марочкина
Проект «Детские конфликты и пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские конфликты и пути их решения
Педагогический проект
«Детские конфликты и способы их преодоления»
Автор проекта :
Воспитатель Марочкина Наталия Сергеевна
Данилов 2022/2023г.
Педагогический проект «Детские конфликты и способы их преодоления»
Срок реализации: 6 месяцев 1.09.2022 – 28.02.2023 гг.
Возраст детей: 5-6 лет
Публикация «Проект „Детские конфликты и пути их решения“» размещена в разделах
Постановка проблемы: Исходя из наблюдения за поведением детей в группе, стало явным, что некоторые дети с трудом соблюдают общепринятые правила поведения: дерутся, толкаются, отбирают у других детей игрушки, кричат и даже падают на пол в знак протеста. Такое поведение приводит к конфликтам и ссорам с другими детьми, затрудняет работу педагогов.
Данный проект направлен на формирование здоровой позитивной атмосферы, сплочение группы, улучшения взаимодействия между педагогами, воспитанниками и их родителями.
Цель: формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений: формировать у детей умение общаться друг с другом без конфликтов, умение анализировать причины ссор, помочь освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления.
Задачи работы с детьми:
Образовательные:
- Формировать понятие «друг», «дружба», «умение дружить».
- Дать детям представление о том, какое поведение может привести к конфликтам, ссорам.
- Формировать у детей навык осознавать свои негативные эмоции и проговаривать их вслух.
- Формировать умения детей владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других детей.
- Познакомить со способами снятия психоэмоционального напряжения без физической агрессии и причинения вреда другим.
- Тренировать умение применять конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций.
- Формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
- Обучать детей приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать собственные поступки и поступки детей в группе, причины ссор.
- Развивать умение выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
- Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
-Развивать готовность идти друг к другу на встречу, внести лепту в общее дело проявлять терпение к особенностям других.
-Пополнить словарь детей дразнилками, считалками, мирилками.
Воспитательные:
- Вырабатывать этические нормы и правила поведения у детей, взаимоуважение, вежливое обращение, способность идти на компромисс.
- Воспитывать взаимопонимание и сочувствие, чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе; чувство единства в детском коллективе, сплоченности; умения действовать согласованно.
Задачи работы с родителями:
- Расширить представление родителей о способах разрешения детских конфликтов через консультации по теме и проведение родительского собрания совместно с педагогом-психологом.
- Привлечь родителей к выполнению совместно с детьми творческих работ в рамках проекта.
- Вызывать желание у родителей поделиться с детьми своим опытом дружеского взаимодействия в коллективе.
Формы работы с детьми:
- Беседы: «Ссора», «Обзывания», «Жадина», «Ябеда», «Капризы», «Драчуны», «Я буду первым!», «Не хочу с ним играть/вставать в пару», «Беспорядок», «Мы с тобой друзья».
- Игры, направленные на снятие агрессии и психоэмоционального напряжения: «Добрые и злые кошки», «Ругаемся овощами», «Проговариваем эмоции», «Боксер», «Ты мне нравишься».
- Игры с дидактическими пособиями: «Плакат примирения», «Рукавичка примерения», «Майка-дружилка», «Смайлики-эмоции» и подвижные игры «Ловишки с ленточками», «Пару по цвету в одежде найди» и т. д.
- Разучивание мирилок, считалок, дразнилок.
- Прослушивание песен «Ябеда-Корябеда».
- Просмотр мультфильмов: «Мы делили апельсин», «Нехочуха».
- продуктивная деятельность: коллективное рисование ладошками «Дерево дружбы»
- Сказкотерапия: «Сказка про щедрую Аню», «Как Ваня научился дружить», «Сказка про мишку и порядок»
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей.
- Оформление информационного стенда и папки с консультациями для родителей в приемной группы.
- Совместная с детьми творческая работа «Дружба-это здорово».
- Оформление выставки «Дружба-это здорово».
