Александра Викторовна Лукьянова
Проект для второй младшей группы «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Деревья – наши друзья»
Выполнил: Лукьянова Александра Викторовна
Воспитатель МДОУ ДСКВ 21 «Аист»
Проект для второй младшей группы «Деревья-наши друзья»
Девиз проекта :
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Публикация «Проект для второй младшей группы „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Вид проекта : познавательно - творческий
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный (1 неделя)
Проблема: Недостаточное общение детей с природой. Небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям.
Актуальность темы: Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Дерево - благодатный объект для наблюдений. С деревом проще общаться "на равных", чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить своим другом. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
Гипотеза: Что такое ДЕРЕВО? Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное любить, что дано матушкой природой!
Цель проекта : развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев, формирование у дошкольников представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой. Развитие познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
формировать у детей представление о деревьях;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Этапы проекта :
Подготовительный: Формирование экологической грамотности ребенка. Составление плана работы для данной темы. Выбор материала, информации, подбор необходимой литературы, определение целей и задач совместных деятельностей и экскурсий, подбор дидактических, сюжетно - ролевых игр и атрибутики к ним. Оснащение и оформление развивающей среды в группе.
Задачи:
1. Расширить знания о деревьях : особенности строения, возможности использования человеком.
2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
Основной этап: Реализация деятельности проекта
1. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
2. Практический:
• Работа с детьми
3. Итоговый:
• Мониторинг полученных знаний детей
• Выставка творческих работ по теме проекта
• Расширение и пополнение предметной среды в группе.
Методы реализации проекта :
работа на занятиях;
работа в рамках темы проекта на занятиях по художественно – эстетическому развитию;
целевые прогулки, наблюдения;
индивидуальная работа с детьми;
рассматривание иллюстраций, карточек, фотографий, картин по теме проекта;
чтение художественной литературы о растительном мире, природе;
тематические беседы;
работа в книжном уголке;
выставки творческих работ;
Тематический план работы:
1. Чтение художественной литературы К. Чуковский «Чудо дерево», «Елка»
2. Дидактическая игра «Деревья и их плоды»
3. Наблюдение за деревом
4. Чтение художественной литературы Э. Машковская «Дедушка Дерево»
5. Непосредственная образовательная деятельность «Свойства дерева»
6. Дидактическая игра «Назови дерево»
7. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения С. Есенин «Береза»
8. Наблюдение «Первое знакомство с березой»
9. Лепка «Дерево»
10. Дидактическая ига «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
11. Наблюдение за березой в ветреную погоду на прогулке
12. Рисование «Дерево весной»
13. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке»
14. Чтение художественной литературы М. Скребцова «Осинка и ветерок»
15. Аппликация «Почки и листочки»
16. Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»
Ожидаемые результаты:
1. Уметь чувствовать ответственность за деревья.
2. Знать, для чего нужны деревья, листья.
3. Уметь передавать свои впечатления о природе родителям, воспитателям в разных формах; в рассказах, сказках, рисунках, музыке.
Ход проекта:
Особое внимание уделялось выбору и подготовке оборудования и материалов. Для проведения исследования был подготовлен альбом фотографий, репродукции картин с изображением деревьев. Выбрана березка, елка, клен на территории детского сада для обследования всей группой. Подобрана классическая музыка для прослушивания (А. Вивальди «Времена года», музыкальная игра. Знакомство детей с деревьями, растущими на участке группы, а также на территории детского сада. Беседа о деревьях с целью выяснения представлений об этих растениях.
Параллельно проводилась работа с родителями. В индивидуальных беседах рассказ о целях и задачах реализуемого проекта; о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта. Для мотивации родителей на участие в проекте использовались такие формы работы, как индивидуальные беседы, индивидуальные и групповые консультации.
Моделирование проблемной ситуации прошло в игровой форме. На территории детского сада познакомились с деревьями их названиями. Узнали, что бывают смешанные, лиственные, хвойные леса. Беседа о плодах деревьев. Для чего нам они нужны и что из них производят. Рассказ детям что деревья – это жилища, для многих зверей и птиц. В реализации проекта была цель развить у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение детей к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, речь.
Учить детей слушать и понимать вопросы, высказывать свои суждения. Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулки, домашние задания. Выучен отрывок из стихотворения «Берёза». Разнообразить деятельность детей, помогли загадки, выставки рисунков, сочинение рассказов, разучивание песен.
Работа с родителями заключалась в объяснении не только задач экологического характера, но и развития речи детей. Консультацию «Секреты общения с ребенком в семье. Проведено родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой».
