Елена Кузнецова
Проект «Наши пернатые друзья» для детей младшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей младшей разновозрастной группы
Познавательно-творческий проект совместно с родителями на тему:
Проект «Наши пернатые друзья»
Реализация темы «Зимующие птицы» в младшей разновозрастной группе
Выполнила: Кузнецова Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3»
Январь, 2016г.
Слайд № 2
Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории – Кузнецова Елена Геннадьевна, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3».
Тип проекта:
Публикация «Проект „Наши пернатые друзья“ для детей младшей разновозрастной группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2018
По доминирующей в проекте деятельности: обучающий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой (10 - 15 человек, все желающие).
По времени проведения: средней продолжительности (3 месяца).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Вид:
Проектирование развивающей среды.
Состав проектной группы:
Автор проекта: воспитатель – Кузнецова Елена Геннадьевна;
Участники: Кошелева Ольга Егоровна – воспитатель младшей разновозрастной группы, дети и родители младшей разновозрастной группы.
Срок реализации проекта:
Декабрь - февраль.
Цель проекта: Слайд № 3
Проектирование предметно-развивающей среды (создание выставки поделок из бросового/подручного материала) в условиях развития дошкольника в процессе приобщения его к соучастию в жизни зимующих птиц; выставка работ детей, изготовленных на занятиях по художественно-эстетическому развитию.
Задачи проекта: Слайд № 4
Учебно-воспитательные задачи по всем образовательным областям согласно перспективному планированию в младшей разновозрастной группе.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическая и художественная литература.
Бумага для рисования, картон, цветная бумага.
Краски, гуашь, кисточки, пластилин, клей ПВА.
Слайд № 5
Актуальность проблемы
Проведя акцию в декабре «Кормушки для птиц» и увидев, как откликнулись родители, я решила идти дальше – предложить родителям поучаствовать в образовательном процессе своих детей: принять участие в проекте «Наши пернатые друзья». В проект включено следующее:
- изготовление поделок,
- рисунки зимующих птиц,
- заучивание стихов о птицах,
- создание выставки книг о птицах.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Значение проекта для его участников: Слайд № 6
Дети: получают и закрепляют на практике знания и умения по самостоятельной работе в творчестве: поднимается самооценка у ребёнка «это я сделал», «это я принёс», «это я выучил».
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей, принимают участие в образовательном процессе своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике, принимают участие в образовательном процессе своих детей.
Предполагаемый результат проекта:
Дети охотно изготавливают поделки своими руками и затем делятся своими впечатлениями с родителями и с удовольствием показывают результат своего труда. Привлекают родителей в поиск книг о птицах, заучивании стихов, совместном изготовлении поделок.
Слайд № 7
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап:
ООД и ННОД согласно календарно – перспективному планированию в младшей разновозрастной группе.
Работа с родителями – изготовление наглядного материала для детей по теме, участие в акции «Кормушки для птиц».
Выставка рисунков, поделок «Наши пернатые друзья», книг о птицах.
Заключительный этап:
Составление портфолио и презентации проекта.
Вручение благодарностей родителям за участие в акции «Кормушки для птиц» и в проекте «Наши пернатые друзья».
Слайд № 8
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Подготовительный этап проекта:
Продолжительность - 3 дня.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап проекта:
Продолжительность - 3 месяца.
Выставка рисунков, поделок, книг о птицах «Зимующие птицы».
Заключительный этап проекта:
Продолжительность - 3 дня.
Составление портфолио проекта.
Реализация проекта «Наши пернатые друзья» Слайд № 9
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое: информационная корзина для родителей с информацией для стимулирования творческой активности, в процессе создания работы из бросового, подручного материала.
Предполагаемый результат
Внешние продукты:
Слайд № 10
- Выставка поделок из бросового/подручного материала «Наши пернатые друзья»: «Птички на кормушке» (птички - скорлупа из под яиц + картон, кормушка – картонная коробка, корм – зёрнышки, семечки, ягоды из пластилина, снег - вата); «Снегирёк», «Лебёдушка» (модульное оригами из бумаги, «Кормушка с птичками» (кормушка с крышей – коробка, птички – из пластилина, корм – из пластилина, «Кормушка для птиц» (деревянные палочки-веточки, крыша из спилов дерева, «Зимний букет» (сосновая ветка в бутылке, оформлена искусственными птичками и настоящими шишками, «Ворона на ветке» (сухая ольховая ветка + вязаные шапочки + «Ворона» - мягкая игрушка, картинка с вышивкой «Синички на кормушке», композиция «Снегири-синички на веточке» (спил дерева + сухая ветка + птички из бумажных салфеток).