- Родительское собрание «Как мы в садике живем и новый учебный год начнем. Детские конфликты и способы их преодаления.» совместно с педагогом-психологом.
- День открытых дверей «Давайте жить дружно».
1 этап – подготовительная работа.
- Анкетирование родителей.
- Подбор методической литературы по теме проекта.
- Разработка дидактических пособий, необходимых для реализации проекта.
- Подбор художественной литературы, музыкальных произведений, мультипликационных фильмов, дидактических и подвижных игр, видов продуктивной деятельности.
- Разработка консультаций для родителей: «Детские конфликты. Жадина», «Детские конфликты. Ябяда», «Ябеда-Корябида. Как реагировать на жалобы», «Что делать с ябедами», «Если ребёнок дразнится и ругается», «Истерики», «Если у ребёнка нет друзей», «Если ребёнок слишком много капризничает и плачет», «Злость и жестокость», «Агрессия у детей и что с ней делать».
- Создание картотек: «Мирилки», «Дразнилки», «Считалочки».
2 этап – основной
Задачи Мероприятия Сроки Ответственный
1. Воспитывать взаимопонимание, умение объяснить свои желания сдерживать негативные побуждения.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения отзывчивость; формировать понятие «друг», «дружба», «умение дружить».
3. Снятие общей агрессии.
4. Создание положительного настроя и доброжелательного отношения друг к другу.
5. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Ссора».
2. Разучивание мирилки № 1.
3. Дидактическая игра, направленная на снятие агрессии «Добрые и злые кошки».
ноябрь Воспитатели группы
Психолог
1. Развитие навыков позитивного общения; устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения;
формировать навыки управления собственными эмоциями и эмоциональным состоянием; развивать способность конструктивно и “цивилизованно” решать отношения с другими детьми.
2. Уточнение знаний о дразнилках (их значение, ритм, рифма); воспитание уважительного отношения друг к другу, умения понять комический смысл дразнилок.
3. Снятие вербальной агрессии.
4. Формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
5. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Обзывания».
2. Разучивание дразнилки «Кто обзывается».
3. Игра, направленная на снятие агрессии «Ругаемся овощами».
4. Игровое упражнение «Плакат примерения» ноябрь Воспитатели группы
Психолог
1. Познакомить и расширить знания детей о понятии «жадность»; развитие положительных качеств личности (доброта, щедрость и др.); развивать умение оценивать свои поступки.
2. Вырабатывать понимание детьми ценности дружбы и дружеские взаимоотношения; развивать желание дружить друг с другом. Сформировать чувство принадлежности к группе; воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить соблюдению этических норм и видеть их нарушение, используя разнообразные ситуации, которые происходили с детьми, показать непривлекательность плохих поступков и вызывать желание активно противостоять им.
3. Формировать у детей нравственные качества, щедрость, доброжелательность, умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
4. Ознакомить родителей с проблемой «Детские конфликты. Жадина».
5. Развитие эмоционально-волевой сферы. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Жадина».
2. Просмотр мультфильма «Мы делили апельсин».
3. Чтение художественной литературы «Сказка про щедрую Аню».
4. Консультация для родителей «Детские конфликты. Жадина».
5. Игра «Уходи, злость, уходи»
ноябрь Воспитатели группы
Психолог
1. Познакомить и расширить знания детей о понятии «Ябеда», «ябедничать»; формирование групповой сплочённости; расширение представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими.
2. Учить анализировать свои поступки, действия, выделять в них элементы данного порока; выявить, раскрыть и показать детям источник и причины их поступков, которые можно
назвать ябедничеством; формировать такие личностные качества как умение сопереживать, взаимопомощи, быть
терпимым и дружелюбным; формировать первичные умения побеждать собственную зависть и бороться с желанием
навредить другому человеку путём ябедничества.
3. Сближение группы, развитие доброжелательного отношения детей друг к другу.
4. Ознакомить родителей с проблемой «Ябеда-Корябида. Как реагировать на жалобы».
5. Развитие эмоционально-волевой сферы. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Ябеда».
2. Прослушивание песни «Ябеда- Корябеда».
