети разных национальностей: русские, татары, калмыки, манси, таджики. Чтобы понять людей, живущих рядом, необходимо знать их культуру, традиции, быт.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России, орнаментами. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Живут в России разные народы». Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, общественных организаций.
Перспективность:
• обогатить знания детей о народах России. В дальнейшем дети будут узнавать о народах, населяющих нашу страну.
• Объединить в единое информационное пространство всех субъектов образовательного процесса (воспитателей, детей, родителей).
• Сотрудничество с организациями г. Советский.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель и социальные партнеры:
- МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района»;
- МБУК «Музей истории и ремёсел Советского района»;
Цель проекта: воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с разными национальностями.
Задачи:
• Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
• Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках разных народов России.
• Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности.
• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
• Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Новизна:обновление содержания деятельности дошкольной образовательной организации, семьи и социальных партнеров в соответствии с условиями современной социокультурной средой маленького города.
Этапы и сроки реализации
1 этап. Организационный
Разработка планов работы в течении сентября Воспитатели,педагоги,
Организация взаимодействия с социальными партнерами (музей, библиотека, специалисты учреждений) в течении сентября Воспитатели, специалисты учреждений
2 этап. Продуктивный
Работа в соответствии с планом Октябрь-апрель Воспитатели, педагоги, специалисты учреждений
Реализация работы с родителями по проекту Октябрь-апрель воспитатели
Организация образовательного этнокультурного пространства в МАДОУ (выставка предметов быта татарских, русских, таджикских, калмыцких народов и народов Севера) Октябрь-март Воспитатели,педагоги, специалисты учреждений, родители
3 этап. Итоговый
Проведение итогового мероприятия в течении мая Воспитатели,педагоги, родители
Составление отчета по результатам проекта в течении мая Воспитатели, педагоги
Место реализации проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» г. Советский».
Описание содержания проекта
Формы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Рассматривание иллюстраций, фотографий (территориальная принадлежность, работа с картой);
• Просмотр видеороликов;
• Экскурсии в центральную детскую библиотеку;
• Встречи с интересными людьми:
- клуб родителей воспитанников на тему «Народы России»;
- концерты учащихся Детской школы искусств;
- реализация программы «Жар-птица» с сотрудником детской библиотеки.
• Спортивные развлечения «Игры народов России»;
• Творческие работы семей по теме: «Народы России»(рисунки, книжки-раскладушки);
• Выставка продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации);
• Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок о народах России;
• Создание альбома «Энциклопедические данные о народах России»;
• Создание картотеки «Игры народов России»;
• Создание альбома «Сказки народов России»(картотека, медиотека);
• Создание альбома с иллюстративным материалом;
• Создание мини-музея «Куклы в национальном костюме».
План – график мероприятий проекта «Живут в России разные народы»
№ п/п Мероприятия Результат (Продукт) Форма Сроки Ответственные
1 Знакомство с национальной культурой, ребят посещающих группу (татары, манси, русские таджики, калмыки) Альбом «Путешествие в страну дружбы» (костюмы народов России) Электронная презентация I неделя сентября Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
2 Оформление уголка детской книги «Сказки Жар Птицы» (выставляются сказки всех национальностей) Книжная выставка, Библиотечный пункт II неделя сентября Сотрудники библиотеки. Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
I блок: «Знакомство с татарской культурой»
3 Оформление уголка национального татарского фольклора Выставка, мини-музей I неделя октября
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
4 «Кто такие татары» Знакомство с обычаями, традициями
Просмотр мультфильма
Знакомство с играми Картотека игр, сборник мультфильмов на диске Электронная презентация I неделя октября
Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
5 Рассматривание иллюстраций, фотографий (территориальная принадлежность, работа с картой, быт, видеоролик Альбом «Татарстан» Электронная презентация, рассматривание карты России, альбомов II неделя октября
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
6 «По ту сторону сказки», знакомство со сказочными персонажами татарских сказок
Просмотр мультфильма
Знакомство с играми Картотека игр, сборник мультфильмов на диске Познавательный рассказ II неделя октября
Сотрудники библиотеки. Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
7 Знакомство с татарским орнаментом
Просмотр мультфильма
Изготовление закладок для книг. Знакомство с играми Выставка детского творчества Электронная презентация
Мастер класс III неделя октября
Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
8 Знакомство с татарским костюмом. Изготовление колфака
Просмотр мультфильма
Знакомство с играми Картотека игр, сборник мультфильмов на диске Электронная презентация
Мастер класс IV неделя октября
Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
9 Встречи с интересными людьми - родители воспитанников «Народы России - татары» Фотоотчет Познавательный рассказ I неделя ноября
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
10 Ежедневное чтение татарских сказок, с последующей иллюстрацией сказок или понравившихся героев Альбом «Творчество детей» Чтение художественной литературы, Прослушивание аудиозаписей
Беседы по прочитанному октябрь -
ноябрь Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
11 Экскурсия в центральную детскую библиотеку Фото отчет Знакомство со сказкой (кукольный театр) II неделя ноября Воспитатели д/с, Сотрудники детской библиотеки
12 Знакомство с народными музыкальными инструментами, песнями Концерт III неделя ноября Воспитатели д/с, сотрудники музыкальной школы