По истечению срока реализации была подготовлена презентация проекта и Открытое занятие «Деревья – наши друзья». Оформлена выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, аппликации). Пополнение предметной среды группы, оформление дерева в соответствии с временем года.
Список использованной литературы
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М. :ЦГЛ, 2004.
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
4. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
5. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
6. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
8. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : ТЦ «Сфера». 2005.
9. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
Приложение1
Перспективный план во второй младшей группе № 11
Тема: «Деревья»
Воспитатели: Лукьянова Александра Викторовна
03. 04. 2017 1. Чтение художественной литературы К. Чуковский «Чудо дерево», «Елка»
2. Дидактическая игра «Деревья и их плоды»
3. Наблюдение за деревом 1. Книга для чтения в детском саду. В. В. Гербова
2. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
3. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
04. 04. 2017 1. Чтение художественной литературы Э. Машковская «Дедушка Дерево»
2. Непосредственная образовательная деятельность «Свойства дерева»
3. Дидактическая игра «Назови дерево» 1. Книга для чтения в детском саду. В. В. Гербова
2. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
3. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
05. 04. 2017 1. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения С. Есенин «Береза»
2. Наблюдение «Первое знакомство с березой»
3. Лепка «Дерево»
4. Дидактическая ига «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб» 1. Книга для чтения в детском саду. В. В. Гербова
2. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
06. 04. 2017 1. Наблюдение за березой в ветреную погоду на прогулке
2. Рисование «Дерево весной»
3. Беседа с детьми «Какие деревья растут на участке» 1. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия
развития, 1997.
2. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : ТЦ «Сфера». 2005.
3. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997
07. 04. 2017 1. Чтение художественной литературы М. Скребцова «Осинка и ветерок»
2. Аппликация «Почки и листочки»
3. Подвижная игра «Раз, два, три – беги!» 1. Книга для чтения в детском саду. В. В. Гербова
2. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.
3. Подвижные игры, Тимофеева
Приложение 2
Понедельник
1. Чтение художественной литературы К. Чуковский «Чудо – дерево»
Цель:
• Познакомить с произведением Чуковского «Чудо – дерево».
• Развивать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия.
• Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
• Воспитывать отзывчивость, доброту, внимание и эстетические чувства.
Словарная работа: башмаки, калошки, щеголять, лапти, дырками-заплатками.
Чудо-дерево
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
2. Дидактическая игра Деревья и их плоды.
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
3. Наблюдение за деревом
Цель: Формировать представление о дереве (у него есть ствол, ветки, листья). Стволы бывают толстые и тонкие. У дерева ствол один.
Приемы: -Рассказ воспитателя: «Это растение называется деревом. Оно живое. У него есть ствол, ветки и листья. Ствол у дерева всегда один. Он бывает толстый и тонкий». - Практические действия: обхватить толстый ствол руками, затем тонкий ствол. -Пояснение педагога: «Тонкий ствол можно охватить одной или двумя руками, а толстый надо обхватывать вдвоем, втроем».
Вторник
1. Чтение художественной литературы Э. Машковская «Дедушка дерево»
Цель:
• Развивать умение слушать новые произведения, следить за развитием действия.
• Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
• Воспитывать отзывчивость, доброту, внимание и эстетические чувства
У дедушки Дерева
Добрые руки -
Большие
Зелёные
Добрые руки.
Какая-то птица
В руках суетится.
Какая-то птица
На плечи садится.
Дедушка Дерево - славный такой -
Белку качает большущей рукой.
Жучище примчался,
И сел,
И качался,
И всё восхищался,
и всё восхищался.
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И мошки примчались,
И мошки качались.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил.
У дедушки Дерева добрые руки -
Большие
Зелёные
Добрые руки.
Наверно, их сто.
Или сто двадцать пять.
Чтоб всех покачать!
Чтоб всех покачать!
2. НОД «Свойства дерева»
Конспект НОД по ознакомлению окружающим миром во 2 младшей группе на тему «Свойства дерева»
Интеграции образовательных областей социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: знакомство со свойствами дерева.
Задачи:
Развивающие. Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.
Образовательные. Учить узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.
Речевые. Обогащать активный словарь детей словами: качество, свойство.
Воспитательные. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение.
Демонстрационный материал:
Кукла домовой Кузя, деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей, емкости с водой, спиртовка, спички, сапожный нож, деревянные предметы, большой лист бумаги, маркер, мяч.