3. Игра «Ты мне нравишься».
4. Консультация для родителей «Ябеда-Корябида. Как реагировать на жалобы».
5. применение пособия «Рукавичка примерения» декабрь Воспитатели группы
Психолог
1. Воспитывать отрицательное отношение к лени; осознание значимости помощи взрослы.
2. Воспитывать такие нравственные качества, как ответственность, послушание.
3. Развивать умения выражать свои чувства.
4. Расширять знания детей о дружбе через организацию разных видов деятельности
оформление стенгазеты;
привлечь и организовать родителей по проектной деятельности; развивать творческие способности детей в процессе совместной деятельности.
5. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
1. Просмотр мультфильма «Нехочуха».
2. Обсуждение проблемной ситуации «Капризы».
3. Игра с помощью пособия «Смайлики-эмоции».
декабрь Воспитатели группы
Психолог
1. Дать представление детям о том, почему нельзя драться.
2. Формировать у детей навык осознавать свои негативные эмоции и проговаривать их вслух.
3. Тренировать умение применять конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций.
4. Тренировать умение снятия физической агрессии без причинения вреда другим.
5. Привлечь родителей к выполнению совместно с детьми открытки для друга, вызывать желание у родителей поделиться с детьми своим опытом дружеского взаимодействия в коллективе. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Драчуны».
2. Психологический тренинг «Проговариваем эмоции».
3. Разучивание мирилочки «Мирись, мирись…».
4. Применение пособия «Майка-држилка»
5. Работа с родителями – акция «Открытка для друга». Декабрь Воспитатели группы
Психолог
1. 1. Формировать у детей представление о понятии «первый». Первый – это не тот, кто растолкал всех и оказался впереди, а тот, кто своим поведением показывает пример другим. Вызывать желание вести себя хорошо, быть примером для других.
2. Тренировать умение разрешать спорные ситуации по установлению первенства соблюдая этические нормы поведения с помощью считалочек.
3. Дать представление о конструктивном способе избавления от негативных эмоций, снятия психологического напряжения с помощью лепки.
4. Снятие мышечного напряжения. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Я буду первым!».
2. Разучивание считалочки «Раз, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать…».
4. Упражнения «Тяни»
5. Консультация для родителей «Агрессия у детей и что с ней делать» Январь Воспитатели группы
Психолог.
1. Формирование уважительного, дружеского отношения к сверстникам.
2. Дать представление детям о том, какие поступки и какое поведение поможет им приобрести друзей.
3. Развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в коллективе, сотрудничать со сверстниками.
4. Развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности, умение договариваться друг с другом.
5. Развитие умения выражать собственные эмоции. 1. Обсуждение проблемной ситуации «Не хочу с ним играть/вставать в пару».
2. Чтение художественной литературы «Как Ваня научился дружить».
3. Игра «Продолжи фразу»
4. П/и «Пару по цвету в одежде найди» Январь Воспитатели группы
Психолог
1. Закрепить у детей представление о понятиях «дружба», «друзья». Закрепить навыки конструктивного поведения, установления контактов со сверстниками на основе норм этикета.
2. Формировать у детей позитивное отношение к товарищу, развивать умение видеть хорошее в каждом человеке, упражнять в речевых формулах комплимента; вызывать желание сделать приятное другому человеку
3. Закрепить навык мирного разрешения конфликтной ситуации с помощью пособия – «Коробочка-мирилочка».
4. Познакомить детей со способом снятия психоэмоционального напряжения с помощью д/п
«Душечка-подушечка».
5. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
6. Создать в группе дружескую благоприятную, доброжелательную атмосферу, формировать у детей положительные нравственные качества. 1. Итоговая беседа «Мы с тобой друзья».
2. Игра «Комплименты».
3. Игра «ДА или НЕТ»
4. Выставка открыток для друзей.