Слайд № 11
- Выставка рисунков: «Снегирёк», «Снегири на ветке», «Зимующие птицы на дереве», «Дятел на дереве».
Слайд № 12
- Книги, которые принесли родители:
1) «Рассказы про зверей и птиц» Е. Чарушин;
2) «Про птиц и зверей» М. Пришвин;
3) «Певчие птицы» В. А. Остапенко, В. И. Морозов;
4) «Птичьи хлопоты» (в мире природы);
5) «Сорока-белобока» (читаем малышам);
6) «Птенчики» Татьяна Коваль (самая лучшая мама)
Слайд № 13
Одна из мам приготовила дидактический материал про зимующих птиц. В него входит: - иллюстрации с зимующими птицами;
- рассказ «Как живут птицы зимой»;
- стихотворение о кормушке-столовой;
- описательные рассказы о каждой зимующей птице (воробье, чечётке, голубях, снегирях, вороне, галках, сороках, синичках, щеглах);
- представлены загадки о зимующих птицах.
Внутренние продукты:
• Обогащены представления детей о многообразии зимующих птиц.
• Проявляют ценностное, бережное, сострадательное отношение к зимующим птицам.
Польза изготовления поделок состоит:
- в развитии мелкой моторики, а стало быть, и речи;
- в развитии усидчивости;
- в мышлении, воображении (в беседах с ребёнком «что это за птица?», «как кричит эта птица?»);
- в воспитании такой черты, как доведение дела до конца;
- в поднятии самооценки у ребёнка «это я сделал»;
- в неоценимости того времени, которое педагоги/родители проводят в совместном творчестве.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Привлечение родителей.
Основной этап: Слайд № 14
План мероприятий:
1. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
2. Рассматривание альбома «Зимующие птицы».
3. Разрезные картинки «Птицы».
4. Рассматривание панно с зимующими птицами.
Слайд № 15 Сделано соответствующее оформление в группе.
Слайд № 16
5. Проведена с родителями акция «Кормушки для птиц».
Слайд № 17
6. Чтение произведений о птицах из «Хрестоматии для маленьких»:
• Песенки, потешки русского народа:
1) «Синичка, синичка» (стр. 22)
2) «Сорока-сорока» (стр. 23)
3) «Ай, качи-качи-качи!» (стр. 25)
4) «Сорока-белобока» (стр. 26)
• Песенки народов мира:
1) немецкая «Снегирёк» (стр. 31)
• Советские писатели детям:
1) В. Жуковский «Птичка» (стр. 47)
2) Е. Трутнева «Галка» (стр. 47)
3) А. Барто «Страшная птица» (стр. 52)
4) А. Барто «Птичка» (стр. 57)
• Песенка «Гуля, гуля-голубок» (стр. 70)
• «Сорока-сорока…» (стр. 74)
• Потешка «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду…» (стр. 74)
• Потешка «Совушка»
• Песенки народов мира:
1) осетинская «Чирик-чик-чик» (стр. 87)
2) народов Югославии «Синица» (стр. 87)
3) шотландская «Птичка» (стр. 87)
4) норвежская «Чик-чирик» (стр. 87)
5) коми-пермяцкая «Чив-чив, воробей!»
• сказки народов СССР:
1) удмуртская «Мышь и воробей» (стр. 126)
2) латышская «Лиса, петух и тетерев» (стр. 126)
• сказка народов индии «Ссора птиц» (стр. 133)
• Л. Н. Толстой «Спала кошка на крыше» (стр. 140)
• Советские писатели детям:
1) А. Прокофьев «Снегири» (стр. 150)
2) Е. Благинина «Голодно, холодно» (стр. 150)
3) В. Берестов «о чём поют воробышки» (стр. 150)
4) Е. Благинина «Ой, ладушки-ладушки» (стр. 154)
5) А. Барто «Синица» (стр. 155)
6) В. Берестов «Сова и синица» (стр. 181)
7) В. Стоянов «Воробей» (стр. 200)
8) К. Чуковский «Айболит и воробей»
7. Беседа «Зачем нужны кормушки для зимующих птиц зимой?».
8. Наблюдение за зимующими птицами дома/ на участке детского сада.
9. Игровое упражнение «Как кричит эта птица?».
10. Подвижные игры:
• «Воробышки и автомобиль»
• «Гуси-гуси»
• «Совушка»
• «Птички летают»
• «Воробышки и кот»
• «Попрыгунчики-воробышки»
• «Птицы на дереве»
• «Накорми птенца»
• «День и ночь»
• «Птички клюют зёрнышки»
• «Птички в гнёздышках»
11. Проведение ООД по плану.
Реализация темы «Наши пернатые друзья»
Начало декабря – выставка поделок детей и родителей из бросового/подручного материала, рисунков, книг по теме «Зимующие птицы».
