Елена Полякова
Проект «Дидактические игры в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: проект «Дидактические игры в ДОУ и семье»
Тип проекта : практико-ориентированный, творческий.
Вид проекта : групповой, семейный.
Участники: дети, родители, учитель-логопед, воспитатели группы.
Длительность: среднесрочный с 07.02.2022 по 18.03.2022
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры.
Задачи проекта :
- научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
- познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;
- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды: приобретение и изготовление дидактических игр.
Итог: изготовление дидактических игр.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.
2. Подготовлена презентация: «Как и чем мы играем в детском саду».
3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу, активное использование развивающих игр дома с детьми.
4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.
Этапы проекта :
I этап проекта : подготовительный
1. Изучение материала.
2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.
3. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.
4. Разработка плана реализации проекта.
II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта.
Решение поставленных задач с детьми:
1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.
4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.
2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!»
3. Презентация для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
4. Консультация «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» ( Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру).
III этап: заключительный
Итогом проекта стало изготовление дидактических игр родителями и воспитателями старшей группы: «Магазин «Ягоды-фрукты», «Накорми мышку», «Определи первый и последний звук в слове», «Прочитай по первым буквам», «Читаем по буквам», «Подарок от Деда Мороза», «Переезжаем на новую квартиру», «Составь слово», «Определи первый звук в слове», «Волшебные корзиночки», которые используются как в групповой, так индивидуальной работе с детьми для закрепления пройденного материала.
Дидактическая игра по экологии «Знатоки тундры» была создана воспитателям и детьми старшей группы.
Цель: закрепить знания детей о природной зоне Земли - тундра, воспитывать в детях любовь к природе, стремление её беречь и защищать.
Задачи:
• Закрепить знания детей о природной зоне тундра, ее животном и растительном мире, образе жизни местного населения. Формировать у детей экологическую культуру.
• Закреплять умение классифицировать природные объекты: животные, птицы, насекомые, растения, люди.
• Активизировать словарь по теме: «Тундра».
• Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - актуальное направление педагогики. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры.
Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.
По теме недели: «Тундра» мы с детьми старшей группы создали интеллект-карту (ментальную карту) «Тундра». В ней отображено, где находится тундра, животные, птицы, насекомые, растения, люди и их образ жизни в тундре. Взяв за основу эту интеллект-карту, мы создали дидактическую игру по экологии «Знатоки тундры» для закрепления пройденного материала. Это дидактическая игра экологического содержания о многообразии и разнообразии природных объектов, о человеке как части природы.
Представленная нами дидактическая игра для детей старшего дошкольного с вариантами усложнения. Содержание практического материала, нацелено на формирование экологических представлений, на закрепление и систематизацию знаний о природе тундры.
Использование в образовательном процессе данной дидактической игры будет способствовать формированию отчетливых представлений о природе тундры, развитию у детей познавательной активности, развитию познавательного интереса в изучении природы тундры, и воспитанию экологической культуры детей.
Данные варианты дидактической игры «Знатоки тундры» можно использовать как на занятиях, так и в совместной образовательной деятельности в режимных моментах, в игровых ситуациях. Данный материал может служить и средством организации самостоятельной деятельности дошкольников.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Материалы: Игровое поле (интеллект-карта) с изображением обитателей тундры: животные, птицы, насекомые, растения, люди. Карточки по количеству изображенных обитателей тундры. Кубик с разноцветными гранями. Цвет грани обозначает категорию вопроса: животные - розовый, птицы - голубой, насекомые - желтый, растения - зеленый, люди и из образ жизни – красный.
Ход игры:
Вариант 1. Дети по очереди катают кубик, по выпавшему цвету грани кубика определяют свою категорию вопроса, после этого называют любого представителя данной категории и закрывают его карточкой. Игра заканчивается, когда все представители на игровом поле будут закрыты.
Вариант 2. На игровом поле все изображения обитателей тундры закрыты карточками по цвету категории. Дети по очереди катают кубик, по выпавшему цвету грани кубика определяют свою категорию вопроса, после этого открывают карточку любого представителя данной категории и называют, что изображено на карточке. Игра заканчивается, когда все представители на игровом поле будут открыты.
В результате по итогам проекта :
- Дети самостоятельно с большим интересом играют дидактические игры.
- Родители заинтересовались данной темой, приобретают и играют с детьми в дидактические игры, и даже создают их своими руками.
- РППС группы пополнилась самодельными дидактическими играми.
Литература
1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.
4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.