Светлана Мандрыкина
Проект для второй младшей группы «Деревья-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Тип проекта - творческо-исследовательский
Участники - дети группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Проект для второй младшей группы „Деревья-наши друзья“» размещена в разделах
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Дерево- благодатный объект для наблюдений. С деревом проще общаться "на равных", чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить своим другом. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
Гипотеза.
Что такое ДЕРЕВО? Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное любить, что дано матушкой природой!
Цель проекта : развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев, формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.
Задачи:
Обучающие:
формировать у детей представление о деревьях;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Этапы проекта :
1. Подготовительный: Формирование экологической грамотности ребенка. Составление плана работы для данной темой. Выбор материала, информации, подбор необходимой литературы, определение целей и задач совместных деятельностей и экскурсий, подбор дидактических, сюжетно- ролевых игр и атрибутики к ним. Оснащение и оформление развивающей среды в группе.
Задачи:
1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
2) Охрана и укрепление здоровья детей.
3) Воспитание любви к природе родного края.
Методы исследования: наблюдения во время прогулки, исследования на прогулках, рисование, игра, беседа, заучивание стихотворений, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.
2. Исследовательский: Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми: беседа о деревьях. Сюжетно-ролевые игры: «Идем в гости», «Путешествие в лес» (изготовление атрибутики и оформление). Подвижные игры: «К дереву беги», и «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Идите ко мне», «По ровненькой дорожке», «Мы – веселые ребята», «Найди свое дерево». Дидактические игры: «Третий лишний», «Чей листок?», Экологическое лото и т. д.
Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
Вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?
5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?
6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?
8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
3. Заключительный: Обобщение результатов работы, их анализ. Информация для родителей на темы: «Деревья – наши друзья!», «Путешествие в лес», Экологический журнал «Давайте беречь нашу природу!»
Открытое занятие «Деревья наши друзья». Показ проекта (презентация), выводы.
Ожидаемые результаты:
1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево.
2. Знать, для чего нужны деревья, листья.
3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, пластических этюдах, музыке.
Ход проекта.
Особое внимание уделялось выбору и подготовке оборудования и материалов. Для проведения исследования был подготовлен альбом фотографий, репродукции картин с изображением деревьев. Выбрана березка, елка, сосна, клен на территории детского сада для обследования всей группой. Подобрана классическая музыка для прослушивания (А. Вивальди «Времена года», музыкальная игра. Во время прогулок познакомила детей с деревьями, растущими на участке группы, а также на территории детского сада. Провела беседу о деревьях с целью выяснения представлений об этих растениях.
Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказала о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовала такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации. Старалась убедить их в необходимости помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. В итоге, большинство родителей согласилась участвовать в проекте, хотя вначале многие отказывались, ссылаясь на занятость.
Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. Во время занятия отправились в лес и там познакомились с деревьями их названиями. Дала понятие детям что бывает смешанные, лиственные, хвойные леса. Объяснила детям какие плоды у этих деревьев. Для чего нам они нужны и что из них производят. Рассказала детям что деревья – это жилища, для многих зверей и птиц. Дети читали короткие стихи про деревья. Сравнили с детьми дерево и человека.
В реализации проекта старалась развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, речь.
Учила слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания. Выучили отрывок из стихотворения «Берёза». Разнообразить деятельность детей, заинтересовать помогли загадки, выставки рисунков, сочинение рассказов, разучивание песен.
Работа с родителями заключалась в объяснении не только задач экологического характера, но и развития речи детей.
Чтобы выяснить отношение родителей к экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало, что многие родители не имеют представления о задачах экологического воспитания и его влиянии на развитие речи детей. С этой целью дала методические рекомендации по общению с ребенком в семье. Консультацию «Секреты общения с ребенком в семье», памятки: «Факторы, способствующие формированию любознательности», по общению с ребёнком в семье. Провела родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».
По истечению срока реализации была подготовлена презентация проекта и Открытое занятие «Деревья – наши друзья»
Выводы:
Проанализировав работу по развитию речи в процессе реализации творческого проекта, я пришла к выводу:
• дети стали коммуникабельнее;
• развивается познавательный интерес;
• развивается речь, фантазия;
• активизируется словарь.
Поэтому, работу по развитию речи с применением проектной деятельности, решила продолжить на следующий год.
Литература:
1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
2. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». .
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду».
5. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
6. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?».