Виртуальное прожитие темы.
Заключительный этап:
Продолжительность - 3 дня.
Составление презентации проекта.
1) Проведение акции «Кормушки для птиц».
2) Организация выставок книг, рисунков, поделок «Зимующие птицы».
3) Создание проекта «Наши пернатые друзья».
4) Создание презентации «Наши пернатые друзья».
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Участвовало в проекте 91% родителей.
Слайд № 18
Список использованной литературы:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1989.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Гризик Т. И. Познаю мир: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М. : Просвещение, 2000.
4. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧПП Лакоценин С. С.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
7. Птицы средней полосы. Наглядно-практическое пособие. Издательство «Мозаика-Синтез», 2003.
8. Светлана Вохринцева. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2006.
9. Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. Л. Н. Елисеева. - 5-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1987г.
Слайд № 19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Приложения
(материал подготовила Климовская Наталья Ивановна – мама Климовского Максима)
Загадки про птиц
1. Грудка ярче, чем кора, 2. Всех я за день навещу,
У кого? Всё, что знаю, растрещу.
У снегиря. Сорока.
3. Спинкою зеленовата, 4. В серой шубке перьевой,
Животиком желтовата, И в морозы он герой.
Чёрненькая шапочка Назови его скорей,
И полоска шарфика. Кто там скачет?
Синица. Воробей.
5. Как лиса среди зверей, 6. Эти птички с хохолком,
Эта птица всех хитрей, Очень яркие притом.
Прячется в морозных кронах, На рябину прилетели,
А зовут её… Птички эти…
Ворона. Свиристели.
7. Посмотрите на балкон: 8. Над жуком и короедом
Он с утра воркует тут. Держит он всегда победу
Эта птица – почтальон, По деревьям тук да тук:
Пролетит любой маршрут. Кто для леса верный друг?
Голубь. Дятел.
10. Я по дереву стучу, 11. Всех приметней птиц, черней
Червячка добыть хочу. Враг личинок, друг полей,
Хоть и скрылся под корой, Взад, вперёд по пашне вскачь,
Всё равно ты будешь мой. А зовётся птица…
Дятел. Грач.
12. Красногрудый, чернокрылый 13. Кто на ёлке, на суку
Любит зёрнышки клевать. Всё поёт: «Ку-ку, ку-ку»?
С первым снегом на рябине Кукушка.
Он появится опять. Снегирь.
Стихотворение «Лесная столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв –
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
(материал подготовила Комарова Светлана Николаевна – мама Житковой Насти)
Описательные рассказы о зимующих птицах.
(материал подготовила Климовская Наталья Ивановна – мама Климовского Максима)
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Это птицы зимующие.
А есть птицы-гости, их ещё называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера. Наши зимние гости – это чечётки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечётки – семенами. Для них средняя полоса как будто юг.
Как живут птицы зимой?
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жильё). А кто ещё переодевается зимой в тёплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки). И птицы тоже к зиме меняют оперение на более тёплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между пёрышек у птиц – воздух. Он не пропускает холод и задерживает тепло. Вот и не мёрзнут они!
Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем они это делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полёте птица мёрзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полёте же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мёрзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе они могут погибнуть.
А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся в дупле, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла.
Зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше, чем летом.
Отчего греет печка? Оттого, что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком, и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замёрзнет! Еды больше в городе, селе вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу к еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
Описательные рассказы о птицах.
(материал подготовила Климовская Наталья Ивановна – мама Климовского Максима)
Воробьи – юркие, весёлые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички её семечки, держатся стайкой.
Вот прилетели чечётки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечётки могут быть разные. Есть чечётки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечётки – наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.
Голуби медлительные, спокойные. Не такие пугливые, близко подходят к человеку.
Снегири – спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клёна. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости.
Вороны, сороки, галки – это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе/сельской местности они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом/сельской местностью, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья чёрные. Бока у неё белые. Потому сорок называют «пёстрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит, есть несолёное сало на кормушке.
Синички имеют жёлтую грудку и чёрную шапочку на голове, белые щёчки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на верёвке, за которую сало прикреплено на кормушке.
Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на чёрных крыльях жёлтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, приседают, едят семена.
Рисунок со стихотворением приготовили
Шестакова Марина Анатольевна с сынишкой Артёмом
«Снегири на ветке ели» - рисунок мамы Филичевой Татьяны Александровны и дочки Анечки
Коллаж «Птицы на дереве» приготовили мама Комарова Светлана Николаевна и дочка Настенька
Рисунок «Дятел на сосне» приготовил старший брат Виталий младшему братишке Стёпе
Подготовила материал: Елена Геннадьевна Кузнецова, воспитатель I квалификационной категории.