Наталья Сидорова
Проект по патриотическому воспитанию «Дедушкина медаль»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.»
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Дедушкина медаль“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребё нка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.
Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Дедушкина медаль».
Цель проекта состояла в осуществлении нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
• познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
• познакомить с памятниками героям войны в г. Твери;
• изучить военные песни и стихи, прочитать рассказы;
• сформировать интерес к истории своей семьи;
• раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны).
Задачи:
1. Знакомство детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
2. Посещение памятников воинам Великой Отечественной войны в Ст. Калниболотской.
3. Организация домашней беседы детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ (Организация поисковой деятельности детей по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны);
4. Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветеранов;
Возраст детей на которых рассчитан проект : старшая и подготовительная к школе группа (6-й и 7-й год жизни)
Участники проекта : дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители
Срок реализации проекта : март-май 2015 года.
Тип проекта : творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный
Форма проведения: занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, работа с родителями, проведения праздника.
Ожидаемые результаты: выпуск праздничной стенгазеты
План мероприятий
• Рассказ педагога о Великой Отечественной войне, подвигах русских солдат
• Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и пр.).
• Вместе с воспитателем дети разрабатывают план действий.
• Экскурсии к памятникам защитникам Отечества в ст. Калниболотской.
• Беседа с родственниками дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.
• При помощи родителей запись этих рассказов, создание рисунков, фотографий.
• Создание праздничной стенгазеты группы.
• Презентация стенгазеты на празднике, посвященном Дню Победы.
Этапы Содержание Срок проведения
Подготовительный
1. Составление плана реализации проекта;
Изучение методической литературы по теме;
2. Оформление Тематического уголка в группе «Наши земляки – герои ВОВ»; «9 мая – День Победы»
3. Приобщение родителей и детей к сбору информации о родственниках, участвовавших в ВОВ для создания газеты, посвященной Дню Победы;
Оформление стенда для родителей «Расскажи ребенку о войне».
4. Опрос детей «Что ты знаешь о Дне Победы».
16.03-23.03
С 01.04 по 30.04
С 01.04 по 30.04
Основной
1. Беседы на тему «Что Такое война?»; «День Победы», «Дети и война», «Мои прабабушка и прадедушка – участники войны».
2. Просмотр презентаций: «Детям о войне», «Дети – герои».
Разучивание поговорок, пословиц, стихов о войне.
3. Чтение художественной литературы : С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»; Е. Кассиль «Памятник советскому солдату»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки»;А. Твардовский «Рассказ танкиста»
4. Продуктивная деятельность: раскрашивание раскрасок по теме, рассматривание иллюстраций «День Победы», «Цветы для ветеранов», «Салют Победы».
5. Сюжетно – ролевые игры: «Моряки», «Лётчики», «Разведчики».
6. Худочественное творчество. Рисование и лепка на темы «Война глазами ребенка»; Что я знаю о Великой победе»;
7. Прослушивание музыкальных произведений «Священная война», «Катюша», «Землянка», «День Победы» и т. д.
7. Разучивание танца «Катюша», Разучивание песен стихов к утреннику.
8. Конкурс рисунков на асфальте «Миру –мир!»
Заключительный 1. Опрос «Что нового узнали о Дне Победы»
2. Утренник посвященный Дню Победы.
3. Возложение цветов к мемориалу «Неизвестного солдата»
4. Вручение георгиевских лент детям и родителям.