Ольга Лукина
Краткосрочный познавательно-творческий проект по ознакомлению с окружающим миром «Деревья — наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Девиз проекта:
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Название проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Публикация «Краткосрочный познавательно-творческий проект по ознакомлению с окружающим миром „Деревья — наши друзья!“» размещена в разделах
Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей старшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
6. Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
7. Развивать коммуникативные навыки.
8. Развивать творчество, воображение.
Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
Возраст детей: 5-6лет.
Актуальность темы:
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Проектная идея: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты:
Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.
Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Сроки проведения: с 23.01.2017г. - 06.02.2017г.
Итоговое событие: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей, выполненных совместно с родителями на тему «Чудо – дерево».
Предпосылки к определению цели детьми: во время прогулки рассмотреть деревья, спросить: «Какие деревья растут на участке? Как деревья помогают человеку?».
Цель (детей): помочь деревьям расти.
Образовательные
области
Задачи
Воспитательные Развивающие Обучающие
Социально - коммуникативное
развитие Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
Развивать коммуникативные навыки.
Познавательное
развитие
Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
Речевое развитие Активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь.
Художественно-
эстетическое
развитие Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
Развивать творчество, воображение.
Изменения предметно-развивающей среды
Тема: «Деревья – наши друзья!»
«Центр книги» Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы про деревья. Дети совместно с родителями сочиняют рассказ на тему «Почему нужно беречь и охранять деревья».
«Центр экспериментиро-вания» Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева. Родители приносят для проведения опытов веточки берёзы, баночки под воду; деревянные брусочки.
«Центр ИЗО» Подбор иллюстративного материала и фотографий по теме «Деревья».
Дети рассматривают картины, любуются красотой природы. Совместно с родителями рисуют деревья.
«Центр музыки» Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза»
И. Токмаковой.
Разучивание вместе с родителями песенки про деревья.
Форма взаимодействия с семьями воспитанников: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей, выполненных совместно с родителями на тему «Чудо – дерево».
Дата/Образовательная деятельность
в ходе режимных моментов/Образовательная
деятельность
23.01.2017 г.
(понедельник) Утро: дети участвуют в беседе на тему: «Здравствуй, дерево!».
Вечер: рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию; Логопедическое занятие: «Человек и природа»
Физическая культура: Ходьба змейкой между деревьев.
24.01.2017 г.
(вторник) Утро: рисование на тему «Деревья зимой»;
Вечер: дидактическая игра «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
ФЭМП:
Прямой и обратный счет
березок и елочек от 1 до 10.
Дидактическая игра «Сравни по высоте» (сравнение по высоте сосен:
высокая, по ниже, еще ниже,
самая низкая).
Музыка: разучить хоровод
«Во поле березонька стояла.»
(русская народная мелодия)
25.01.2017 г.
(среда) Утро:
«Деревья – какие они?»
Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
Вечер:
дидактическая игра «Я загадаю,
а вы отгадайте».
Ознакомление с окружающим:
Занятие: «Сохраним деревья»
Аппликация из засушенных листьев: «Осенний ковер»
26.01.2017 г.
(четверг) Утро: прослушивание записи «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Вечер: дидактическая игра «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
Рисование: «Февральская лазурь»
Музыка:
Танцевальная композиция «Листик, листик,
листопад.» (под песню «Лис-
тик, листик…» автор и комп.
С. Ранда.)
27.01.2017 г.
(пятница) Утро: опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
Вечер: чтение и обсуждение литературного произведения: О. Высоцкой «Наш сад».
КМД: Конструирование из бумаги:
«Деревья из бумажных лент»
Физическая культура:(на воздухе)
П/игра: «Кто быстрее добежит до березы, тополя, рябины?»
30.01.2017 г.
(понедельник) Утро: опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
Вечер: Загадок и отгадок о деревьях, природе. Цель: развивать мыслительную деятельность, обогащать словарь детей. Логопедическое занятие: «Живая елочка – зеленая иголочка»
Физическая культура: п П/игра «Перепрыгни через пенёчки» (прыжки через пенечки разные по высоте).
31.01.2017 г.
(вторник) Утро: чтение и обсуждение литературного произведения: А. Прокофьева «Наш лесок».
Вечер: беседа «О правилах поведения на природе.» Цель: развивать у детей познавательную активность и любовь к природе родного края» Ф. Э. М. П.
дидактическая игра: «Сравни ствол дуба, тополя, березы и клена по толщине»
Музыка: разучить песню «Милый лес.» (слова Л. Чадаевой. муз. Н. Лукониной.)
01.02.2017 г.
(среда) Утро: экскурсия «Рассматривание деревьев на участке».
Вечер: чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка». Ознакомление с окружающим: «Составим сказку о зимнем лесе»
Лепка: пластилинография «Дерево зимой»
02.02.2017 г.
(четверг) Утро: беседа с детьми «Какие деревья растут на участке».
Вечер: экспериментальная деятельность «Сравнение еловых и сосновых шишек». (расширять знания о растительном мире
Рисование: «Это платье золотое у березки на плечах»
Музыкальная деятельность: Танец «Сосенок» муз. А. Бурениной.
03.02.2017 г.
(пятница)
Итоговое мероприятие:
выставка творческих работ детей, выполненных совместно с родителями на тему «Чудо – дерево».
К. М. Д.
Конструирование из бумаги по технике оригами «Елочка»
Физическая культура: П/ игра: «Охотники и утки»
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Список использованных источников
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М. :ЦГЛ, 2004.
2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
3. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
4. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
5. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
6. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
7. Р. Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М. : ТЦ «Сфера». 2005.
8. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.