5. Анкетирование для детей
6. коллективное рисование «Дерево дружбы»
7. день открытых дверей «Давайте жить дружно» февраль Воспитатели группы
Психолог
3 этап – аналитический
Ожидаемые результаты проекта :
- Формулирование правил поведения в группе. Дети получат представление о том, какое поведение может привести к конфликтам, ссорам; представление об этических нормах и правилах взаимоуважения, вежливого обращения.
- Само и взаимоконтроль за соблюдением правил. Развитие у детей способности анализировать собственные поступки и поступки других.
- Дети научаться проявлять доброту, заботу, уважение к сверстникам и взрослым.
- Дети освоят способы снятия психоэмоционального напряжения без физической агрессии и причинения вреда другим при помощи специального дидактического оборудования и без него.
- Словарь детей будет пополнен вежливыми словами, считалками, дразнилками, мирилками.
- Родители получат представление о педагогических способах разрешения детских конфликтов.
Практическая значимость результатов проекта : Выбор темы реализуемого проекта основан на возрастных особенностях детей старшей группы, и их способностях воспринимать информацию в предлагаемом объеме и форме, что позволит снизить количество конфликтных ситуаций и даст детям новые алгоритмы для их решения.
Данный проект направлен на улучшение психологического климата в группе, формирование у детей навыков налаживать партнерские отношения, сотрудничать со сверстниками, самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, а также на облегчение работы педагогов группы. Он позволит продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы.
Список литературы:
1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. просвещение, 2005
2. Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой
3. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. Просвещение, 2000
4. Сартран Г. Н. Тренинг командообразования. – СПб. :Речь, 2005
5. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера,2011
6. Маниченко И. В. Антикапризин. Как исцелить ребёнка от капризов.
50 терапевтических сказок от 33 капризов! Сборник терапевтических сказок 10-е издание, исправленное. Челябинск, «Умница» 2019
7. методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2011.
Приложение 1
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)
Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы, о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).
Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по разное количество вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II — отношения в семье, в III — отношения с воспитателями.
Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.
Вопросы
I в группе
1. С кем ты обычно играешь?
2. С кем тебе нравится играть больше всего?
3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу, то кого бы ты назвал?
4. Если бы тебя перевели в другую группу, то кого бы ты взял с собой?
5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?
6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?
7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?
8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?
9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?
II дома
1. С кем ты любишь играть дома?
2. С кем ты не любишь играть дома?
3. С кем ты любишь заниматься дома?
4. С кем ты не любишь заниматься дома?
5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?
6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?
7. С кем ты любишь гулять?
8. С кем ты любишь вместе обедать?
9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?
10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?
III взрослые
1. С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?
2. С кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?
3. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?
4. Кто из воспитателей самый добрый?
5. Кто из воспитателей самый строгий?
6. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?
Приложение 2
Анкета "Взаимоотношения в семье"
1. Как вы считаете взаимоотношения в семье:
очень хорошими
хорошими
не очень хорошими
плохими
не очень плохими
2. считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом
да
не совсем нет
3. какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи
______
4. как часто ваша семья собирается вместе
ежедневно
по выходным дням редко
5. что делает ваша семья, собравшись вместе
решает сообща жилищные проблемы
занимается семейно-бытовым трудом
работает на приусадебном участке
вместе проводит досуг, смотрит телепередачи обсуждает вопросы учёбы детей
делится впечатлениями о прожитом дне
каждый занимается своим делом
допишите___
6. бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты
да
часто иногда редко не бывают
7. каковы способы разрешения конфликтов в семье
примирение
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
прекращение конфликтов на некоторое время
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям и др.)
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
8. бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми
да
нет
иногда
9. как реагируют дети на семейные конфликты
переживают, плачут
становятся на сторону одного из родителей пытаются помирить уходят из дома замыкаются в себе относятся безразлично становятся обозлёнными, неуправляемыми пытаются найти поддержку в других людях
10. что вы намерены делать для укрепления семенно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в семье?
11. если вы стали свидетелем конфликта вашего ребенка с другими детьми,как вы поступите?
будите заступаться за своего ребенка обвиняя других
накажите всех
попытаетесь разобраться кто виновник