13 Литературная викторина по сказкам татарского народа Фото отчет Викторина IV неделя ноября Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
14 Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России. Картотека Сентябрь - апрель Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
15 Создание мини-музея «Кукла в национальном костюме» Мини-музей, Фото отчет Выставка. Оформление и пополнение Сентябрь - апрель Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
II блок: «Знакомство с культурой народов Севера»
16 Оформление национального уголка, пополнение мини-музея Выставка I неделя декабря Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
17 «История северного народа»
Знакомство с обычаями, традициями Электронная презентация I неделя декабря Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
18 «Сказки бабушки Аннэ», знакомство со сказочными персонажами мансийских сказок. Чтение сказки Электронная презентация
Громкие чтения II неделя декабря Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
19 Знакомство с мансийским орнаментом
Изготовление закладок для книг
Знакомство с играми Выставка детского творчества Электронная презентация
Мастер класс II неделя декабря Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
20 Встречи с интересными людьми - родители воспитанников «Народы России - манси» Фотоотчет Познавательный рассказ III неделя декабря Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
21 Знакомство с мансийским костюмом
Изготовление куклы-мотанки
Просмотр мультфильма Сборник мультфильмов на диске Виртуальная выставка
Мастер класс III неделя декабря Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
22 Экскурсия в «Музей истории и ремесел» Фотоотчет Познавательный рассказ
Мастер класс по изготовлению браслета из шнурка III неделя декабря Сотрудники музея, Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
23 Ежедневное чтение мансийских сказок, с последующей иллюстрацией сказок понравившихся героев Альбом «Творчество детей» Чтение, Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов писателей декабрь Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
24 Инсценировка мансийской сказки Фотоотчет театрализованная деятельность IV неделя декабря Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
25 Литературная викторина по мансийским народам Конспект викторины викторина IV неделя декабря Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
26 Игры народов Севера Фотоотчет Подвижные игры, игры малой подвижности I -IV недели декабря Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
III блок: «Знакомство с русской культурой»
27 Оформление национального уголка, пополнение мини-музея Мини-музей, Фотоотчет Выставка II неделя января
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
28 «Правнуки Сварога» Знакомство с обычаями, традициями, играми Фотоотчет Электронная презентация III неделя января
Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
29 «Книги не говорят, а правду сказывают», что такое устное народное творчество
Просмотр мультфильмов, разгадывание ребусов Сборник мультфильмов на диске Беседа
Электронная презентация
IV неделя января
Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
30 Знакомство с русским орнаментом и костюмом
Изготовление закладок для книг
Знакомство с играми Выставка детского творчества Изготовление коллажа «Русские костюмы» Электронная презентация
Мастер класс I неделя
февраля Сотрудники библиотеки, Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
31 Изготовление кукол для кукольного театра, постановка кукольного спектакля
Прослушивание сказки Фотоотчет Мастер класс
Громкие чтения, рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций III неделя
февраля Сотрудники библиотеки
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
32 Разучивание русских народных песен Пение. Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов Январь - февраль
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко», музыкальный руководитель
33 Ежедневное чтение русских сказок, с последующей иллюстрацией сказок понравившихся героев Альбом «Творчество детей» Слушание музыкальных сказок, рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций январь
февраль Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
34 Литературная викторина по сказкам татарского народа викторина IV неделя февраля Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
IV блок: «Знакомство с таджикской культурой»
35 Оформление национального уголка, пополнение мини-музея Фотоотчет Выставка I неделя марта Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
36 «Путешествие в Азию» Знакомство с обычаями, традициями, национальной одеждой Электронная презентация I неделя марта Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
37 Знакомство с таджикским орнаментом
Изготовление таджикского блюда Фотоотчет Электронная презентация
Мастер класс II неделя марта Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
38 Встречи с интересными людьми
- родители воспитанников «Народы России - таджики» Фотоотчет Познавательный рассказ III неделя марта Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
39 Ежедневное чтение таджикских сказок, с последующей иллюстрацией сказок и понравившихся героев Альбом «Творчество детей» Слушание музыкальных сказок, рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций март Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
40 Литературная викторина по сказкам таджикского народа викторина IV неделя марта Сотрудники библиотеки, воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
V блок: «Знакомство с калмыкской культурой»
41 Оформление национального уголка, пополнение мини-музея Фотоотчет Выставка I неделя апреля Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
42 «Дети степей» Знакомство с обычаями, традициями, национальным костюмом Электронная презентация I неделя апреля Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
43 «Кочевой сказ», знакомство со сказочными персонажами калмыкских сказок
Знакомство с калмыкским орнаментом. Изготовление оригами тюльпанов Выставка детского творчества Электронная презентация
Мастер класс II неделя апреля Сотрудники библиотеки.
Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
44 Встречи с интересными людьми
- родители воспитанников «Народы России - калмыки» Фотоотчет Познавательный рассказ III неделя апреля Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
45 Ежедневное чтение русских сказок, с последующей иллюстрацией сказок понравившихся героев Альбом «Творчество детей» Чтение произведений. Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций IV неделя апреля Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»
Родители
VI блок: «Презентация проекта»
46 Праздник «Весенняя ярмарка» Фото отчет Весеннее развлечение II неделя апреля Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко», музыкальный руководитель, родители
47 Клубный час «Дружат дети на планете» Выставка детского творчества Клубный час II неделя
февраля Педагоги МАДОУ д/с «Малышок»
48 Фестиваль национальных культур «Венок дружбы» Фото отчет Выставка, концертный номер II неделя мая Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко», родители.
Педагоги МАДОУ д/с «Малышок»
49 Городской фестиваль национальных культур Фото отчет Выставка, концертный номер II неделя января Воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко», родители
Кадровое обеспечение
Для реализации проекта в образовательном учреждении были привлечены к сотрудничеству
- воспитатели подготовительной к школе группы «Солнышко»,
- музыкальный руководитель.
- Сотрудники МБУК «Межпоселенческая библиотека Советского района»
• библиотекарь.
Сотрудники МБУК «Музей истории и ремёсел Советского района».
Предполагаемые конечные результаты
• У детей сформируется представление о России, как о многонациональном государстве. Расширятся знания о народах России.
• Расширятся представления о некоторых традициях, обычаях, культуре, праздниках разных народов.
• Детьми дошкольного возраста приобретутся навыки социального общения со взрослыми (социально-коммуникативные навыки).
• Овладеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
• Дети будут проявлять внимание и уважение к людям разной национальности.
Результат реализации проекта «Живут в России разные народы»:
• Открытие мини-музея в группе по темам:
- «Русская национальная культура»;
- «Татарская национальная культура»;
- «Калмыцкая национальная культура»;
- «Таджикская национальная культура»;
- «Хантыйская национальная культура».
• Участие воспитанников подготовительной к школе группе «Солнышко» в выставке на городском фестивале национальных культур
Материалы выставки:
- выставки (альбомы, книги, картотеки, рисунки);
- блюда национальной кухни;
- национальная одежда;
- бытовая утварь.
• Создание видеороликов.
• Экскурсии для детей старшего дошкольного возраста в групповой музей группы «Солнышко» подготовительных групп детского сада.
• Создание альбомов разных национальных культур.
Социальная и экономическая эффективность проекта
• улучшился социально-психологический климат в группе;
• у детей развились нравственные качества, стали более дружелюбными и отзывчивыми;
• родители воспитанников расширили свои знания о культуре и традициях народов, пополнили музей группы предметами культуры и быта;
• сотрудничали с представителями библиотеки, музея;
• дети посещали социально-значимые объекты: библиотеку, музей, «Детскую школу искусств».
Выводы
Проект «Живут в России разные народы» помогает реализовать в полной мере часть, формируемую участниками образовательных отношений Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д / с «Малышок».
Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы детей, педагогов, родителей и социальных партнеров.
1. Раскрыли многообразие культур населения России. Познакомили детей с традициями разных народов. Закрепили понимание Родины как многонационального государства. Способствовали развитию чувство патриотизма, уважительного отношения к людям другой национальности, формированию активной позиции. Способствовали развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
2. Формировали умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в детском саду и следовать им;
3. Формировали умение перерабатывать полученную информацию о народах, населяющих нашу страну; находить ответы на вопросы.