Раздаточный материал: деревянные брусочки и дощечки (по количеству детей)
Предварительная работа: игры с деревянными игрушками, рассматривание веток и спилов деревьев, дидактическая игра «Какой, какая», словарная работа «сундук».
Методические приемы: сюрпризный момент, дидактическая игра «Деревянные предметы», беседа, обследование предметов, простейшие опыты, рассказ воспитателя, зарисовка результата опытов, рефлексия, подведение итогов.
Ход НОД
Стук в дверь.
Приходит домой Кузя. У него в корзине лежат деревянные брусочки.
-Здравствуйте, дети! Я нашел в своем сундуке вот эти предметы, что это такое, из чего они сделаны, и что с ними делать не знаю. Может, вы мне поможете?
Воспитатель:
-Дети, поможем Кузе? Давайте рассмотрим эти предметы. (Раздает детям бруски). Что же это такое? (Это деревянные брусочки.)
— Что значит деревянные? (Деревянные- значит сделанные из дерева)
— А кто их сделал? (Человек).
— Я нарисую на листе бумаги простое изображение дерева и человека, чтобы вы запомнили, что бруски эти сделаны из дерева и их сделал человек.
Исследовательская деятельность.
Воспитатель:
-Теперь определим свойства деревянных предметов. А ты, Кузя, внимательно следи за тем, что мы будем делать. Давайте определим, какие они деревянные предметы на ощупь? (Гладкие)
-Я зарисую это свойство.
-Дети, как вы думаете, сможем мы переломить брусочки? ( Дети предполагают: что смогут, не смогут. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)
-Давайте попробуем переломить бруски. Переломились? (нет). Значит они какие? (Прочные). Зарисую это свойство.
-Дети, что случится, если уронить, брусочки на пол? ( Дети предполагают: разобьется, не разобьется. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)
-Проверим наши предположения : уроним на пол брусок. Бьется брусок? (Не бьется). Зарисую это качество.
-Что произойдет, если опустить деревянные бруски в воду? ( Дети предполагают: утонет, не утонет. Воспитатель обращается к домовому, просит предложить свою гипотезу)
-Теперь опустим деревянные бруски в воду. (Дети подходят к ванночкам с водой). Что происходит с брусками? (Плавают в воде. Не тонут.) Зарисую это свойство
Дети оставляют свои бруски на подносе. Возвращаются на стулья.
Воспитатель:
-Дети, как вы думаете, смогу ли я разрезать деревянный брусок ножом?
Дети предполагают: сможете, не сможете. Воспитатель обращается к Кузе, просит предложить свою гипотезу.
— Скажите, ребята, а почему я вам не раздала ножи? (Ножи острые. Мы маленькие можем пораниться. Маленьким детям нельзя брать в руки ножи).
-А теперь, дети и ты Кузя, посмотрите внимательно, что я делаю.
Воспитатель срезает ножом тонкую лучину от деревянного бруска. Подтверждается гипотеза, что деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие. Воспитатель зарисовывает схематически свойство.
Воспитатель:
-Для следующего опыта нам нужен огонь. Дети, вам можно зажигать огонь? Почему? Как вы думаете, что случится, если я подержу лучину над огнем?
Дети выдвигают гипотезу: ничего не случится, нагреется, будет гореть. У Кузи своя версия, если из перечисленных предположений дети что-то не назовут, то это будет его версия.
Воспитатель говорит, что с огнем люди обращаются осторожно. Зажигает спиртовку. Подводит лучину к огню. Делают вывод: дерево горит. Воспитатель схематически зарисовывает свойство горения.
Воспитатель:
-Давайте теперь вспомним, что мы узнали о деревянном бруске? Для этого воспользуемся рисунками.
Несколько дети составляют рассказ:
— Это — деревянный брусок. Его сделал человек. Он гладкий; прочный; не бьется; в воде не тонет; режется, но с трудом; горит.
Воспитатель:
-Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева. Давайте теперь посмотрим внимательно вокруг и найдем деревянные предметы. Кому я кину мяч, тот называет деревянный предмет.
Проводится дидактическая игра «Деревянные предметы»
Рефлексия.
Воспитатель:
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что было вам знакомо?
-Что было сложно делать?
-Что больше запомнилось?
Итоги.
Воспитатель:
— Домовой Кузя благодарит нас за помощь. Он много нового узнал о деревянных предметах. Теперь он сам хочет смастерить из дерева посуду, мебель, игрушки.
Домовой прощается с детьми и уходит. Воспитатель хвалит детей за работу.
3. Дидактическая игра «Назвать дерево».
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры:
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.